8x8

18 Апреля 2014

Источник: Журнал «АВТОРЕВЮ

Когда мы договаривались с камазовцами о знакомстве с новыми развозными грузовиками, те пообещали подготовить «еще что-нибудь интересное». Это «что-нибудь» оказалось самым крупным автомобилем в камазовской гамме — четырехосным вездеходом «Мустанг»!

«Мустанг» (он же КАМАЗ-6350 8x8) начал оправдывать свое название, как только я открыл дверь его кабины. Чтобы залезть внутрь, сначала надо поставить ногу на гибкое «стремя», сделанное из троса, потом подтянуться, держась за две ручки… Хоп! И я уже «в седле» — почти в двух метрах над землей, за рулем «Мустанга».

«Все вокруг знакомое, все вокруг родное»: если не считать высокой посадки, интерьер «Мустанга» почти не отличается от привычного камазовского. Лишь несколько деталей напоминают о том, что грузовик этот не совсем обычный.

Из-под передней панели торчит регулятор давления в шинах; справа под рулем — неприметные тумблеры межосевой блокировки и двухступенчатой «раздатки». Все это сделано, конечно, по-армейски (или по-советски?) грубовато, но — интересная деталь — надписи на передней панели выполнены на английском языке. Явно в расчете на экспорт! КАМАЗ-6350

Одна из клавиш на панели отвечает за включение межколесной блокировки — правда, только на задних мостах. Странно: я-то думал, что у «Мустанга» блокируются дифференциалы всех мостов!

Комментарий Даниса Валеева:

Четырехосный «Мустанг» и без того обладает отличной проходимостью: достаточно сказать, что во время испытаний он не застрял ни разу! Кроме того, машина преодолевает брод глубиной 1750 мм. А блокировку передних мостов мы не стали вводить из-за того, что при всех заблокированных дифференциалах автомобиль становится практически неуправляемым.

Необычна и коробка передач: здесь стоит немецкая 16-ступенчатая КПП ZF с переключением по схеме «двойное Н». Схема переключения выполнена в виде буквы "Н" — причем, чтобы переключать передачи верхнего ряда (с 5-й по 8-ю), надо сперва толкнуть рычаг из «нейтрали» вправо, а возвращаясь в нижний ряд, рычаг, соответственно, нужно перевести влево.

«Стартуй с третьей», — советует камазовский водитель. Несмотря на десять тонн балласта в кузове, «Мустанг» лихо берет разбег; еще несколько движений рычагом и машина уже идет по заснеженной дороге со скоростью 80 км/ч. КАМАЗ-6350

А что будет, если ровная дорога сменится «грунтовкой» с многочисленными поворотами? Мы сворачиваем на берег Камы — здесь проходит трасса, по которой гонщики команды «КАМАЗ-мастер» катают гостей завода. (Ходят слухи, что однажды гоночный КАМАЗ здесь даже «встал на уши», зацепив на полном ходу колесом бетонную плиту. Седоки, пристегнутые ремнями, не пострадали…)

Понеслись! Конечно, четырехосный «Мустанг» — не «дакаровский» болид, да и песчаная трасса, укрытая снегом, не столь эффектна, как летом. Но удовольствия масса!

«Мустанг» лихо идет по ухабистой дороге на очень приличной скорости (до 60 км/ч), при этом подвеска «проглатывает» даже серьезные ухабы, а за рулем чувствуешь себя очень уверенно: на какой угол повернул баранку — туда и едет машина, безо всяких поправок на «четырехосность».

Не меньше удивило то, что низкооборотистый двигатель позволяет проходить всю трассу на двух высших передачах (правда, при флажке делителя в положении «минус»). И в кабине не шумно — во всяком случае, для такого мастодонта…

Не понравился только процесс работы рычагом КПП. Пока не привыкнешь к коробке, можно запросто перепутать не только передачи, но и ряды. К примеру, двигаешь рычаг влево, желая включить шестую, — бах! — мотор рычит зверем: коробка уже перешла в нижний ряд, и вместо шестой на ходу «воткнулась» четвертая…

Комментарий Даниса Валеева:

Коробками передач ZF оснащались только предсерийные образцы «Мустангов». Сейчас на большинство машин устанавливается «родная» 8-ступенчатая КПП — КАМАЗ-161 с демультипликатором, a ZF мы ставим только по заказу, в основном на гражданские версии автомобиля.

Что касается нечеткого переключения, то с этой проблемой мы столкнулись у партии самосвалов КАМАЗ-6520 (они тоже были оборудованы коробками ZF). Водители «сожгли» 20 коробок, случайно переходя на нижний ряд во время движения! Коробка этого не прощает: «горят» синхронизаторы…

Причина — в слабой пружине механизма переключения. Сейчас по нашей просьбе фирма ZF устранила этот недостаток: ряды переключаются более четко.

«Рассекая» на вездеходе по заснеженным лесам, я припоминал: ведь сама по себе эта машина — далеко не новая! Для чего же камазовцы предложили ее нам на испытания? Может быть, продажи идут настолько вяло, что завод решил с помощью публикации в «Авторевю» подогреть интерес к машине?

Все оказалось намного проще. Несмотря на то, что «четырехосник» появился на свет еще в середине девяностых, его серийный выпуск начался только… в 2003 году!

Почему отличная и вполне современная (если не считать, конечно, кабину) модель «стояла на запасном пути» столько лет, камазовцы объяснять не стали. Скорее всего, дело в том, что Вооруженные силы до недавнего времени откровенно бедствовали и им было явно не до «Мустангов»…

Когда же было принято решение возобновить работу над семейством «Мустангов» (оно состоит из трех моделей — 4x4, 6x6 и 8x8), «КАМАЗ» модернизировал внедорожники: так что мы ездили уже на машине нового образца.

Комментарий Даниса Валеева:

Модернизация заключалась в следующем. Прежде всего, теперь на «Мустанги» устанавливаются только двигатели, отвечающие нормам «Евро-2». Немного изменена компоновка: к примеру, здесь стоит новая раздаточная коробка. Кроме того, сейчас Вооруженные силы ориентированы на кузова контейнерного типа — а значит, надо было доработать шасси. Вдобавок на базе «Мустангов» был создан ряд новых модификаций — это, к примеру, четырехосный седельный тягач и вариант с цельносварной броне — кабиной фирмы «Астейс».

Кстати, о бронировании: на кузове «контейнерного типа», который стоит на «нашем» вездеходе, видны многочисленные крепления. Знаете, для чего? Для навесных бронепанелей!

Если же говорить об «анатомии» самого грузовика, то она такова. Двигатель наиболее мощный в камазовской гамме, 360-сильный. Из импортных комплектующих здесь только турбокомпрессор Schwitzer и форсунки Bosch.

Про коробки передач мы уже упоминали, но есть и еще один необычный вариант: сейчас испытывается «Мустанг» с так называемой гидродиапазонной КПП, разработанной в НАМИ. Гидротрансформатор между двигателем и механической коробкой позволяет в 2,5 раза увеличить крутящий момент при старте!

Мосты унифицированы с моделью 43118. Гидроусилитель так понравившегося нам рулевого управления — от модели 4310 (но с увеличенной производительностью); а поскольку поворачиваются и колеса второй оси, здесь стоят гидроцилиндры-"помощники" борисовского производства. Словом, несмотря на свою уникальность, четырехосный «Мустанг» во многом унифицирован с серийными КАМАЗами — что, собственно, и требуется военным.

Уже после знакомства с «Мустангом» я вспомнил поездку двухгодичной давности на вездеходах IVECO по пустыне Сахара. Тогда часть пути я прошел на аналоге камской машины — итальянском «четырехоснике» Astra.

Скажу честно: по сравнению с аскетичной и тесной «Астрой», водитель которой чувствует себя почти как в танке, «Мустанг» едва ли не вершина комфорта!

А камазовцы утверждают, что эта машина — самая энерговооруженная в российской армии. Правда, пока военные не спешат покупать ее: для Министерства обороны построено лишь семь комплексов «Мустанг» (каждый комплекс состоит из трех автомобилей — 4x4, 6x6 и 8x8).

Да и в целом четырехосный КАМАЗ-6350 остается редкой (если не сказать — уникальной!) машиной. Если не учитывать опытные образцы, построено всего около 30 экземпляров; самый крупный заказчик этих машин — «Татнефтегеофизика», где вездеходы работают на сейсморазведке.

Сейчас завод строит по 79 «четырехосников» в месяц, причем не на конвейере, а в экспериментальном цехе. Вездеходы могут гордиться своим местом рождения: бок о бок с ними готовятся к соревнованиям «дакаровские», гоночные грузовики…

Федор ЛАПШИН
Фото автора (перепечатка из «АВТОРЕВЮ»)