Аритмию вылечили без хирургов

18 Апреля 2014

Производство – дело серьёзное, экспромты и импровизации здесь исключаются в принципе. Отправляясь на интервью к первому заместителю генерального директора ОАО «КАМАЗ» - исполнительному директору Юрию Клочкову, который сейчас исполняет обязанности генерального директора ОАО «КАМАЗ», мы рассчитывали узнать подробности: какими силами и средствами удастся достичь поставленных целей? Оказалось, сегодня в заслугу производству Юрий Петрович ставит даже не столько «количество штук», сколько излечение от застарелой болезни!

- Меньше месяца остаётся до «экватора» года. Поскольку вы иногда ставите отметки – даже мы, журналисты, это знаем, - как оценили бы по пятибалльной шкале работу автопроизводства?

- Давайте поступим так. Вот отчёт мая. Планировалось собрать 3878 автомобилей – фактически выпустили 4098. Машкомплетов вместе с СКД по плану – 4104, в действительности 4325. Автобусных шасси – один к одному, 67. Запасных частей изготовлено на 30 миллионов рублей больше предполагавшейся цифры, более чем на 36 миллионов превысили показатель по продукции диверсификации. По итогам пяти месяцев дополнительно к плану сделали 664 автомобиля, запчастей выпустили на 326 миллионов рублей больше, продукции диверсификации изготовили больше почти на 189 миллионов. То есть идём с превышением показателей первоначального бизнес-плана и текущих корректировок. Благодарность за это – руководителям заводов: Александру Ивановичу Рыбакову – он сейчас, ввиду болезни гендиректора ПРЗ, работает за двоих, Юрию Ивановичу Герасимову – «КАМАЗ-Дизель», конечно, Ильдусу Ильясовичу Баянову, директору автомобильного завода, Геннадию Семёновичу Логунову – директору кузнечного. Когда все показатели выполнены, когда практически по всем направлениям идём «с плюсом», - оценка может быть только «отлично»! С удовольствием ставлю её всем заводам за исключением одного.

- Какого же?

- К сожалению, «КАМАЗинструментспецмаш» не выполнил план по продукции диверсификации на 25 миллионов рублей, сорвал сроки поставок строителям и нашим стратегическим партнёрам, изготавливающим трансформаторы. Так что Хамиту Хусаиновичу Хасаншину необходимо принять неординарные меры: восполнить пробелы прошедших месяцев и добиться, чтобы КИСМ вновь обрёл своё лицо.

- Что бы ни прогнозировали синоптики, июньский план говорит о том, что на «КАМАЗе» будет жарко…

- Для выполнения бизнес-плана требовалось выдерживать темп работы «180 автомобилей в сутки». Не меняя сменности работы конвейеров и всех заводов технологической цепочки, мы перешли на темп «200», в мае фактически отработали, выпуская 210 машин. А с 1 июня «зарядили» межзаводские поставки на производство 220 автомобилей в сутки. Задача июня – изготовить 4442 машкомплекта, выпустить запасных частей на 696 миллионов рублей и почти на миллиард рублей – продукции диверсификации. Этот шаг необходим, чтобы сделать следующий: в IV квартале, также, подчеркну, не меняя порядка организации производства, мы должны перейти на темп «240». Вдобавок ко всему, во втором полугодии нам предстоит выпустить невиданное за последние 20 лет количество полноприводных и тяжёлых грузовиков, примерно на четверть перекрыть по этим позициям мощности первого полугодия. Вопрос, требующий нетривиального, скажем так, подхода.

- Юрий Петрович, перед Новым годом вы сказали в интервью нашей газете, что для производства в 2011 году вполне по силам цифра 38 тысяч автомобилей. Теперь топ-менеджеры компании называют эту цифру в СМИ «умеренно-пессимистическим прогнозом». В таком случае, каков же оптимистический прогноз?

- Готовлю производственный блок под 47 тысяч машкомплектов. В этом году. С учётом результатов пяти месяцев, это реально. Таким образом «КАМАЗ» может сохранить свою долю на растущем рынке.

- Объявлен набор рабочих. Слишком серьёзны задачи, чтобы выполнить их только за счёт перераспределения персонала?

- При увеличении объёмов набор – дело естественное, хотя эти величины никогда не бывают прямо пропорциональны. Рабочие руки требуются сейчас на всех заводах «КАМАЗа». Что касается перераспределения, оно идёт, и очень правильно и своевременно генеральным директором компании принято решение об изменении системы оплаты труда. Более интенсивный труд рабочих, технологов, мастеров и оплачивается выше. И спрос за выполнение каждым их должностных обязанностей больше – и по поставкам, и по качеству.

- Слышала, увеличится количество мастеров?

- Мы несколько изменили нормы управляемости на производстве с целью усовершенствования организации процессов. Это не значит, что число управленцев вырастет. Вот тут, действительно, произошло перераспределение.

- В рамках проекта «Маяк»?

- В том числе. Кстати, в сентябре мы завершаем этот проект, хотелось бы, чтобы те руководители, которые знают за собой проблемы с отставанием по нему, мобилизовались и наверстали темпы. Иначе кто-то не будет соответствовать текущему времени.

- Это единственная на сегодня проблема?

- Разумеется, нет. Хотя цели по качеству мы выполнили, но планка поднимается выше, и проблема качества существует. В этом плане на первом месте остаются конструкторские недоработки (блок развития), есть вопросы и по исполнительской дисциплине непосредственно на заводах – на литейном, в частности.

- Помнится, у нас в газете была рубрика «Аритмия», потом она как-то сама собой исчезла…

- Значит, актуальность ушла! Мы действительно «вылечили» аритмию – и не хирургическим, а терапевтическим путём. Если не хватает комплектующих, останавливается конвейер. У нас нет невыполнения суточного задания. С февраля этого года удалось уйти от многолетней проблемы, решить которую, но безрезультатно, пытались в 2002, в 2006 годах: от так называемых «боковых», от недокомплекта. Теперь с конвейера сходят только комплектные автомобили – мы это сделали. Так что на первое место среди успехов нынешнего года я бы поставил даже не количество собранных автомобилей, а именно этот факт.

- За счёт чего удалось этого добиться?

- За счёт изменения системы управления логистикой. Заслуга здесь – автомобильного завода и, разумеется, логистического центра, его директора Михаила Александровича Сурановича. Конечно, всегда есть вопросы по повышению качества логистики, но инструментарий для этого имеется. И устранение потерь – не разовая акция. Но это уже задачи другого порядка.

- Юрий Петрович, получилось, что сейчас у нас на производстве прямо-таки «парад планет»: увеличение объёмов производства пришлось на период проекта «Маяк» и внедрение системы SAP. Одно не становится тормозом для другого?

- Именно с помощью этих инструментов мы, постоянно работая над уменьшением потерь, и достигаем увеличения объёмов производства. Не будь фундамента Производственной системы «КАМАЗ», не используй мы инструментов «Маяка», технологий SAP, одним только «числом», а не умением невозможно было бы выйти на столь высокие показатели. Завершили первую фазу внедрения IT – «Учёт материалов», затем – «Календарное планирование» на автомобильном заводе, в стадии завершения – «Межзаводские поставки». На очереди проект SAP на ПРЗ, что позволит в будущем году завершить автоматизацию планирования и учёта по всей технологической цепочке – начиная с литейного завода и заканчивая автомобильным.

Самое главное, с помощью всех этих новшеств мы изменили мораль работников, от распреда до директора завода. Это позволяет нам много (и хорошо) работать сегодня и не меньше – в будущем. Бесспорно лидерство PSK «КАМАЗа» в России по внедрению методов «Бережливого производства». Очень активно включились в эту работу наши дочерние предприятия. Являясь председателем Совета директоров четырёх заводов и ИП «Мастер», я могу сравнить и оценить достижения и вне площадки автопроизводства в Челнах. Нельзя не отметить Нефтекамский автозавод, его успехи по всем показателям и неустанную работу над снижением потерь. Не случайно Раиф Салихович Маликов вошёл в сотню лучших менеджеров России. Конечно, мы берём на вооружение лучшее из мирового опыта. Но пройдёт года полтора-два, и я не исключаю, что с той же «Тойоты» или с «Даймлера» приедут обучаться определённым методам на «КАМАЗ». Будем только рады поделиться опытом!

Газета "Вести КАМАЗа", Ольга ЕРАШОВА