Испытание Севером

18 Апреля 2014
КАМАЗ-65111

Камазовские грузовики почти год проходили испытания в сибирских условиях. Причем, проходили не в надёжных руках собственных водителей — испытателей (многие так делают в рекламных целях), ОАО «КАМАЗ» проверяло свои машины в реальных условиях. Для этого машины были переданы в эксплуатацию базе ООО «Севереврострой», расположенной в г. Лангепас (север Тюменской области). Испытаниям подвергались 5 автомобилей КАМАЗ-65115, 2 автомобиля КАМАЗ-65111 и два автомобиля КАМАЗ-6540. Вот их краткие технические характеристики.

Таблица 1. Основные технические характеристики автомобилей-самосвалов КАМАЗ
No. Модель Колесная формула Модель двигателя Модель коробки передач Переда-точное число главной передачи Объем кузова, м3 Грузо-подъемность, т.
1.                   65115 6х4 740.13 15 5,43 8,5 15
2.                   65115 6х4 740.2 15 5,43 8,5 15
3.                   65115 6х4 740.13 152 6,53 8,5 15
4.                   65115 6х4 740.11 15 5,43 8,5 15
5.                   65115 6х4 740.3 ZF9S109 5,43 8,5 15
6.                   65111 6х6 740.13 14 5,43 8,2 14
7.                   65111 6х6 740.11 14 5,43 8,2 14
8.                   6540 8х4 7403.1 152 6,53 11 18,5
9.                   6540 8х4 7403.1 152 6,53 11 18,5

Все грузовики, переданные сибирякам — обычные, то есть без доработок в конструкции и ходовой части. Причем, и работать, и отдыхать КАМАЗам пришлось на свежем воздухе. Производственная база ООО «Севереврострой» имеет открытую стоянку автотранспорта.
КАМАЗ-65115

Автомобили-самосвалы эксплуатировались при перевозке намывочного песка из карьера на окраине г.Покачи, расположенном в 100 км от основной базы, на «нефтяные кусты». Температура воздуха в зимний период составляла от -20°С до -40°С. Среднее плечо ездки 10 км. Загрузка автомобилей песком производилась экскаватором РС-300 «Камацу» с объемом ковша 1,25 м3 .

От карьера к месту разгрузки автомобили двигались по заснеженной дороге с асфальтобетонным покрытием, со скоростью от 15 до 60 км/час. В некоторых местах скорость ограничивалась недостаточной шириной проезжей части, из-за чего грузовикам было трудно разъехаться со встречным транспортом.

В таблице 2 приведены результаты испытаний по определению технико-экономических показателей.

Таблица2. Основные технико-эксплуатационные показатели автомобилей КАМАЗ
No. Модель Гар.No. Общий пробег Ср. плечо ездки, км Ср. техн. скорость, км/ч Ср. расход топлива л/100 км
1.    65115 471 62908 10 30 57,4
2.    65115 41 73705 10 32 55
3.    65115 7 84849 10 31 54,5
4.    65115 16 96629 10 30 54,9
5.    65115 29 26000 10 30 58
6.    65111 42 19470 10 30 56,8
7.    65111 176 26822 10 30 57,3
8.    6540 173 14734 10 32 54,5
9.    6540 155 12150 10 34 54,3

Из этих данных следует, что в таких условиях эксплуатации наиболее эффективны автомобили КАМАЗ-6540, поскольку они движутся с более высокими средними скоростями при меньшем расходе топлива.
КАМАЗ-6540

Испытания показали, что КАМАЗы достаточно хорошо приспособлены к перевозке различных сыпучих строительных грузов. Размеры платформы обеспечивают эффективное использование грузоподъемности. Наилучшие показатели проходимости отмечаются у автомобиля КАМАЗ-65111.

При маневрировании в местах погрузки и разгрузки КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-65111 затруднений не испытывали. А вот у порожнего КАМАЗ-6540 отмечалась пробуксовка ведущих колес. Это связано с тем, что у четырехосной машины сопротивление движению двух первых осей выше. Впрочем, специалисты отметили, что пробуксовки можно избежать, установив шины с проектором повышенной проходимости.

Работоспособность и надежность узлов КАМАЗов оценивали водители. Опрос был проведен среди 30-ти водителей со стажем работы на КамАЗах от 2 до 24 лет.

Результаты приведены в таблице 3. Оценки поставлены по 5-балльной шкале.

Таблица 3. Оценка потребителем эксплуатационных качеств автомобилей КАМАЗ
No. Потребительские свойства Средняя оценка Оценки в %-м отношении
2 3 4 5
1 Автомобили в целом
1.1 Управляемость и устойчивость 4,8 - 9 45,5 45,5
1.2 Грузоподъемность 4,5 - 9 41 50
1.3 Плавность хода 4 - 27,25 45,5 27,25
1.4 Удобство обслуживания 3,3 - 63,6 36,4 -
2 Кабина
2.1 Обзорность 5 - - - 100
2.2 Тепловой режим 4,3 - 9 36.4 54.6
2.3 Интерьер 4,2 - 30 20 50
2.4 Безопасность 3,3 18,2 36,4 36,4 9
3 Двигатель
3.1 Мощность 4 9 18,2 36,4 36,4
3.2 Пусковые качества 3 18,2 54,6 9 18,2
3.3 Расход топлива 3,8 - 36,4 45,5 9,1

Высокие оценки потребитель выставил за обзорность, устойчивость, управляемость, грузоподъемность. Тепловой комфорт, интерьер и мощность двигателя претензий не вызывают. Топливная экономичность, удобство в обслуживания и безопасность превзошли барьер «удовлетворительно». А вот над облегчением запуска двигателя в сибирские морозы следует поработать.

Результаты оценки потребителем надежности основных узлов и агрегатов автомобилей КАМАЗ сведены в таблице 4.

Таблица 4. Оценка потребителем надежности автомобилей КАМАЗ
No. Узлы, агрегаты и системы Средняя Оценки в % отношении
оценка 2 3 4 5
1.     Рулевое управление 4,7 - - 27 73
2.     Кабина 4,5 - - 45 55
3.     Гидросистема 4,2 - 40 20 40
4.     Эл.оборудование 4,2 - 28 36 36
5.     Ведущие мосты 4,2 - 27 46 27
6.     Кузов 4,1 - 20 50 30
7.     Коробка передач 4 - 18 36 46
8.     Колеса и ступицы 3,8 - 36 18 46
9.     Тормозная система 3,8 9 37 27 27
10.  Подвеска 3,6 - 37 63 -
11.  Двигатель 3,5 - 46 45 9
12.  Карданные валы 3,5 - 56 45 -
13.  Сцепление 3,3 9 37 45 9
14.  Раздаточная коробка 2,5 36 55 9 -

Нарекания вызывают раздаточная коробка автомобилей КАМАЗ-65111 и сцепление. Все остальные узлы, агрегаты и системы КАМАЗов получили оценки «хорошо» и «очень хорошо».

Признание потребителей, полученное под колючими лучами Полярной звезды, греет по-особому! Но и останавливаться «на достигнутом» не даёт — заставляет думать и делать так, чтобы и раскалённые пески пустынь, и обжигающие снега севера КАМАЗу были нипочём.