Итоги первого квартала — выход из кризиса?

1 Июня 2010

Источник: Журнал «Автобизнес», №6'2010

Итоги первого квартала — выход из кризиса? (PDF, 1.08 МБ)

Грузовые автомобили

Производство грузовых автомобилей

На фоне существенного падения производства в первом квартале 2009 г., достигшего тогда 75%, прирост в первом квартале 2010 г. на уровне 35,2% можно расценивать как определенный прорыв.

Положительная динамика отмечается по многим компаниям, выпускающим грузовую технику.

На ГАЗе в первом квартале 2010 г. было выпущено 8,9 тыс. ед. грузовой техники, что на 57,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Особую надежду производитель возлагает на модернизированный автомобиль «Газель-Бизнес», серийное производство которого началось 4 февраля, а официальные продажи в России стартовали 25 февраля 2010 г. Минимальная розничная цена модели, по информации производителя, составляет 425 тыс. руб. К началу продаж «ГазелиБизнес» в дилерскую сеть было поставлено 500 автомобилей, а в сервисные центры – необходимый объем запчастей.

При производстве автомобиля «ГазелиБизнес» используются компоненты известных зарубежных поставщиков: рулевое управление с гидроусилителем руля ZF, амортизаторы подвески колес и сцепление ZF Sachs, главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем Bosch, радиатор T-Rad, опоры двигателя Anvis, карданная передача Tirsan Kardan, подшипники коробки передач SKF, синхронизаторы коробки передач Hoerbiger, манжеты заднего моста Rubena и др.

Автомобиль получил усовершенствованный двигатель УМЗ, конструктивные улучшения которого коснулись систем зажигания, пуска, охлаждения и др. В целом увеличена надежность всех основных узлов и агрегатов. Ресурс автомобиля вырос с 250 тыс. км до 300 тыс. км. Изменения коснулись не только основных технико-эксплуатационных характеристик, но и эргономики, интерьера и экстерьера. В частности, в «Газели-Бизнес» установлен новый бампер, а также облицовка радиатора. Салон автомобиля получил новую панель приборов, значительно улучшилась эргономика водительского места.

Обновленную «Газель-Бизнес» также отличает топливная экономичность. Кроме бензиновой комплектации модели разработаны автомобили, способные работать на газовом топливе. Производителем газобаллонного оборудования для «Газели-Бизнес» является итальянская компания OMVL, которая поставляет свою продукцию для PSA Peugeot Citroen, Volkswagen-FAW, Iran Kohdro, Saipa и др. По информации производителя, стоимость владения «ГазельюБизнес», работающей на сжиженном газе, на 20% ниже, чем у бензиновой версии. Серийный выпуск бортовых автомобилей «Газель-Бизнес», оснащенных двухтопливными газобензиновыми двигателями, стартовал в начале апреля 2010 г.

Производитель уточняет, что в результате улучшения потребительских свойств «Газели-Бизнес» на 10% сокращена стоимость владения автомобилем. На 50% увеличен межсервисный пробег, который теперь составляет 15 тыс. км. Для автомобиля «Газель-Бизнес» действует базовая гарантия – 2 года или 80 тыс. км пробега, при этом на основные узлы и агрегаты при таком же сроке гарантии пробег увеличен до 100 тыс. км.

Для эффективной реализации автомобиля «Газель-Бизнес» производитель совместно с банками и лизинговыми компаниями разработал целый комплекс финансовых продуктов. Например, приобрести модель в лизинг можно, заплатив минимальный первоначальный взнос в размере 21,25 тыс. руб., в то время как ранее этот порог был гораздо выше – не менее 106 тыс. руб. (25% стоимости автомобиля).

После февральской премьеры в России, «Газель-Бизнес» отправилась осваивать рынки ближнего зарубежья. Весной 2010 г. начались продажи обновленной «ГазелиБизнес» в Беларуси. Реализация автомобилей осуществляется через сервисно-сбытовую сеть производственно-торгового предприятия «БелГАЗавтосервис», которое является генеральным партнером ГАЗа в Республике Беларусь. На белорусском рынке, также как и на российском, потребителям предлагаются различные финансовые продукты, разработанные «Группой ГАЗ» в сотрудничестве с «БелГАЗавтосервисом» и лизинговыми компаниями «ИнтеллектЛизинг» и «Открытая линия».

На другом предприятии, входящем в «Группу ГАЗ», – АЗ «Урал» за первые три месяца текущего года было выпущено 1,7 тыс. грузовых автомобилей, что на 18,7% превышает аналогичный показатель за аналогичный период прошлого года. Несмотря на кризис, в начале года увеличились показатели как по самосвалам, так и седельным тягачам, а также частично – по бортовым автомобилям.

В условиях кризиса достаточно стабильными являются продажи техники, ориентированной на нужды естественных монополий. Одно из подобных соглашений было достигнуто в феврале 2010 г. В результате победы на проведенном тогда тендере АЗ «УРАЛ» получил право поставки 172 ед. коммерческой техники для нефтегазодобывающей компании «Сургут-нефтегаз». Для нужд предприятия предназначены: 60 перспективных седельных тягачей УРАЛ-44202-59 с колесной формулой 6x6, с рестайлинговой кабиной, 32 автотопливозаправщика АТЗ-10 на шасси модели УРАЛ-4320 с колесной формулой 6x6, а также 80 вахтовых автобусов.

На КАМАЗе в первом квартале 2010 г. произведено 5,7 тыс. ед. грузовой техники. Это на 16,7% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Начало года, когда рынок традиционно находится в стагнации, оказалось для КАМАЗа благоприятным. На предприятии констатируют, что становятся очевидными предпосылки для улучшения ситуации на автомобильном рынке. В марте руководство ОАО «КАМАЗ» объявило о переводе производства на пятидневную рабочую неделю до 1 августа. Темп выпуска автомобильной техники сохранится на уровне 150–160 ед. в сутки. В целом в 2010 г. КАМАЗ намерен продать 28,2 тыс. грузовиков.

Несмотря на кризис, производитель продолжил работы по начатым ранее направлениям. Одно из них связано с рестайлингом кабины. В январе 2010 г. первая партия автомобилей КАМАЗ с рестайлинговой кабиной поступила в продажу. Значительную часть таких машин составили бортовые автомобили КАМАЗ-65117. Ожидается, что в первом полугодии текущего года на выпуск с рестайлинговыми кабинами будет переведена модель КАМАЗ-65117.

В феврале 2010 г. производитель пошел на беспрецедентные меры, объявив о снижении цен почти на 120 наиболее востребованных позиций запчастей. По информации производителя, цены на них должны сократиться от 4% до 80%. Данная мера была предпринята для стимулирования продаж фирменных запасных частей, выпускаемых как КАМАЗом, так и его партнерами по лицензионным соглашениям. Производитель намерен и дальше укреплять свои позиции на рынке запчастей, где возрастает влияние дешевой и некачественной продукции.

КАМАЗ продолжает осваивать внешние рынки, в том числе за счет создания совместных предприятий за рубежом. В конце февраля 2010 г. в Индии было официально открыто сборочное производство грузовиков на СП «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед» в г. Хосуре. Напомним, официальная договоренность, отраженная в меморандуме о создании СП, была достигнута в марте 2009 г. Сборочное производство камазов располагается в городе Хосуре, в 70-ти километрах от индийского города Бангалора. Проектная мощность СП, созданного на производственной базе индийской группы компаний «Вектра», составляет 5 тыс. автомобилей в год. Планируется, что сначала на СП будет осуществляться сборка нескольких моделей бортовых автомобилей и строительных самосвалов на шасси КАМАЗ-6540 с правосторонним расположением руля, а также выпуск магистральных тягачей КАМАЗ-5460. Впоследствии производственная программа может быть скорректирована с учетом текущего и перспективного рыночного спроса.

В начале 2010 г. произошло важное событие, связанное с дальнейшим развитием взаимоотношений КАМАЗа с его зарубежным партнером – концерном Daimler Trucks. Daimler Trucks при участии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) намерен увеличить свою долю в ОАО «КАМАЗ», о чем было сообщено в феврале 2010 г. Между концерном Daimler AG и российской инвестиционной компанией «Тройка Диалог» было подписано соглашение, по которому Daimler AG совместно с ЕБРР увеличит свою долю в капитале ОАО «КАМАЗ» за счет приобретения у «Тройки Диалог» дополнительных 5% акций российского автопроизводителя. Стратегическое партнерство компании Daimler Trucks с ОАО «КАМАЗ», государственной корпорацией «Ростехнологии» и инвестиционной компанией «Тройка Диалог» было начато в декабре 2008 г. Тогда концерн Daimler AG приобрел 10% акций ОАО «КАМАЗ».

Что касается февральских договоренностей в 2010 г., то, согласно планам, на начальном этапе доля концерна Daimler AG в капитале КАМАЗа увеличится на 1% – до 11%. Остальные 4% акций будут приобретены ЕБРР, который получит место в совете директоров ОАО «КАМАЗ». Представители концерна Daimler AG находятся в совете директоров ОАО «КАМАЗ» с 2009 г.

Напомним, что КАМАЗ и Daimler Trucks реализуют несколько совместных проектов. В ноябре 2009 г. Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» подписали соглашение о создании двух совместных предприятий. В СП «Fuso KAMAZ Trucks Rus» компаниям должно принадлежать по 50% акций. Для выпуска грузовых автомобилей были выбраны производственные площади КАМАЗа в Набережных Челнах, отдел продаж компании расположен в Казани. Другое совместное предприятие, создаваемое Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» на паритетной основе, – Mercedes-Benz Trucks Vostok. Планировалось, что на начальном этапе в рамках данного СП в Набережных Челнах будут производиться тяжелые грузовые автомобили Mercedes-Benz Actros и Axor. Отдел продаж подразделений Mercedes-Benz Trucks and Buses находится в Москве. Согласно планам, выпуск грузовиков начнется во втором квартале 2010 г.

Весной текущего года тема совместных предприятий получила новое прочтение. В конце марта 2010 г. КАМАЗ и Case New Holland (CNH Global NV), входящая в FIAT Group, объявили о создании в России СП по производству сельскохозяйственной и строительной техники. Доли российской и зарубежной сторон в созданной компании CNH-KAMAZ Industrial BV распределились на паритетной основе. Работа СП организована на производственных площадях ОАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах. В общей сложности они составляют более 50 тыс. м2. Согласно планам, на начальном этапе инвестиции в проект составляют около 70 млн. долл., что обеспечит выпуск до 4 тыс. ед. техники в год, включая строительную технику, а также комбайны и тракторы. Согласно достигнутым договоренностям, зарубежный партнер передает в СП несколько своих моделей, а также технологии, включая предприятие в Набережных Челнах, в глобальную производственную сеть компании. Продукция СП будет выпускаться под марками New Holland Agriculture и New Holland Construction. Техника, предназначенная к выпуску на СП, станет реализовываться, прежде всего, в России. В дальнейшем возможны поставки и в страны ближнего зарубежья. Выпуск строительной и сельскохозяйственной техники был запланирован на апрель 2010 г., производство экскаваторных погрузочных машин New Holland Construction начнется в конце года. Для продвижения выпускаемой продукции на российском рынке будет создано новое СП.

Автобусы

Производство автобусов

В 2010 г. увеличение производства автобусов, являющихся дорогостоящей коммерческой техникой, оказалось для экспертов несколько неожиданным, особенно на фоне негативных тенденций в секторе пассажирских перевозок. Вместе с тем сработать с плюсом удалось далеко не всем производителям. В особенно тяжелом положении оказались небольшие компании. Кроме того, несмотря на существенный прирост по итогам первого квартала 2010 г. (+17%), в автобусном секторе отмечается разнонаправленная динамика производственных показателей даже среди крупных предприятий, часть из которых продемонстрировала отрицательную динамику.

На НЕФАЗе собрано 140 ед. автобусной техники – прирост относительно первого квартала 2009 г. достиг 150%. В 2010 г. производитель продолжил участвовать в тендерах. В марте 2010 г. НЕФАЗ выиграл тендер на поставку 60 автобусов в Санкт-Петербург. Низкопольные автобусы НЕФАЗ-5299-30-32 укомплектованы двигателем Cummins. В автобусах, предназначенных для работы в северной столице, предусмотрены дополнительные опции для перевозки людей с ограниченными возможностями. Также в марте состоялась передача первой партии из пяти городских автобусов НЕФАЗ-5299 в Самару. Автобусы укомплектованы двигателем Cummins и автоматической коробкой передач Voith. Общий объем заказа для самарского «Пассажиравтотранса» составляет 50 автобусов.

***

В первом квартале 2010 г. объем российского рынка автомобильной техники, включая все сегменты, составил 288,2 тыс. ед. При этом легковые автомобили занимают 89,5% рынка, или 257,8 тыс. ед. Грузовым автомобилям по итогам квартала принадлежит 8,2%, или 23,8 тыс. ед. Автобусы составляют 2,3% от объема рынка, или 6,6 тыс. ед.

Развитие каждого сегмента автомобильной техники в первом квартале текущего года протекало неоднозначно. Сектор легковых автомобилей продемонстрировал большую динамику по сравнению с другими сегментами. Значимую роль при этом сыграли государственные меры, направленные на стимулирование продаж техники российского производства, занимающей значительную долю рынка легковых автомобилей. Прежде всего, это программа льготного кредитования, а также запущенная совсем недавно программа утилизации.

Некоторое оживление потребительского спроса, которое отмечалось в первом квартале текущего года, может смениться стагнацией после завершения срока реализации государственных программ. Избежать этого можно только в том случае, если произойдет существенное улучшение макроэкономической ситуации.

В сегменте грузовой техники, во многом ориентированной на индустриальный спрос, ситуация также неопределенная. Увеличение производства этой техники в России в первом квартале текущего года частично обусловлено реализацией остатков на складах, а не более объективными факторами, связанными с восстановлением деловой активности. Индекс промышленного производства в первом квартале 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г., по данным Росстата, составил 105,8%. Однако такой показатель во многом определяется работой не только обрабатывающих производств, но и деятельностью, связанной с добычей полезных ископаемых и т.д. Кроме того, обращает на себя внимание невысокий показатель оборота розничной торговли, свидетельствующий о небольшой потребительской и в целом экономической активности. За первые три месяца текущего года по отношению к первому кварталу 2009 г., когда отмечался существенный спад по многим отраслям экономики, оборот розничной торговли вырос только на 1,3%. При этом инвестиции в основной капитал в первом квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., по оценочным данным, сократились на 4,7%.

Непростая ситуация складывается и в сегменте автобусной техники. В условиях невысокой экономической активности перспективы сектора пассажирских перевозок остаются весьма туманными. В настоящее время у среднестатистического потребителя транспортных услуг мало финансовых возможностей существенно увеличивать количество поездок, длину маршрутов, в особенности на междугородних и международных перевозках. Формальный рост доходов населения фактически нивелируется ростом потребительских цен. Отношение реальных располагаемых доходов населения в первом квартале 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г., по предварительным данным, составило 107,4%. Индекс потребительских цен на тот же временной отрезок равен 107,2%. В результате ключевые покупатели автобусной техники – пассажирские перевозчики – не могут обновлять или расширять парк техники.

Некоторые представители российского автомобильного рынка выражают надежду, что начало текущего года окажется стартовой площадкой для выхода из кризиса. Но реально ли это при существующих макроэкономических показателях? Возможно, в 2010 г. будут созданы только предпосылки для будущего выхода из кризиса.

Татьяна Балыкина