Итоги полугодия – положительная динамика

2 Июля 2010

Источник: Журнал «Автобизнес», №№7-8'2010

Итоги полугодия – положительная динамика (PDF, 1.96 МБ)

В последнее время некоторые производители стали пересматривать свою политику организации производства в части закупочной и сбытовой логистики. Впрочем, выгодная транспортная логистика всегда имела особое значение. Но до кризиса, на фоне бурного роста экономик многих стран, в условиях усиливающейся глобализации различие в стоимости ресурсов в разных странах становилось не столь существенным. Исключением при этом являлась в основном цена транспортировки до места использования. Поэтому именно фактор выгодной транспортной логистики во многом выступал катализатором создания новых предприятий, в том числе совместных.

На сегодняшний день отношение автопроизводителей к логистической составляющей несколько иное, чем было до кризиса. Если раньше логистический фактор служил основой активного развития производства, то сегодня он воспринимается, прежде всего, как необходимое условие выживания. В качестве примера можно назвать частичную переориентацию производственных мощностей компанией SOLLERS на Дальний Восток, куда дешевле и проще доставить необходимые машинокомплекты. В чем-то похожий сценарий, но в несколько ином масштабе решил использовать КАМАЗ, открывший небольшое предприятие по сборке автомобилей на базе одного из своих дилеров в Хабаровске.

Для стабилизации спроса и укрепления лояльности клиентов в условиях кризиса некоторые автопроизводители пошли на беспрецедентные меры, снижая цены. Вместе с тем уменьшение цены готового автомобиля для автопроизводителей является не особенно популярной, даже скорее вынужденной мерой. Более активно автопроизводители снижали цены на запчасти, пытаясь тем самым привлечь потенциальных покупателей автомобилей. Одним из отечественных предприятий, активно внедряющих такие меры, стал КАМАЗ, который в начале текущего года объявил о снижении цен почти на 120 позиций запчастей, пользующихся повышенным спросом. По оценкам производителя, сокращение стоимости деталей в зависимости от номенклатуры даже может достигать 80%.

Для многих представителей российского автомобильного рынка сложным оказался не только пик кризиса, но и посткризисный период, когда нет ясности, как будет развиваться рынок и какой политики следует придерживаться компаниям. Именно этим отчасти можно объяснить дисбаланс спроса и предложения, который сформировался на российском автомобильном рынке.

Производство грузовых автомобилей

В первом полугодии 2010 г. положительную динамику продемонстрировали прежде всего крупные производители грузовой техники. На КАМАЗе в первом полугодии 2010 г. выпущено 14,7 тыс. грузовых автомобилей, что на 36,4% больше, чем за аналогичный период 2009 г.

Первое полугодие 2010 г. оказалось для КАМАЗа достаточно насыщенным разными событиями. В самом начале года на рынок поступили первые КАМАЗы с рестайлинговой кабиной. В основном это были автомобили КАМАЗ-65117. Планируется, что в дальнейшем КАМАЗ полностью переориентирует свое производство на выпуск рестайлинговой техники. В первом полугодии на сборку автомобилей с подобными кабинами переведена модель КАМАЗ-65117, с которой и начался эксперимент.

В феврале 2010 г. состоялось открытие сборочного производства грузовиков в Индии (г.Хосур). Автомобили собираются на новом совместном предприятии «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед». Проектная мощность завода составляет 5 тыс. машин в год. Согласно планам, сначала на предприятии должны выпускаться несколько моделей бортовых автомобилей и строительных самосвалов на шасси КАМАЗ-6540 с правосторонним расположением руля, а также магистральные тягачи КАМАЗ-5460.

Почти через месяц после открытия завода в Индии, в марте 2010 г. было официально объявлено о создании нового СП по производству сельскохозяйственной и строительной техники, декларация о намерениях по которому была подписана осенью 2009 г. Иностранным партнером КАМАЗа стала компания CNH Global NV, входящая в FIAT Group. Вклады обеих сторон в новое СП – CNH-KAMAZ Industrial BV– распределились на равной основе. Для выпуска техники были выбраны производственные территории КАМАЗа в Набережных Челнах общей площадью свыше 50 тыс. м2. Ожидается, что на начальном этапе инвестиции в проект составят 70 млн. долл., что позволит освоить производство строительной техники, а также комбайнов и тракторов – общий объем может составить 4 тыс. ед. в год. Компания CNH передает в СП несколько своих моделей, а также технологии. Кроме того, созданное в Набережных Челнах предприятие становится членом глобальной производственной сети компании. О начале сборки сельскохозяйственной техники было объявлено в конце мая текущего года. Продукция СП, в том числе компоненты и инструменты, выпускается под брэндами New Holland Agriculture и New Holland Construction. Предполагается, что производимая на СП техника сначала будет продаваться в России с последующим освоением внешних рынков, прежде всего, стран ближнего зарубежья. Для реализации и обслуживания техники на российской территории также создано отдельное совместное предприятие. О заключении соответствующего соглашения по созданию коммерческого СП было объявлено в конце мая текущего года. Это совместное предприятие – ООО «Си-Эн-Эйч-КАМАЗ Коммерция» (CNH-KAMAZ Commercial BV) займется рекламной деятельностью и продажами всей выпускаемой в Набережных Челнах, а также импортируемой сельскохозяйственной и строительной техники.

Таким образом, в Набережных Челнах будет работать несколько совместных предприятий, созданных КАМАЗом и Daimler Trucks и ориентированных на производство автомобильной техники. На одном из них – СП «Mercedes-Benz Trucks Vostok» – планировалось начать производство тяжелых грузовиков Mercedes-Benz Actros и Axor. Выпуск техники на этом СП был намечен на вторую половину текущего года.

Другое совместное предприятие – СП «Fuso KAMAZ Trucks Rus», созданное в Набережных Челнах КАМАЗом и Daimler Trucks, ориентировано на выпуск грузовых автомобилей Mitsubishi Fuso. Осваивать российский рынок будет грузовой автомобиль модели Canter. Полная масса данного грузовика составляет 7,5 т, грузоподъемность – 4,5 т. Автомобиль укомплектован 4,9литровым двигателем мощностью 110 кВт и крутящим моментом 471 Нм, а также новой 6-ступенчатой коробкой передач. Предусмотрены несколько вариантов грузовика с различной длиной колесной базы: 3410 мм, 3870 мм, 4170 мм и 4470 мм. Для потребителей разработаны несколько стандартных модификаций, в числе которых традиционная бортовая версия, промтоварные и изотермические фургоны, а также борта с краном-манипулятором, платформы с подъемным механизмом. Кроме традиционных модификаций предусмотрены и специальные, в частности, гидравлические вышки, мусоровозы, эвакуаторы. Таким образом, широкая линейка техники Canter способна удовлетворить потребности как представителей бизнеса, в том числе малых и средних предприятий, так и государственных и муниципальных организаций. О начале производства на предприятии Fuso KAMAZ Trucks Rus было объявлено в конце апреля текущего года. Почти сразу определились и первые российские дилеры «Фузо КАМАЗ Тракс Рус», которые будут заниматься продажей и сервисным обслуживанием автомобилей Mitsubishi Fuso. Ими стали «МерседесБенц Север», расположенный в Москве, а также компания «Арбакам автосервис», работающая в Казани, где находится центральный офис «Фузо КАМАЗ Тракс Рус». Согласно планам, на начальном этапе будет открыто 30 дилерских центров в крупнейших российских городах, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре и др. Дилерами могут стать как компании, уже работающие с производителями-участниками СП, так и независимые дилерские организации.

КАМАЗ продемонстрировал нестандартный подход к организации производства автомобильной техники в условиях кризиса. В конце мая текущего года производитель объявил о создании в Хабаровске предприятия, которое будет заниматься сборкой автомобилей и специальной автотехники. Особенность этого проекта заключается в том, что новое производство размещается на базе одного из крупнейших официальных дилеров Камского автозавода на Дальнем Востоке – Хабаровского автоцентра КАМАЗ. Предполагаемый объем производства – небольшой, проектная мощность составляет 200-250 автомобилей в год. Перечень планируемой к сборке техники не ограничивается только стандартными бортовыми автомобилями. В данном автоцентре Хабаровска также будут собираться автомобили с кран-манипуляторными устройствами, изотермические фургоны, вахтовые автобусы и ряд других моделей техники КАМАЗ. Организовать сборку автомобилей на базе одного из автоцентров во многом было решено по экономическим причинам. Перевозка крупногабаритной автотехники на Дальний Восток осуществлялась в основном по железной дороге. Транспортировка готовых автомобилей, в особенности с удлиненной базой или высокой крышей, связана со значительными затратами. Более выгодной оказалась перевозка шасси основных сборочных узлов. Для сборки своих автомобилей КАМАЗ будет поставлять в Хабаровск только шасси и оригинальные детали машин. Другие автокомпоненты созданное предприятие станет закупать у местных производителей, у которых имеется лицензия КАМАЗа.

Выгода нового проекта очевидна не только для КАМАЗа, который сокращает расходы по транспортной логистике, но и для его официального дилера, получающего дополнительный источник дохода. Организуя пусть и не особенно масштабную сборку своих автомобилей на Дальнем Востоке, КАМАЗ может укрепить свой имидж и противостоять дешевым подержаным грузовикам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Плюсы нового проекта также должны ощутить и потребители на Дальнем Востоке, которые смогут получить заказанный автомобиль в более сжатые сроки.

На полную реализацию проекта должно уйти несколько месяцев, ожидается, что он будет завершен до конца октября 2010 г. Предполагается, что проект сможет окупить себя за три года. Лучшие сотрудники Хабаровского автоцентра КАМАЗ уже прошли обучение и сертификацию, необходимые для выполнения работ на новом предприятии. Ожидается, что кроме производства автомобильной техники Хабаровский автоцентр КАМАЗ также будет частично заниматься и ее реализацией.

Несмотря на кризис, в первом полугодии 2010 г. на КАМАЗе продолжились процессы модернизации оборудования. В частности, в мае текущего года на совместном российско-германском предприятии «Кнорр-Бремзе Кама» в Набережных Челнах состоялся запуск линии по выпуску гасителей крутильных колебаний для грузовых автомобилей КАМАЗ. В конце июня на прессово-рамном заводе КАМАЗа начала работу новая окрасочная линия кабин производства компании Durr (Германия). Установка данной линии является одним из завершающих этапов инвестиционного проекта КАМАЗа по созданию современного окрасочного производства кабин для грузовых автомобилей. Для реализации столь масштабного проекта, суммарные инвестиции КАМАЗа в который составили 1,5 млрд. руб., потребовалось 4 года. По оценкам специалистов, запуск в эксплуатацию линии Durr должен повысить коррозионную стойкость деталей кабины и оперения грузовых автомобилей КАМАЗ в 3 раза.

В 2010 г. КАМАЗ продолжил реализацию финансовых программ по продажам автомобильной техники. Производитель предложил потенциальным клиентам «принципиально новый набор услуг, значительно повышающий уровень отечественного лизинга». Для своих корпоративных клиентов КАМАЗ разработал комплексный продукт, который включает в себя услуги разработки автомобиля по требованию заказчика, программу trade-in и сервисное обслуживание. Аванс составляет 20% от стоимости приобретения. Максимальный срок лизингового договора – 42 месяца при коэффициенте удорожания 7%. В качестве бонуса была выбрана бесплатная доставка техники. Транспортировать приобретаемую в лизинг технику можно в любое место РФ, единственное ограничение – расстояние до места доставки не должно превышать 3 тыс. км от завода-производителя. К территории бесплатной доставки относится европейская часть России, Урал и некоторые районы Западной Сибири. Кроме того, для клиентов действует бесплатное техническое обслуживание в фирменном центре ТО 1000.

В первом полугодии 2010 г. произошли некоторые изменения и в плане сбытовой политики на внешнем рынке. В частности, это касается поставок техники на Украину. На этом рынке стала действовать новая схема поставок – через единого импортера, о чем было объявлено в июне текущего года. Украинский рынок является для КАМАЗа одним из значимых направлений. По информации автопроизводителя, в автопарке этой страны насчитывается более 75 тыс. автомобилей КАМАЗ. Поэтому на Украине было решено создать дочернее подразделение ОАО «КАМАЗ» – Торговую компанию «КАМАЗ». «Дочка» КАМАЗа станет выполнять функции официального импортера (дистрибьютора) продукции КАМАЗ на территории всей Украины. В ведении новой структуры будут находиться вопросы поставок, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Ожидается, что на Украине создадут склад готовой продукции, где будут постоянно находиться наиболее востребованные автомобили КАМАЗ.

В феврале текущего года производитель сообщил о некоторых изменениях, которые должны произойти в акционерном капитале компании. Зарубежный партнер КАМАЗа – Daimler Trucks при участии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) намерен увеличить свою долю в акционерном капитале российского автопроизводителя за счет покупки у инвестиционной компании «Тройка Диалог» 5% акций. Ранее концерн Daimler AG стал владельцем 10% акций ОАО «КАМАЗ», к которым теперь добавляется еще 1%. Оставшиеся 4% акций из анонсированных 5% достаются ЕБРР, получающему выход в совет директоров, где уже присутствует Daimler. В конце июня 2010 г. КАМАЗ сообщил о закрытии сделки, по условиям которой Daimler AG и ЕБРР увеличили свои доли в капитале КАМАЗа. Кроме того, на 12,2% в акционерном капитале КАМАЗа возросла доля госкорпорации «Ростехнологии», которой теперь принадлежит 49,9% акций.

Татьяна Балыкина