КАМАЗ-Металлургия: модернизация идет, потенциал есть

1 Апреля 2012

Источник: Журнал «Металлоснабжение и сбыт», 04'2012

КАМАЗ-Металлургия: модернизация идет, потенциал есть (PDF, 444.03 КБ)

Сегодня ОАО «КАМАЗ» является лидером российского грузового автомобилестроения, основным игроком на рынке России и стран СНГ. Компания занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и восьмое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. Автомобили «КАМАЗ» эксплуатируются более чем в 80 странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Единый производственный комплекс группы КАМАЗ охватывает весь технологический цикл выпуска грузовых автомобилей, начиная с разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов и заканчивая реализацией готовой продукции и последующего сервисного сопровождения.

За последние несколько лет компании удалось добиться существенного повышения качества и улучшения технических характеристик продукции за счет внедрения передовых методов управления производством, совершенствования конструкции автомобилей, их основных узлов и агрегатов, взаимодействия с лучшими мировыми производителями комплектующих.

Сегодня она выпускает более 30 моделей и свыше 400 комплектаций грузовой автомобильной техники. Грузовые машины представлены 52 базовыми модификациями с разнообразной комплектацией. Компания постепенно расширяет линейку продукции. За минувшие пять лет продукция, выпускаемая под брендом «КАМАЗ», была диверсифицирована за счет новых моделей и семейств — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъемности.

Созданы новые совместные предприятия с иностранными производителями автотехники, что позволило КАМАЗу дополнить линейку выпускаемой продукции новыми брендами, такими как Mersedes-Benz, Mitsubishi Fuso и CNH.

Группа КАМАЗ — это более 170 компаний, расположенных в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, обеспечивающих полный жизненный цикл автомобильной продукции. Основной ее производственный потенциал — единый технологический комплекс по выпуску грузовых автомобилей сконцентрирован в Набережных Челнах (Республика Татарстан). Крупнейшим производством технологического комплекса группы является ОАО «КАМАЗ-Металлургия» — литейное и кузнечное производства.

КАМАЗ-Металлургия — специализированное предприятие по изготовлению литых заготовок из серого, высокопрочного чугуна, стального и точного литья, цветного литья, поковок. Подразделение имеет два основных направления деятельности. Первое связано с принадлежностью к промышленной группе заводов ОАО «КАМАЗ». Основная задача — полное и своевременное обеспечение потребности промышленной группы необходимым литьем, поковками, подготовка к производству новых видов продукции согласно планам ОАО «КАМАЗ» по диверсификации продукции, а также снижение себестоимости продукции для повышения общей конкурентоспособности. Второе направление — выпуск продукции для других предприятий России и на экспорт для ведущих автомобильных и машиностроительных фирм ближнего и дальнего зарубежья.

История литейного подразделения КАМАЗа началась в 2001 г. 16 июня совет директоров утвердил новую структуру управления акционерным обществом. В основу была положена продуктовая направленность: производство грузовых автомобилей, компонентов и заготовок. В заготовительную продуктовую группу вошел литейный завод как головное предприятие, а также кузнечный, автомеханический заводы и КАМАЗвторресурсы.

Разделение на продуктовые группы было вызвано требованиями рынка и применено по аналогии с ведущими мировыми автомобилестроительными гигантами. Как правило, заказчики, особенно зарубежные, предпочитают сотрудничать с предприятием, имеющим возможность оказания как можно более широкого спектра услуг. К тому же объединение усилий различных служб в общий механизм позволило существенно снизить затраты на текущую деятельность, так как заводы одной группы ориентированы в принципе на одних и тех же поставщиков и потребителей.

Каждая из созданных групп, кроме того что поставляла компоненты, необходимые для производства грузовых автомобилей, призвана была нести полную ответственность за развитие и диверсификацию производств, вхождение на рынок со своими продуктами. В августе 2003 г. в связи с изменением структуры ОАО «КАМАЗ» автомеханический завод вышел из состава заготовительной продуктовой группы и стал частью блока производства грузовых автомобилей. Сегодня КАМАЗ-Металлургия — это объединение двух заводов: литейного и кузнечного.

Коллектив металлургического комплекса насчитывает около 10 тыс. человек. Подразделение нацелено на работу не только в автомобилестроительном сегменте рынка, но и в арматуростро-ительной сфере и в железнодорожном машиностроении. На литейном заводе работает более 6 тыс. человек. В пяти основных корпусах завода можно производить в год 343,39 тыс. т отливок любой сложности (в том числе из чугуна разных марок — с пластинчатым и шаровидным графитом, из конструкционных и легированных сталей, отливок из цветных сплавов).

Все этапы подготовки производства, начиная с разработки чертежа отливки, изготовления литейной оснастки, контроля за соблюдением технологического процесса и заканчивая окончательной приемкой продукции, выполняются на современном оборудовании. За период 2000— 2012 гг. произведено более 1 тыс. расчетов в различных пакетах моделирования, и количество их постоянно увеличивается. Сегодня в течение года осуществляется не менее 90 расчетов для отливок различных групп сложности.

Общая площадь корпуса производства чугунного литья — 179 м2. Занято там 1,5 тыс. человек. Производство функционирует по полному технологическому циклу — от выплавки чугуна до финишной обработки отливок. Плавка металла осуществляется по дуплекс-процессу в печах Swindell-Dressler. Производственная мощность — 245 тыс. т. Чугунное производство КАМАЗа оснащено девятью дуговыми печами плавки емкостью 50 т и семью дуговыми печами выдержки емкостью 75 т. Формовочный цех состоит из пяти автоматических линий CE-Cast, трех линий Disamatic 2013 и двух формовочных линий HWS: 1500х1100х400/400 мм и 1100х750х300 мм. Автоматическая заливка чугуна происходит на установках ABB на формовочных линиях HWS. Термообработка, очистка и обрубка производятся на оборудовании Pangborn, Holcroft, AutoGrinding и Maus.

В подразделении стального литья трудится более 800 человек. Оно также функционирует по полному технологическому циклу — от выплавки стали до финишной обработки отливок с производственной мощностью 57,3 тыс. т отливок в год. Общая площадь корпуса составляет 49,7 тыс. м2. Цех оснащен девятью дуговыми печами ДСП-12Н2 емкостью 12 т и тремя индукционными печами ИСТ 1/05. В стержневом цехе работают машины U900 и 315E. Формовочный цех оснащен двумя автоматическими линиями CE-Cast и линией Disamatic. Термообработка и очистка осуществляются на оборудовании Pangborn и Holcroft.

На производстве цветного литья литейного завода металлургического комплекса (ЛЗ МК) ОАО «КАМАЗ» занято более 500 человек, площадь корпуса 61,4 тыс. м2. Мощность комплекса — 35,2 тыс. т отливок в год. Процесс, так же как и в стальном и чугунном литье, происходит по полному технологическому циклу. Используемые технологии позволяют осуществлять литье из алюминия под высоким и низким давлением, литье в кокиль, литье цинковых сплавов под высоким давлением, литье-ковку сплавов на медной основе по технологии Auforge и непрерывное литье труб из латуни и бронзы.

Плавильное оборудование для цветного литья представлено пятью газовыми и тремя индукционными тигельными печами для плавки алюминия, шестью газовыми и одной индукционной тигельной печью для выдержки алюминия. На производстве задействованы три индукционные тигельные печи для приготовления сплавов меди и чугуна, две высокочастотные индукционные тигельные и три индукционные канальные печи для приготовления сплавов латуни и бронзы и две индукционные канальные печи для приготовления сплавов цинка.

В корпусе функционируют машины литья под высоким давлением Wotan, Idra Press SPA, машины литья под низким давлением Dimo. Установлен комплекс для литья под низким давлением из алюминиевого сплава LPM. Работают 4-, 5-, 8-позиционные карусельные установки для литья в кокиль, oднопозиционные станки Fata. Задействована установка Albany Machine для литья-ковки сплавов на медной основе по технологии Autoforge и установка непрерывного литья Technica Guss GmbH. Помимо этих комплексов на ЛЗ МК КАМАЗа работает производство специальных видов литья мощностью 5,87 тыс. т в год с 300 сотрудниками и производство литейной оснастки (400 человек).

ОАО «РЖД» является одним из стратегических партнеров ЛЗ МК КАМАЗа. История партнерских взаимоотношений, тогда еще с МПС, началась в 2003 г. Серийному производству отливок в адрес этого заказчика предшествовали и динамичное освоение новой номенклатуры, и промышленные испытания опытных партий. Важным этапом во взаимоотношениях РЖД и литейного завода стало признание ЛЗ КАМАЗ-Металлургии после соответствующей аттестации официальным поставщиком РЖД с присвоением ему условного номера предприятия в системе Российских железных дорог.

Предприятия, входящие в состав КАМАЗ-Металлургии, традиционно ориентируются на три рынка сбыта своей продукции. Первый — заводы-обработчики ОАО «КАМАЗ». Объем этого рынка жестко связан с объемами производства автомобилей и внутрикомплексных услуг. Второй рынок — потребители России и СНГ. Традиционные заказчики — автомобильные и автоагрегатные заводы, нефте- и газодобывающие, сельскохозяйственные предприятия, а также юридические лица малого и среднего предпринимательства различных областей деятельности. Третий рынок — экспортное литье и кузнечная продукция.

В компании принята Программа стратегического развития на период до 2020 г., согласно которой к 2015 г. планируется довести продажи техники до 70 тыс. единиц в год и достичь 20%-ного уровня продаж за рубежом. Инвестиций до 2015 г. предполагается осуществлять в объеме 8,7 млрд руб. в год. Конечная цель программы к 2020 г. — продажи в размере 100 тыс. машин, из которых 30% за рубежом, и увеличение инвестиций до 12,6 млрд руб. в год. Начиная с 2014 г. компания запланировала поэтапный вывод на рынок новых модельных рядов непол-ноприводной техники, в том числе автомобилей транспортного и магистрального семейств.

В настоящее время из-за объективных экономических факторов мощности литейного завода КАМАЗа загружены на треть, что позволяет в случае необходимости быстро нарастить выпуск продукции. Обширная модернизация, которая сейчас проводится на заводе, и расширяющееся партнерство с компанией Daimler закладывают большой потенциал для развития. Ориентация группы на выпуск продукции высокого качества, востребованной как иностранными партнерами, так и отечественными потребителями, позволит смягчить последствия от вступления России в ВТО. Время на модернизацию производства еще есть, и хочется верить, что компании удастся перестроить работу таким образом, чтобы максимально эффективно противостоять конкуренции, которая неминуемо будет расти после начала работы России в рамках торговой организации.

Максим Лобада