Нематериальный актив

1 Июля 2010

Источник: Журнал «Автобизнес», №№7-8'2010

Нематериальный актив (PDF, 253.26 КБ)

Альберт Кабкаев, заместитель директора департамента правовой работы, начальник отдела корпоративно-правовой работы ОАО «КАМАЗ»:

– Вопрос по защите прав на интеллектуальную собственность традиционно связывается с противодействием продажам контрафактной продукции, в особенности контрафактных комплектующих. В результате от этого страдают не только российские производители, но и иностранные компании. Низкое качество поддельных комплектующих дискредитирует качество оригинальной продукции.

Существует несколько причин, которые позволяют контрафакту развиваться в России, в том числе это несовершенство законодательства и коррупция. Но основными факторами, способствующими формированию контрафакта, являются:

  • недобросовестные покупатели, которые осознанно приобретают дешевые контрафактные товары;
  • недобросовестные продавцы, которые продают контрафактный товар под видом оригинального;
  • недобросовестные поставщики и производители, которые поставляют дистрибьюторам контрафактную продукцию под видом оригинальной, вводя в заблуждение добросовестных продавцов.

В департаменте правовой работы (ДПР) ОАО «КАМАЗ», в ведении которого находится защита интеллектуальной собственности, к данному вопросу подходят комплексно, не выделяя при этом нарушения прав ОАО «КАМАЗ», влияющие на продажи или на организацию производственной деятельности. Мы выявляем факты незаконного использования нашего товарного знака или фирменного наименования и принимаем по этим фактам соответствующие меры. ДПР ОАО «КАМАЗ» осуществляет защиту интеллектуальной собственности компании в гражданском, административном и уголовном порядке, в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности.

Основной проблемой при защите исключительных прав на интеллектуальную собственность является производство и реализация контрафактных товаров на территории субъектов РФ, где у ОАО «КАМАЗ» нет ни дочерних (зависимых) обществ, ни официальных дилеров, которые могли бы выявлять нарушения исключительных прав ОАО «КАМАЗ» на интеллектуальную собственность и представлять необходимые доказательства.

ОАО «КАМАЗ» активно защищает свои права на интеллектуальную собственность на внутреннем и внешнем рынках. В частности, с целью идентификации запасных частей производства ОАО «КАМАЗ» и обеспечения качественного сервиса ведется процесс по внедрению фирменной упаковки деталей, проводится целенаправленная работа по увеличению спроса на фирменные запасные части и повышению имиджа ОАО «КАМАЗ» как продавца качественных запасных частей. Для этого налажена работа по выявлению продавцов, незаконно использующих товарный знак ОАО «КАМАЗ» и продающих контрафактную продукцию, расширена номенклатура запчастей в фирменной упаковке.

В условиях кризиса активность ДПР ОАО «КАМАЗ» в сфере защиты интеллектуальной собственности увеличилась. В частности, товарные знаки ОАО «КАМАЗ» были внесены в таможенный реестр интеллектуальной собственности в целях пресечения импорта (экспорта) на российский автомобильный рынок контрафактной и некачественной продукции к автомобилям КАМАЗ.

В качестве мер по усилению защиты прав интеллектуальной собственности российских автопроизводителей, на наш взгляд, необходимо ужесточить ответственность за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности. Так, в статье 14.10 КоАП РФ законодатель предусмотрел санкцию в виде административного штрафа. За одно административное правонарушение может быть назначено основное, либо основное и дополнительное административное наказание, предусмотренное санкцией применяемой статьи.

Для сравнения, старый Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 20.02.1985 г . содержал состав административного проступка, характерный по существу для авторского права. Ответственность предусматривалась за незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений. За рецидив проступка в течение года санкции в отношении ответственного лица повышались.

В этой связи мы, в частности, считаем, что в статью 14.10 КоАП РФ необходимо внести положения, предусматривающие повышение санкций (административного штрафа) за рецидив проступка (использование чужого товарного знака) в течение года.

В ходе защиты фирменного наименования правообладатели, в силу п.4 ст. 1474 ГК РФ, не имеют возможности доказать причинение недобросовестным конкурентом ему конкретных сумм убытков. Поэтому ст. 1474 ГК РФ необходимо дополнить нормой, аналогичной норме, указанной в ст. 1515 ГК РФ, предусматривающей право правообладателя требовать по своему выбору от нарушителя, незаконно использующего фирменное наименование или его часть, вместо возмещения убытков выплаты компенсации в определенном размере.

Один из способов решения проблемы защиты интеллектуальной собственности может быть также связан с созданием правоохранительными органами реестра интеллектуальной собственности, аналогичного таможенному реестру интеллектуальной собственности. По новому сформированному реестру правоохранительные органы, в силу своей компетенции, установленной законодательством РФ, могли бы самостоятельно выявлять нарушения интеллектуальных прав и возбуждать административные и уголовные дела.

Кроме защиты от контрафакта необходимо вести постоянный мониторинг за правомерностью использования логотипов и товарных знаков компаний.

Несмотря на то, что в целом система защиты интеллектуальной собственности в России сформирована, для пресечения нарушений в данной сфере правообладателям необходимо более активно участвовать в защите своих прав на интеллектуальную собственность, а законодателю – ужесточить санкции по данным нарушениям.

Татьяна Балыкина