Первый среди новых

1 Июля 2010

Источник: Журнал «Коммерческий транспорт», №7'2010

Первый среди новых (PDF, 179.90 КБ)

– Данис Хадиевич, грузовики семейства КамАЗ-5308 на протяжении нескольких последних лет неоднократно демонстрировались на выставках. Верно ли, что завод этой осенью запустил их в серию?

– В сентябре завод изготовил первую промышленную партию этих автомобилей. И каждый следующий месяц в опытно-промышленном производстве планируется собирать порядка десяти КамАЗ-5308. В ходе их выпуска и последующей эксплуатации мы окончательно убедимся в правильности тех или иных технологических и конструкторских решений. И только ближе к 2012 году модель встанет на главный конвейер.

Хотя нельзя сказать, что опыта применения КамАЗ-5308 в реальных условиях эксплуатации на сегодня нет. Несколько первых образцов автомобиля, изготовленных еще в 2005 году и оборудованных 6-цилиндровыми двигателями Cummins ISBe стандарта Евро-3, уже длительное время осуществляют коммерческие перевозки из Франции в Россию и обратно. А на еще одном опытном образце в ходе длительных пробеговых испытаний отрабатывается применение того же двигателя, но уже стандарта Евро-4.

– На смену каким автомобилям в модельной линейке КамАЗа идет модель 5308?

– Сейчас всю гамму продукции Камского автозавода можно разделить на автомобили среднетоннажного семейства полной массой 8,5-12 т, автомобили транспортного и модернизированного транспортного семейств полной массой 14-25,5 т, автомобили тяжелого семейства, способные работать на дорогах общего пользования в составе автопоезда массой до 44 т, а на ведомственных дорогах – и до 70 т, специальные автомобили, рассчитанные на использование в составе автопоезда массой до 130 т, а также стоящие несколько особняком семейства магистральных и внедорожных моделей.

КамАЗ-5308 в первую очередь должен заменить грузовики транспортного семейства, которые ведут свою историю едва ли не со дня основания завода. Но новый автомобиль заменит не всю их гамму, а лишь те модели, которые в первую очередь заняты в междугородных перевозках на плече до 1000 км, – это недавно снятый с производства КамАЗ-53215 и выпускаемый сегодня КамАЗ-65115, оборудованные бортовыми платформами или кузовами-фургонами. По нашим подсчетам, сейчас на руках у частников их более 110 тыс., и большинство давно выработали свой ресурс.

А далее семейство 5308 пополнится шасси, предназначенными под монтаж коммунальных или дорожно-уборочных кузовов и навесок, – вместо колес диаметром 19,5 дюйма, понижающих погрузочную высоту, они получат 22,5-дюймовые колеса, позволяющие увеличить дорожный просвет, чтобы, к примеру, можно было без труда заехать на бордюр или съехать на придорожную обочину. Это такие же по размеру колеса, что и у нынешних серийных КамАЗов, но только с бескамерными шинами.

– То есть КамАЗ-5308 не появится в вариантах самосвала, бетоносмесителя или каких-то других строительных машин?

– Дело в том, что перспективное транспортное семейство, над которым мы сейчас работаем, делится на два подсемейства. Автомобили первого из них предназначены для решения общетранспортных задач. Это и есть наш КамАЗ-5308 в модификациях с колесной формулой 4х2 и 6х2, полная масса которых составляет соответственно 15 и 20 т. А второе подсемейство включает гамму шасси с колесной формулой 4х2, 6х4 и 8х4. Вот на них как раз и предполагается устанавливать различные строительные надстройки. В настоящее время данные модели разрабатываются под общим индексом 65205. Часть из них получит такие же дизели Cummins, что и КамАЗ-5308, часть – наши собственные более мощные двигатели, развивающие до 450 л.с. Но в любом случае полная масса этих автомобилей не превысит 26 т, то есть по допустимым нагрузкам на ось они будут вписываться в требования, предъявляемые к автотехнике, предназначенной для движения по дорогам общего пользования.

– Насколько существенно КамАЗ-5308 отличается от грузовиков, место которых он вскоре займет на конвейере?

– Сама жизнь выдвигает к автомобилям, участвующим в междугородных перевозках, новые, гораздо более высокие требования. В первую очередь это касается увеличения допустимой нагрузки на ось с нынешних 9,2 до 10 т и полезной вместимости автопоезда как минимум до 115 м3, существенного улучшения комфортабельности рабочего места водителя, минимизации вредного воздействия на дорожное полотно посредством применения пневмоподвески, снижения затрат на техобслуживание и его трудоемкости, роста ресурса и надежности шасси, а также повышения экономичности за счет оптимизации конструкции, то есть за счет уменьшения снаряженной массы.

Поэтому КамАЗ-5308 – это не просто новая модель. Это принципиально другой автомобиль, никак не унифицированный с моделями прежнего поколения. Возьмись мы разрабатывать КамАЗ-5308 на их основе, достигнуть комплексного улучшения всех вышеперечисленных характеристик было бы в принципе невозможно. Ведь завод уже дважды проводил коренную модернизацию ныне выпускаемых автомобилей транспортного семейства, отчего резервы, заложенные в их конструкцию, исчерпаны до предела. Как результат – КамАЗ-5308 унифицирован с ныне выпускаемыми заводом аналогами лишь по кабине. И то ее применение – вынужденное, а значит, временное решение.

– Получается, в дальнейшем можно будет заказать КамАЗ-5308 не только с существующей, но и с принципиально новой кабиной?

– Правильнее будет сказать так: новая кабина идет не в дополнение, а на замену той, что изготавливается сегодня. И разработана она не только для КамАЗ-5308, но и для всех остальных грузовиков завода. Другое дело, что часть моделей перспективного транспортного семейства получит так называемую узкую кабину, а другая их часть, а также тяжелые и магистральные автомобили – так называемую широкую. То есть предполагается такое же деление по кабинам, как у Mercedes-Benz Axor и Actros: у первого она немного меньше и проще, у второго – больше и комфортабельнее. И это объективное решение, обусловленное спецификой применения техники.

Конечно, какое-то время старая кабина будет устанавливаться на военные автомобили и различные специальные шасси. Но подавляющее большинство КамАЗов после 2014 года все же получат новую, гораздо более удобную и современную кабину.

– Поскольку Daimler AG стала акционером КамАЗа, верно ли предположить, что упоминаемые здесь «узкая» и «широкая» перспективные кабины – это кабины, заимствованные у Axor и Actros?

– У КамАЗа есть программа создания и освоения новых кабин как собственной разработки, так и совместно с компанией «Daimler AG». Окончательный выбор пути, по которому пойдет завод, будет сделан в самое ближайшее время.

– За счет каких особенностей конструкции удалось добиться существенного превосходства КамАЗ-5308 над выпускаемыми нынче автомобилями транспортного семейства?

– Начну с рамы. У КамАЗ-5308 ее лонжероны выполнены из прямого профиля. Даже в передней части перегиба нет! Понятно, что такая рама намного проще в производстве и благодаря появившимся на заводе обрабатывающим комплексам может быть выполнена любой нужной заказчикам длины.

Применяемые двигатели – только Cummins диапазоном мощности от 245 до 300 л.с., их уже начало выпускать СП «Камминз Кама», расположенное на территории нашего завода двигателей. Коробка передач – 9-ступенчатая ZF. Ее изготавливает СП «ЦФ Кама», которое сейчас осуществляет механическую обработку шестерен и валов, а в дальнейшем будет обрабатывать еще и отливки картеров. В перспективе планируем оснащать автомобиль также механической коробкой передач с автоматизированным переключением.

Ведущие мосты для КамАЗ-5308 могут поставляться двумя производителями: немецким Daimler и китайским Beifan-Benchi, который организовал их выпуск по лицензии того же Daimler AG. Мосты обеих компаний полностью взаимозаменяемы, у них совершенно идентичные кронштейны крепления. Естественно, китайские агрегаты прошли у нас полный цикл стендовых испытаний на соответствие требованиям по прочности и ресурсу.

Надо отметить, что у модификации КамАЗ-53082 с колесной формулой 6х2 третья ось сделана поддерживающей, по желанию заказчика – подъемной. Подвеска, как я уже говорил, на задних мостах пневматическая, что позволяет добавить дополнительную тонну к допустимой нагрузке на ось. Тормозные механизмы всех колес – дисковые.

– Все-таки считается, что дисковые тормоза менее приемлемы для применения на дорогах нашей страны. Почему выбор был сделан именно в их пользу?

– То, что современные дисковые тормозные механизмы менее приспособлены к российским дорожным условиям, во многом устоявшийся стереотип. Начнем с того, что они уменьшают величину неподрессоренных масс, тем самым увеличивая плавность хода и снижая вибрации на сиденье водителя, позволяют осуществлять более эффективное торможение и работать с полноценным прицепом.

Ну а что касается надежности и долговечности в российских реалиях... У меня был один довольно курьезный случай. Позвонил как-то на мой телефон перевозчик, у которого несколько КамАЗ-4308, также оборудованных дисковыми тормозами, уже более двух лет постоянно работали на маршруте Москва – Астрахань. И он мне жалуется, что у автомобилей вроде бы начинает проявляться какой-то дефект в тормозной системе. И в ходе разговора выясняется, что хотя грузовики и проходили регулярные ТО силами самого транспортного предприятия, но на них ни разу не меняли колодки! Перевозчик просто не знал, что необходимо это делать. А автомобили к тому моменту наездили более полумиллиона километров! Вот показатель реальных надежности и ресурса дисковых тормозных механизмов на наших дорогах. Так что выбор в их пользу, сделанный для КамАЗ-5308, считаю абсолютно правильным.

В заключение нашей беседы хочу подчеркнуть, что мы, закладывая в автомобили нового поколения максимальное соответствие всем современным потребительским требованиям, не забывали и о том, что они должны оставаться максимально доступными по цене. Поэтому я уверен, что выходящий на дороги страны КамАЗ-5308 не просто заменит в производственной программе завода выпускаемые до последнего времени грузовики транспортного семейства, но и станет их более чем достойным преемником!

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Что мне сразу понравилось в КамАЗ-5308, так это возможность регулировать рулевую колонку не только по углу наклона, но и по вылету – подобное предусмотрено даже не во всяком европейском грузовике! Сиденье удобное, не в пример тем, что ставились на серийные камские автомобили еще несколько лет назад. Ладно лежащая в ладони «баранка», полностью скрывшая голый металл и не дребезжащая во время поездки приборная панель, на удивление качественные материалы отделки, крупные, отлично читаемые приборы и четко срабатывающие переключатели... Видно, что рестайлинг кабины камазовцы делали на совесть, явно не ради галочки. Единственное, чего ей не хватает, так это увеличенной площади остекления. Но оставаясь в прежних габаритах, эту проблему, к сожалению, не решить. Впрочем, обзорность все же удалось повысить за счет целой грозди подвешенных над правой дверью зеркал – благодаря им «мертвых зон» у автомобиля не осталось в принципе!

В движении машина ведет себя очень неплохо: рулевое управление отличается хорошей обратной связью, усилие на руле – как на любой модели европейского производства, дисковые тормоза выдержали проверку на отлично. И плавность хода на высоте: чтобы ее протестировать, я специально заехал на петляющую по лесу асфальтированную, но начисто разбитую дорогу. Думал, что через пару километров меня растрясет. Так нет: подвеска колес, подвеска кабины и подвеска сиденья совместными усилиями полностью «проглатывали» все толчки и удары. И, что приятно, при проезде ям на рулевом колесе не было никакой отдачи!

Отправляясь в путь, я больше всего опасался, что не смогу найти общего языка с коробкой передач. Дело в том, что алгоритм переключения передач выполнен у нее по схеме 2H, то есть переход с пониженного передаточного ряда на повышенный и обратно осуществляется толчком рычага вправо или влево, мне же более привычна схема 1H с клавишей демультипликатора. Но нет, как оказалось, к удобным решениям привыкаешь быстро! А четкость выбора ступеней, свойственная всем коробкам ZF, позволила уже через несколько минут после начала движения перестать уделять управлению трансмиссией повышенное внимание.

И еще один нюанс: в кабине КамАЗ-5308 можно спокойно разговаривать вполголоса, даже когда двигатель работает на повышенных оборотах. Во-первых, 285-сильный Cummins негромкий сам по себе. Во-вторых, звукоизоляция днища кабины сделана на совесть. А в-третьих, коробка передач надежно отделена от салона по сравнению с тем, как это было сделано у старых камских грузовиков.

Таким образом, близкое знакомство с КамАЗ-5308 подтвердило, что курс, взятый конструкторами завода на существенное улучшение условий труда водителей, принес свои плоды. И плоды эти наверняка придутся перевозчикам по вкусу.

Константин Закурдаев