Ценный кадр

1 Августа 2010

Источник: Журнал «Автобизнес», №№7-8'2010

Ценный кадр (PDF, 557.95 КБ)

Светлана Михеева, директор корпоративного университета ОАО «КАМАЗ»; Борис Морозов, руководитель аналитической службы ОАО «КАМАЗ»:

– Основными недостатками существующей системы подготовки технических кадров, на наш взгляд, являются невысокий уровень собственно инженерной подготовки, отсутствие смежных компетенций, неразвитость коммуникативных компетенций, слабое представление о реальном производстве, а также несформированная мотивация на достижение результата. Бизнесу нужны молодые специалисты с качественно другим уровнем компетентности, адаптации к производству и мотивации.

Инженеры – это основа основ предприятия. Так как молодые специалисты приходят на наш завод непосредственно из учебных заведений, без посредников в лице кадровых агентств, то системная работа с вузами для КАМАЗа очень важна.

В настоящее время на КАМАЗе разработана модель совместной работы с вузами. Ее ключевыми задачами являются:

  • во-первых, комплексное повышение квалификации преподавателей;
  • во-вторых, обеспечение содержания, методов и технологий обучения современным и перспективным требованиям производства;
  • в-третьих, развитие практико-ориентированного и проблемно-ориентированного обучения студентов.

Что касается выполнения первой задачи, связанной с повышением квалификации преподавателей, то, на наш взгляд, здесь действительно нужно предъявлять более серьезные требования. К сожалению, пока изменения системы образования связаны с совершенствованием учебно-материальной базы, что, безусловно, важно. Но ключевым звеном преобразований должен быть преподаватель. Основными проблемами, требующими решения, являются оторванность преподавателей от передового отечественного и мирового опыта, реальных проблем производства и бизнеса, узкая специализация, недостаточное владение методами и технологиями обучения, адекватными производственной системе. В данном направлении мы значительно активизировали свою работу с преподавательским составом базовых учебных заведений в той части, где можем оказать реальную помощь. Это программы повышения квалификации, организуемые ОАО «КАМАЗ», включение преподавателей в программы повышения квалификации, создаваемые для специалистов КАМАЗа, приглашение в корпоративные профессиональные сообщества КАМАЗа. При этом мы, конечно, осознаем, что еще многое предстоит сделать. Например, в учебных заведениях существует своего рода неформальный рейтинг преподавателей. Но даже если преподаватель имеет последнее место в рейтинге, то он никак от этого не страдает и, следовательно, не пытается изменить свое положение. Поэтому необходима система оценки и дифференциации преподавательского состава с точки зрения обеспечения требуемого уровня компетентности выпускников.

Для решения второй задачи – обеспечения соответствия содержания, методов и технологий обучения современным и перспективным требованиям производства – мы используем целый комплекс методов. В частности, это совместный анализ и доработка учебных планов, введение в изучаемые дисциплины «камазовской» тематики, обеспечение соответствия программных продуктов, технологий обучения тем формам работы, которые внедряются на КАМАЗе.

И, наконец, третья задача – развитие практико-ориентированного и проблемно-ориентированного обучения студентов. КАМАЗ принимает участие в практико-ориентированных формах обучения непосредственно в учебных заведениях: мастер-классах, студенческих лабораториях и т.д. Часть дисциплин учебного процесса вообще отдана на откуп камазовским специалистам. Но максимально образование станет практико- и проблемно-ориентированным только при условии, что студенты будут учиться, в том числе, непосредственно на производстве. Пилотный образовательный проект с таким подходом к обучению КАМАЗ реализует совместно с Казанским государственным техническим университетом (КАИ) и Набережночелнинским политехническим колледжем. Основными идеями проекта являются: получение во время обучения в вузе рабочей квалификации, затем квалификации техника и, наконец, квалификации бакалавра техники и технологии; совмещение обучения с работой на предприятии; проблемноориентированное обучение, в основном, на производстве; участие студентов и преподавателей в процессах улучшений на предприятии. Фактически это вариант системы «завод-втуз», но выведенный на новый уровень. По данной системе мы работаем пока один год, но она уже принесла положительный эффект и должна быть продолжена. В соответствии с этой моделью основное внимание на первом курсе, в дополнение к программе высшей школы, уделяется освоению рабочих профессий, профориентационным программам и программам организационной адаптации. На втором курсе студенты подключаются к участию в рабочих и проектных группах совершенствования Производственной системы КАМАЗ, совмещают учебу с трудовой деятельностью. На третьем курсе участие в рабочих группах и проектах предполагает большую самостоятельность – самостоятельное формирование команд и реализация проектов. Также на третьем курсе студент делает важный профориентационный выбор между карьерой технического специалиста либо линейного руководителя. На четвертом курсе обучение совмещается с работой в качестве технического специалиста в инженерных службах или линейного руководителя непосредственно в производственных подразделениях. Наиболее сильные студенты принимают участие в проектах НИОКР.

Кроме Казанского государственного технического университета КАМАЗ также тесно сотрудничает с Казанским государственным университетом и Камской государственной инженерно-экономической академией (ИНЭКА). Данные вузы являются для завода базовыми. При этом основной поток на предприятие поступает из ИНЭКА, что связано с близким территориальным расположением академии. Ежегодно на КАМАЗ принимаются до 250 молодых специалистов, две трети из которых составляют сотрудники технического профиля.

К будущим сотрудникам мы предъявляем несколько требований. Современный инженер должен быть полипрофессиональным специалистом. Он должен обладать знаниями и умениями не только в технической сфере, но и владеть методами организации производства и труда, управления качеством, управления проектами и управления экономикой. Кроме того, сегодня от специалиста требуются компетенции, связанные с коммуникациями. Это умение работать в команде, в том числе применять групповые методы выработки решений, умение работать с людьми и управлять производственным коллективом. У специалиста должно быть сформировано системное представление о предприятии и о профессии. Выпускники должны хорошо представлять и быть частью реального производства – знать и понимать технологические и трудовые процессы. У будущего специалиста должен быть сформирован мотив ориентации на результат. Кроме того, желательно, чтобы у технического работника была хорошая языковая подготовка.

Как изменятся эти требования через 5-10 лет, сказать сложно. Вместе с тем можно спрогнозировать нужные компетенции с точки зрения поведенческих характеристик и характеристик мышления. Сюда относятся: техническая креативность, способность учиться на протяжении всей профессиональной карьеры, искать и анализировать информацию, работать в команде. Если выпускники придут к нам с подобными системными компетенциями, то другие возможные недостатки в их образовании окажутся для нас некритичными, поскольку такие соискатели смогут работать и с миром информации, и с миром людей, и с миром техники.

Для развития практических навыков, соответствующих требованиям современных производственных компаний, может применяться перспективный метод «Обучение действием» (Action Learning), идеи которого мы также стараемся учитывать. Этот метод, адаптированный к техническим специалистам, давно применяется в Массачусетском технологическом институте (МИТ). Так, например, для российской практики был бы полезен основанный на проектах курс Product Design and Development («Проектирование конкурентоспособной продукции»). Он включает в себя современные инструменты и методы, используемые при создании, разработке и производстве продукта. Главным результатом курса является проект, в котором команды студентов – будущих менеджеров, инженеров и промышленных дизайнеров – проектируют и разрабатывают прототип физического продукта. Лекционные занятия проводятся в режиме семинаров и используют кейсы и практические примеры. Темы проекта делятся на несколько смысловых блоков: это выявление потребностей, генерирование концепции продукта, создание архитектуры продукта, разработка промышленного дизайна и проектирование для производства. Практика подобных проектно-ориентированных курсов свидетельствует, что студенты часто разрабатывают перспективные проекты, которые из учебных идей могут перерасти в прибыльный бизнес.

Для улучшения подготовки технических кадров в России, на наш взгляд, необходимо прежде всего сбалансировать рынок образования и рынок труда с точки зрения соотношения высшего и начального профессионального образования, технических и прочих специальностей. Решить задачу можно за счет активизации профориентационной работы, социальной рекламы, а также путем контроля со стороны государства и общественных организаций за качеством образования на всех его уровнях, установления требований к входным и «выходным» параметрам на каждом уровне.

Кроме того, необходимо на законодательном уровне включить в систему образования корпоративное обучение. Пока огромный массив внутрифирменного обучения, играющий важную роль в повышении квалификации персонала компаний, не отнесен к категории дополнительного профессионального образования законом «Об образовании».

Также нужно активизировать разработки в сфере профессиональных стандартов. При этом в данные стандарты необходимо заложить идеи практико- и проблемно-ориентированного обучения и интенсификации процессов обучения.

В действительности работа по некоторым направлениям уже начата. Курс, которым идет реформирование системы образования, соответствует нашим ожиданиям. Но при этом мы не ждем, когда за нас кто-то все сделает, а действуем и на уровне органов власти, и на уровне наших партнеров в сфере образования и науки, и на уровне наших коллег по отрасли.

Если говорить о планах КАМАЗа в сфере подготовки инженерных кадров, то мы намерены продолжить работу по одному из ключевых направлений – интеграции систем подготовки и научно-исследовательских работ (НИР). В частности, КАМАЗом совместно с Казанским государственным техническим университетом (КАИ) создан Научно-образовательный кластер КАМАЗКГТУ. Его ключевыми элементами стали Научно-образовательный центр КГТУ в Научно-техническом центре КАМАЗа и Завод-втуз на базе набережночелнинского филиала КГТУ (Машиностроительный образовательный кластер).

В рамках этой работы в настоящее время формируется Экспертно-методический совет по вопросам образования и научно-прикладных исследований и разработок, а также единого информационного научно-образовательного пространства. Также ожидается утверждение требований, которые должны предъявляться к инженерам. По линии интеграции науки и производства будет сформирована система НИОКР ОАО «КАМАЗ» с участием научно-образовательных учреждений.

По линии интеграции образования и производства планируется создание групп из числа студентов, преподавателей, а также специалистов предприятий по совершенствованию производственных систем предприятий; реализация совместных программ обучения студентов и специалистов; разработка практикоориентированных форм обучения, а также систем курсового и дипломного проектирования. По линии интеграции образования и науки ожидается активизация НИР и ОКР, выполняемых сотрудниками организаций через систему аспирантуры и докторантуры, привлечение к этим проектам студентов в рамках образовательного процесса, использование современного оборудования для научных и научно-прикладных работ в обучении студентов и повышении квалификации инженерного состава предприятий – участников кластера.

Татьяна Балыкина