Антракт перед решающими сражениями

9 Января 2011

Вчера на «Дакаре-2011» был единственный день отдыха.

Для механиков команд это был, конечно, один из самых напряжённых и загруженных рабочих дней ралли. За последние дни гоночная техника и особенно моторы и ходовая часть испытали серьёзную перегрузку и нуждались в оперативном «лечении». Именно по этой причине многие гонщики и экипажи были на грани схода с ралли, а некоторые так и не смогли удержаться на этой грани.

В классе мотоциклов испанец Марк Кома (КТМ) сумел удержать часть своего преимущества над Сирилем Депре (также КТМ) – 8 минут 48 секунд, хотя на последних двух этапах имел большие проблемы, приведшие к потере времени. И лишь только благодаря тому, что на шестом этапе француз вынужден был ехать в замедленном темпе: ещё за 220 км до финиша, после перезаправки топливом, у его мотоцикла застучал мотор, который, по словам гонщика, мог загореться в любой момент. К тому же у прошлогоднего победителя «Дакара» был ещё и 10-минутный штраф. Весь выходной день Депре посвятил починке «сердца» своего двуногого коня. Что из этого получилось, увидим 9 января на седьмом этапе. Очевидно, кончился лимит удач на родной земле у чилийского мотоциклиста Франсиско Лопес Контардо (Aprilia): даже при не слишком удачной езде двух лидеров он не смог подняться выше третьего места и отстаёт от испанца на 23 минуты 12 секунд. К нему вплотную приблизились португальцы Элдер Родригеш (Yamaha) и Рубен Фария (KTM), выигравший шестой этап. Вся борьба в этом классе ещё впереди. Возможно, победит кто-то из перечисленной пятёрки, но это ещё тоже под вопросом. Россиянин Алексей Наумов – на 49-ом месте.

В классе квадроциклов аргентинец Алехандро Патронелли (Yamaha) увеличил свой отрыв от ближайших преследователей до одного часа – кроме занимающего второе место Томаса Маффея, своего соотечественника, который уступает ему 16,5 минуты. Однако, по признанию самого Алехандро, на шестом этапе он пропустил один их контрольных пунктов, и за это на него может быть наложен серьёзный временной штраф. Поэтому вопрос о лидерстве в этом классе пока, до принятия решения комиссарами ралли, остаётся открытым. Третье место в общем зачёте за ещё одним аргентинцем Себастьяном Альперном, он отстаёт от Патронелли на 1 час 48 минут. Остальные соперники проигрывают лидеру более 4 часов – в основном за счёт неудач на шестом этапе. Если трио аргентинских квадроциклистов доберётся до Буэнос-Айреса без серьёзных потерь, то подиум ралли в этом классе будет чисто южноамериканским. Приключения Стефана Петранселя (BMW) на шестом этапе серьёзно затормозили реализацию планов многократного чемпиона «Дакара», он пока занимает только третье место, уступая другому знаменитому дакаровцу – лидеру гонки, испанцу Карлосу Сайнсу (Volkswagen) 14 минут 51 секунду. С «Матадором» на равных ведёт борьбу катарец Насер аль-Аттия (Volkswagen), отставая на 2 минуты 42 секунды. Кстати, все четыре экипажа производителя «народных автомобилей» входят в первую пятёрку. Занимающие четвёртое и пятое места южноафриканец Жиниель де Вильерс и поляк Кшиштоф Холовчиц проигрывают лидеру, соответственно, более получаса и одного часа. По реалиям этого класса техники они могут рассчитывать только на крупную неудачу соперников. При том, что сами больше не будут терять времени. К сожалению, Леонид Новицкий (BMW) выбыл из гонки из-за травмы, а дуэт Александра Мироненко и Сергея Лебедева (Nissan) уже не имеет шансов занять высокие места. Украинско-российский экипаж Вадима Нестерчука и Константина Мещерякова (Mitsubishi) ведёт борьбу только за выживание.

Острая борьба между командами «КАМАЗ-мастер» и Loprais Tatra Team вернула в класс грузовиков интригу и живой интерес специалистов и публики. Разрывы по показанному результату между экипажами Фирдауса Кабирова, Владимира Чагина и Эдуарда Николаева с одной стороны и Алеша Лопраиса с другой столь малы, что никто пока не берётся делать прогнозы. Успех на шестом этапе и прекращение серии из 24 камазовских побед на этапах ралли вызвали бурный всплеск эмоций у пилота чешского экипажа. Он дал пространное интервью журналистам, давно уже жаждущем написать или произнести в своих репортажах о соперничестве в «классе тяжеловесов» слово «сенсация».

«Фантастическое чувство, когда выигрываешь этап, – сказал Алеш Лопраис. – Мы удовлетворены. Шестой этап был особенно тяжёлым. Мы сделали всё, чтобы избежать даже прокола шин. А до этого я по данной причине потерял целых 20 минут. КАМАЗы остаются лучшими. Но, несмотря на это, мы будем их атаковать. Рассчитываем как минимум на место на подиуме».

Далее, после отнюдь не бесспорных рассуждений и предположений относительно причин замедления хода камазовскими экипажами на финише шестого этапа, племянник знаменитого Карела Лопраиса завершил своё интервью так: «Наверное, в российском темпераменте есть какие-то ментальные слабости».

Подлинный смысл этого высказывания и реакция команды «КАМАЗ-мастер» на него пока неизвестны. Как говорится, давно уж нас не били по лицу. Отсюда, видимо, и пауза. Мы надеемся, что ответ – не словом, а делом – будет дан камазовцами уже завтра и послезавтра – на седьмом и восьмом этапах. Заметим, что два спецучастка после дня отдыха на «Дакарах» (а они и на этот раз марафонские, самые сложные и изматывающие) практически всегда становились решающими для определения победителей в классе грузовиков.

Не следует сбрасывать со счетов и экипаж Франца Эхтера на грузовике MAN, занимающего сейчас пятое место. После годичного перерыва, вызванного экономическим кризисом, команда германского производителя выглядит боеспособной, а гоночная техника – хорошо подготовленной. Шестой этап дался немецким экипажам очень тяжело: первый номер команды, трио Франца Эхтера уступило лучшему в этот день камазовскому экипажу более часа, а по сумме шести этапов – отстаёт на два часа. 7 января MAN оказался даже позади тяжелогружёной быстрой технички «КАМАЗ-мастер», ведомой Ильгизаром Мардеевым (шестое место в общем зачёте), уступив ей почти 17 минут.

Но борьба ещё не закончена, и шансы в этом классе остаются у многих. Каждому экипажу как минимум первой десятки есть к чему стремиться. Скажем, экипаж Артура Ардавичюса за последние пять этапов поднялся с 45-го места до десятого. А почему бы казахстанским дебютантам «Дакара» не продолжить своё восхождение? Хотя даже сохранение достигнутого сейчас было бы уже настоящей сенсацией. Но на «Дакаре» успехи завоёвываются не голыми эмоциями, а продуманной тактикой и грамотной работой на трассе и вне её. Пока казахстанский экипаж производит очень хорошее впечатление и с этой точки зрения.

Таков круг основных претендентов на успех на «Дакаре 2011».

Немного экзотики. Как известно, 1 января вместе с мужчинами приняли старт и 13 женщин (в глубокой древности это число считалось счастливым). Это меньше, чем на двух предыдущих латиноамериканских «Дакарах». В этом году приехали только самые подготовленные и сильные. К счастью, никто из них не получил серьёзных травм. За первые пять этапов только одна участница попала в список выбывших – это пилот грузовика MAN, немка Андреа Майер.

Полных данных о покинувших гонку после шестого этапа ещё нет. Учитывая практику организаторов, допускающих на вторую половину ралли практически всех, кто сам, добровольно или в силу обстоятельств, не прекратил гонку (пусть даже с большим временным штрафом за опоздание или другие нарушения), можно рассчитывать, что представительницы прекрасного пола будут радовать мужчин своим присутствием и в дальнейшем. А мы пока отметим лучших одиночных гонщиц – это мотоциклистка из Швеции Анни Сель (38-е место в общем зачёте) и квадроциклистка из Италии Камелия Липароти (16-е место).

Одним словом, жизнь на ралли-рейде «Дакар-2011» продолжается – полная приключений и тяжёлой работы, но прекрасная по ощущениям, великолепная по сюжетной канве.

Кстати…

Президент Чили посетил бивуак ралли

Себастьян Пиньера, с марта 2010 года являющийся Президентом Республики Чили, совершил в день отдыха на ралли-рейде «Дакар 2011» весьма продолжительный по времени визит на бивуак, развёрнутый в городе Арика. В сопровождении директора ралли Этьена Лавиня он ознакомился с командами, представленными в гонке, и лично приветствовал всех чилийских гонщиков, участвующих в ней. Он проявил большой интерес к работе технической зоны, уделив особое внимание её коммуникациям и информационным системам. Поблагодарив Этьена Лавиня, Президент подтвердил поддержку своей страны проекта «Дакар», с тем чтобы его главное соревнование и в дальнейшем проводилось на территории континента. «Я рад тому, что ралли подаёт спортивный пример каждому из 17 миллионов чилийцев», – сказал он, в частности.

Встретился Президент Чили и с командой «КАМАЗ-мастер». Высокий гость выразил восхищение мощной техникой и мастерством пилотов прославленной дружины.

– Как проходит гонка, как команде приходится в Чили? – спросил Себастьян Пиньера руководителя команды Семёна Якубова.

– Все этапы в Чили трудные, – ответил Якубов, – но в то же время очень интересные, в категории грузовиков разворачивается острая конкуренция. Мы настроены решительно.

Беседа продолжалась достаточно долго. Президент Пиньера получил от спортсменов в подарок книгу об истории команды «КАМАЗ-мастер». На прощание он пожелал россиянам успехов и хороших впечатлений от пребывания в Чили.

«Дакар» – не только спортивный, но и благотворительный проект. Так, по окончании визита Президента Пиньеры Этьен Лавинь вручил чилийскому фонду Un techo para mi pais («Крыша для моей страны») от имени возглавляемой им организации чек на 157 тысяч долларов. С 2009 года это традиционное пожертвование делает возможным обустройство в стране 450 временных приютов для нуждающихся семей.

Изменена дистанция седьмого этапа

После двух чрезвычайно сложных этапов, вынудивших многих участников, которые задержались на трассе и не успели вовремя прибыть на бивуак в Арике, потратить на возвращение и выходной день 8 января, организаторы ралли решили провести на седьмом этапе «Арика – Антофагаста» укороченный спецучасток. Вместо предполагавшихся 611 км участники пройдут только первые 273 км «специаля». Далее гонщики и экипажи продолжат путь до Антофагасты в режиме соединительного участка. Несмотря на это, седьмой этап всё равно будет очень сложным.

Яндекс.Метрика