Автомобильный союз республик

28 Октября 2004

28 октября в г. Астана состоится презентация потенциала ОАО «КАМАЗ» по развитию сотрудничества с предприятиями Республики Казахстан в рамках деятельности автомобильного консорциума «Казахстан-КАМАЗ». Презентация проводится по программе Дней Татарстана в Казахстане.

Кроме участия в различных мероприятиях в составе делегации Татарстана, предусмотрена также обширная программа индивидуальной работы руководства и специалистов ОАО «КАМАЗ» во главе с генеральным директором Сергеем Когогиным. Намечены, например, встречи в Министерстве индустрии и торговли РК и Министерстве сельского хозяйства РК, переговоры с руководством предприятий-партнеров ОАО «КАМАЗ» и автомобильных компаний страны.

Ближайшее зарубежье «КАМАЗа»

Казахстан всегда был и остается одним из самых емких и перспективных рынков сбыта продукции ОАО «КАМАЗ». Последние два года автохозяйство республики, можно сказать, идет в одной связке с Камским автогигантом. Сейчас Казахстан стал для компании страной номер один за пределами России. В течение пяти лет (с 1999 по 2003 годы) продажи автомобилей КАМАЗ в Казахстане увеличились в 8 раз, а сбыт запасных частей — в 15 раз. За 9 месяцев 2004 года в Казахстане реализовано 2032 КАМАЗа. Это почти 40% камазовского экспорта автомобилей. Рубеж к концу года — 2500 большегрузов и запасных частей к ним на 340 млн. рублей. Примечательно, что доля подержанных иномарок в продажах по Казахстану самая низкая среди стран СНГ и не превышает сейчас 10%, а «КАМАЗ» по-прежнему остается здесь единственным производителем, доля которого неуклонно растет.

В 2003 году на рынок Республики Казахстан были введены автомобили тяжелого семейства — самосвалы и шасси КАМАЗ-6520, магистральные седельные тягачи КАМАЗ-6460. Растет сервисная сеть и постепенно наращиваются объемы производства автомобилей из сборочных комплектов деталей. Стремительно развиваются и интеграционные процессы и с промышленными предприятиями страны. Заработало сборочное производство автомобилей КАМАЗ в г. Алматы (ОАО «Искер»), заводы по изготовлению специальной техники на шасси КАМАЗ. Сегодня здесь собираются 8 моделей КАМАЗов, в том числе 13-тонный самосвал 55111, седельный тягач 54115, бортовой тягач 53215, 15-тонный самосвал 65115. Освоена сборка коммунальной техники. В мае 2003 года выпущен первый казахстанский автобетоносмеситель на шасси КАМАЗ, столь необходимый для стройиндустрии страны. Ранее эта техника закупалась в дальнем зарубежье.

Планируется дальнейший рост поставок спецтехники, в том числе для нужд НГДО, работников коммунального хозяйства и строителей. С «КАМАЗом» сотрудничают, например, ОАО «Уральскагрореммаш», г. Уральск — по пожарным машинам; ОАО «ПЗТМ» и ОАО «ЗИКСТО», г. Петропавловск — по спецавтомобилям для нефтегазодобывающей отрасли; ОАО «Крантрейд», г. Павлодар — по автокранам; ОАО «Экскаватор», г. Кентау — по экскаваторной технике и мусоровозам.

Одним из перспективных направлений является развитие лизинговых форм продвижения автотехники. Казахстан — это государство с развитой банковской инфраструктурой. По лизингу «КАМАЗ» тесно сотрудничает с казахстанскими АО «Астана-Финанс», АО «КазАгроФинанс» и другими. За 2003 год потребителям в Казахстане передано в лизинг около 200 единиц автомобилей КАМАЗ, а за 2004 год объемы лизинга превысят 500 единиц.

В 2003 году Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией приняла решение подготовить программу развития автомобильного транспорта и автомобильной промышленности Республики Казахстан на основе сотрудничества предприятий республики с «КАМАЗом». С целью эффективной реализации данной программы организован автомобильный консорциум «Казахстан-КАМАЗ», объединяющий ОАО «КАМАЗ» и крупные машиностроительные предприятия республики. Участниками консорциума стали казахстанские предприятия «Астана-Финанс», «Искер», «Испат-Кармет», «Казахстантрактор», «Семипалатинский машиностроительный завод», «Акмолинский автоцентр КАМАЗ», «Кустанайский завод по ремонту двигателей». В феврале 2004 года состоялось собрание участников консорциума, на котором было принято решение представить на рассмотрение правительства РК концепцию развития автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения страны на период до 2010 года.

За год существования консорциума объемы продаж автомобилей и запасных частей КАМАЗ выросли в 2 раза. Надо сказать, что магистраль «КАМАЗ-Казахстан» — это дорога с двухсторонним движением. Встречные поставки из страны на «КАМАЗ» ведут, например, ЗАО «Кайнар» из Талды-Кургана — более 42 тысяч аккумуляторных батарей в 2003 году, ОАО «Испат-Кармет» из Темиртау — 2365 тонн стали и листового проката. Изучается потенциал возможных поставок и других предприятий Казахстана.

С дальним прицелом

«КАМАЗ» энергично включился в реализацию тех целевых проектов, которые были намечены автомобильным консорциумом «Казахстан-КАМАЗ» и затем обсуждены во время встречи на высшем уровне руководства двух республик в июле 2004 года.

По целевому проекту «Автобус большой» проведены маркетинговые исследования рынка Казахстана по автобусам большой пассажировместимости. Совместно с ТОО «Электротранссервис» (г. Алматы) сформирована программа по развитию их производства на базе шасси КАМАЗ-5297. Первый автобус будет выпущен в ноябре этого года.

Определены основные требования к колесным тракторам для эксплуатации в Казахстане по целевой программе «Трактор». Совместно с Министерством сельского хозяйства республики обозначены сроки проведения расширенных эксплуатационных испытаний камазовского трактора и начато изготовление опытного образца.

По многообещающему проекту «Спецтехника» «КАМАЗ» работает совместно с АО "НК «Казахстан-Инжиниринг». Проведена инспекция казахстанских предприятий, которые могли бы организовать у себя спецтехники на базе шасси КАМАЗ. Определены виды спецоборудования, необходимые тем или иным отраслям экономики. Подготовлена программа освоения производства на предприятиях Казахстана.

Сотрудничество с «КАМАЗом» по программам «Поставка материалов и комплектующих» и «Локализация» приносит республике ощутимые плоды. Подписано генеральное соглашение с Семипалатинским машиностроительным заводом о взаимном сотрудничестве по производству одной из моделей диапазонной гидропередачи, демультипликатора коробки передач КАМАЗ-161, тракторной трансмиссии. С этим же предприятием заключен договор о передаче конструкторской документации на ряд узлов и агрегатов.

Фундамент устойчивости любого рынка продаж — это фирменный сервис. Программа «Сервис» — предмет особой заботы «КАМАЗа». Разработанная в компании маркетинговая стратегия на 2004 год нацелена в первую очередь на развитие высококачественного технического обслуживания на базе автоцентров и их филиалов по всей республике. Сейчас в республике работают 9 собственных фирменных автоцентров и аттестованы 4 независимых сервисных центра. Определены другие опорные точки развития сервиса, сформированы программы по развитию и проработан вопрос закрепления территорий за каждым сервисным центром. Идет подготовка к организации восстановительного ремонта автомобилей КАМАЗ, формируются предложения потенциальных партнеров в Казахстане в этом бизнесе.

Начатая ранее программа «Сборочные производства» получит дальнейшее развитие. Будет расширен модельный состав собираемых в ОАО «Искер» грузовиков. Возникла необходимость открыть еще одно сборочное предприятие КАМАЗов в Казахстане. Совместно с АО "НК «Казахстан-Инжиниринг» изыскиваются возможности и ресурсы для его создания.

Руководство ОАО «КАМАЗ» понимает, что активное сотрудничество компании с предприятиями машиностроения, металлообработки и металлургии Казахстана помогает заложить основы собственной автомобильной промышленности страны. Поэтому укрепление автомобильного союза Казахстана и Татарстана — это сознательный выбор ОАО «КАМАЗ», имеющий стратегический характер.