Бизнес-план ОАО «КАМАЗ»: «Золотая середина» с максимальным результатом

23 Декабря 2003

Совет директоров ОАО «КАМАЗ» на своем очередном заседании в Москве утвердил бизнес-план компании на 2004 год.

Представители собственников компании рассмотрели сначала исполнение бизнес-плана ОАО «КАМАЗ» за девять месяцев 2003 года и прогнозы по его исполнению до конца года. В уходящем году будет выработано и реализовано товарной продукции на 24,4 млрд. рублей. Рынок получит 24 тысячи КАМАЗов (из них 4,5 тысячи — на зарубежных рынках), 39,5 тысячи автомобилей «Ока» (экспорт — около 430 единиц), запасных частей к обоим видам автомобилей на 4,7 млрд. рублей и продукции диверсификации на три с лишним млрд. рублей. Таким образом, уровень выпуска и реализации 2002 года будет превзойден по всем видам деятельности в среднем на 15–20 процентов, а по микролитражным автомобилям «Ока» — на 2,5 процента. Бизнес-план 2003 года по доходам будет выполнен на 105,6% — в размере 26,9 млрд. рублей. По итогам года чистая прибыль компании составит 92 млн. рублей.

Существенное увеличение физических объемов предполагается и в предстоящем году. Однако приоритетными и определяющими для ОАО «КАМАЗ» являются финансово-экономические цели, а планомерный и гармоничный рост производства и продаж в соответствии с объективными рыночными реалиями рассматривается как одно из многих средств их достижения. Итак, Советом директоров поставлена задача: обеспечить 15-процентный прирост уровня капитализации компании, который к концу 2004 года должен составить не менее 350 млн. долларов; достичь рентабельности основной деятельности не ниже 6,1%; получить чистую прибыль не менее 104,5 млн. рублей.

Эти базовые показатели будут достигнуты при годовом выпуске и продажах товарной продукции на сумму 30 млрд. рублей (на 23% больше ожидаемого в 2003 году — в текущих ценах), в том числе 26400 грузовых и 40000 легковых автомобилей (на 10% и 1,25% больше), запасных частей к ним на 5,4 млрд. рублей (прирост 15%) и продукции диверсификации более чем на 3,5 млрд. рублей (увеличение на 18% — также в текущих ценах).

При этом темпы роста эффективности продаж обоих видов автомобилей должны существенно опережать увеличение физических объемов. В то же время затраты на производство будут снижены в среднем на 5–7% по сравнению с базовым расчетом по тем или иным видам расходов. Удельный вес новых, востребованных рынком и более рентабельных грузовых автомобилей, автобусов и шасси в производстве достигнет 50 процентов от всего выпуска. Всего на внутреннем рынке предполагается реализовать в 2004 году 21400 грузовиков КАМАЗ и 39350 микролитражек «Ока». Таким образом, доля «КАМАЗа» на рынке большегрузов России вырастет с нынешнего среднегодового уровня 36,3% до 38,5%.

Очень интересна экспортная программа компании. Иностранным потребителям будут отгружены более 5 тысяч КАМАЗов, причем доли продаж в дальнем и ближнем зарубежье практически сравняются (соответственно 2570 и 2440 единиц). Планируется укрепить позиции «КАМАЗа» как на доминирующих рынках (Казахстан, Украина, Вьетнам, Афганистан и др.), так и на традиционных и вновь осваиваемых рынках стран Восточной Европы (Венгрия, Польша, Болгария, Сербия-Черногория), Азии (Китай), Западной и Северной Африки (Нигерия, Сенегал, Египет, Судан, Тунис). Это будет достигнуто за счет эффективного развития сервиса и дилерской сети, существенного улучшения качества, увеличения поставок грузовиков тяжелого семейства (включая и автомобили с двигателями «RABA» и «Cummins»), организации новых сборочных производств, а также продвижения среднетоннажных машин. Выход на перспективный рынок Ближнего Востока (ОАЭ, Сирия, Бахрейн) и стран с левосторонним движением автотранспорта (Индия, Пакистан, Индонезия) преследует стратегические цели расширения экспортной составляющей деятельности ОАО «КАМАЗ».

В 2004 году начнет свой разбег экспорт автомобилей «Ока»: их будет поставлено за рубеж не менее 650 единиц (рост в полтора раза). При этом 1400 КАМАЗов и 100 автобусов «НефАЗ» будут переданы потребителям на условиях лизинга. Выпуск пассажирских автобусов большого класса вырастет по сравнению с 2003 годом почти в полтора раза и составит 900 единиц, причем из них 120 автобусов и автобусных шасси получат зарубежные потребители.

В структуре товарной продукции по-прежнему доминирующую роль будут играть грузовые автомобили — 61%. На долю легковых автомобилей придется 9%, сегмент запасных частей и продукции диверсификации составит соответственно 18% и 12%.

Основными целями компании в 2004 году являются обеспечение безусловного выполнения базовых финансово-экономических и производственных показателей бизнес-плана, дальнейшее расширение модельного ряда в соответствии с запросами рынка, улучшение потребительских свойств и качества изготовления автомобилей. Будут проведены опытно-конструкторские разработки по целому ряду новых моделей грузовиков и их шасси с последующей доводкой и сертификацией. Резко увеличится доля выпуска двигателей повышенной надежности, качества и экологичности. Продолжится создание и освоение новых моделей газовых двигателей, оснащение ими серийных и новых автомобилей и автобусов.

Это будет, прежде всего, год энергичного продвижения на рынок грузовиков повышенной грузоподъемности и особенно автомобилей тяжелого класса. Выпуск автомобилей тяжелого семейства и шасси под различные виды спецтехники, созданных на базе самосвала КАМАЗ-6520 (6522, -65225, -65226), магистральных седельных тягачей КАМАЗ-5460 и -6460, гаммы грузовиков на базе четырехосного шасси КАМАЗ-6540 и др., увеличится примерно в 3 раза по сравнению с 2003 годом. Начнется освоение и планомерное расширение серийного производства городских развозных автомобилей. В ноябре уходящего года начат выпуск среднетоннажников КАМАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 тонны, в течение следующего года их планируется реализовать не менее 433 единиц. Также на подходе к расширенному выпуску седельный тягач КАМАЗ-65116 с допустимой нагрузкой на седельно-сцепное устройство 15 тонн и бортовой тягач КАМАЗ-65117 грузоподъемностью 14 тонн (полная масса каждого автомобиля с полуприцепом и прицепом 37 тонн). Они заполнят верхнюю нишу грузоподъемности в классе автомобилей повышенной грузоподъемности.

Бизнес-план формировался на основе различных концептуальных подходов, в конечном счете была выбрана «золотая середина», позволяющая добиться максимального финансово-экономического результата.