Большая вода южноамериканского «Дакара»

17 Января 2013

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» сохранили свои места в грузовом зачёте международного внедорожного ралли-рейда «Дакар 2013» и после прерванного спецучастка очередного этапа.

Одиннадцатый этап «Ла Риоха – Фьямбала», общая протяжённость – 481 км, длина спецучастка – 219 км (прерван после 84-го километра).

По сценарию, перед тем как попрощаться с гонкой, Аргентина должна была напомнить, что является не только страной бескрайних пампасов и бесчисленного количества озёр, рек и речушек, украшающих эти просторы. Здесь найдётся и лакомое блюдо «Дакара» – настоящая пустыня. С белым песком, невысокими, но труднопреодолимыми дюнами. В таком «песчаном заливе» в окрестностях города Фьямбала, с трёх сторон окружённом высокими вершинами Андов, и проходил спецучасток одиннадцатого этапа. Эта местность хорошо знакома дакаровцам со стажем. Организаторы ралли снова резонно предупредили всех: «Не бывает такого, чтобы в пустыне Фьямбала не произошло чего-нибудь этакого! Здешние дюны с их приятными глазу контурами таят много сюрпризов. Мало будет успеть адаптироваться к их покорению, важно ещё не допустить навигационных ошибок».

Не успели мотоциклисты и квадроциклисты проехать длинный льезон из Ла Риохи и первыми принять старт на спецучастке, как с трассы начали поступать сообщения о них со словами «застрял», «имеет технические проблемы», «заблудился». И хотя они касались в основном гонщиков второго эшелона, всё же были хорошим предостережением и для стартующих за ними экипажей более тяжёлой техники: расслабляться не следует!

Однако дальше дело пошло совсем не по сценарию. «Что-нибудь этакое» произошло гораздо раньше, чем можно было ожидать. Вновь пришла «большая вода Дакара». Ещё накануне в горах прошли ливни, погода резко ухудшилась. Реки вышли из берегов, а сухие русла заполнились водой. Лидирующие мотоциклисты и квадроциклисты всё же успели проехать весь доп. А экипажам четырёхколёсной техники был дан отбой, хотя, например, лидеры класса внедорожников уже проходили финишную секцию спецучастка.

Но вода в руслах горных рек прибывала с каждой минутой. Две реки – их должны были пересечь на 69-ом и 85-ом километрах – прямо на глазах стали не преодолеваемыми даже для грузовиков.

Вот что рассказал корреспонденту сайта «Чемпионат.com» о сложностях прерванного 11-го этапа «Дакара» штурман российского экипажа команды G-Force Виталий Евтехов:

«Мы готовились к сложному дню, организаторы накануне предупредили, что машина реконессанса какой-то участок прошла ещё до ливневых дождей, и могут быть большие сюрпризы. Они начались с самого старта: была песчаная буря. Думали, спецучасток отменят. На шестом-седьмом километре начали отклоняться от легенды, искать пересечения русел вроде бы высохших рек, но там были камни по полметра в диаметре и отвесные берега. Таких опасностей не должно было быть.

Проехали 30-40 километров, когда начали пересекать бурные горные речки. Две речки пересекли, а в третьей возникли трудности, и тут нас объехали несколько экипажей. Когда тронулись, обошедшие нас автомобили стояли у следующей реки, которую преодолели только грузовики. Кто-то попробовал перепрыгнуть, но машина зацепилась одним колесом за берег. Её пытались достать вертолётом – ничего не получилось.

А MINI Леонида Новицкого из команды BMW X-Raid практически утонул, его потянуло по речке, но наши сумели выскочить на берег. Штурман Константин Жильцов пытался привязать тросом машину к берегу, но тут и его самого унесло. Леонид вылавливал его верёвкой. Приключений было больше, чем надо! Эмоций — через край!

Надо было организаторам минут на 30-40 раньше отреагировать и не пускать людей. А то автомобили нескольких экипажей сильно пострадали из-за этих речек, набрались воды. Возможно, кто-то теперь не сможет выйти на старт 12-го этапа».

Приводим также высказывание самого Константина Жильцова:

«Организаторы, на мой взгляд, сглупили. Ещё накануне на брифинге говорили о возможности плохой погоды. Перед допом всю дорогу шёл дождь, в горах было темно. Тем не менее, они дали старт. На 69-й позиции дорожной книги сбоку пришла огромная волна, всё залило водой. Одну реку мы перескочили, а вторую не смогли. Нас кружило-вертело, меня под машину затянуло волной, я еле вынырнул. Потом нас чуть не перевернуло, пришлось опять прыгать в воду – мало ли что произойдёт. Меня понесло по течению, потом вытаскивали, кидая мне верёвку. Это уже второй случай, когда я тонул в боевой машине.

Там была жуть! Булыжники катились по реке с таким грохотом, словно стреляли из пушки. Реально каменюки! Когда я нырнул, дна не было вообще. Считаю, организаторы допустили идиотизм – зачем людей гробить? Слава Богу, травм не получили, только напились воды с песком, ну и вещи поуничтожали. Попробуем починиться, почиститься.

Машину выдёргивали двумя тросами. Как только убрали MINI, место, на котором стоял его зад, смыло, образовалась воронка метров восемь. Повезло, что были ребята рядом, которые нас не бросили. Механики занимаются машиной, попробуют вымыть песок – он повсюду. Слой полметра! Автомобиль, наверное, мог бы и дальше передвигаться своим ходом, но зачем рисковать. Приехали на буксире».

Экипажам лидеров грузового зачёта результаты этапа зачли по прохождению СР1 на 84-ом километре. Тем, кто стартовал позднее и не успел добраться до водных преград, присвоили время последнего участника, финишировавшего преждевременно, проехав зачётный отрезок пути «чисто», без задержек по техническим проблемам. Такой случай на этом «Дакаре» уже был, когда время отставшего пелотона фиксировалось по Стефану Петранселю.

По промежуточным результатам на СР1 первые три места присуждены экипажам Жерара де Роя, Алеша Лопраиса и Эдуарда Николаева. Длительная остановка по техническим причинам была только у Мартина Коломы (Tatra). Потерянного времени хватило бы для того, чтобы чешский экипаж выбыл из тройки лидеров в общем зачёте. Но организаторы всё же компенсировали ему 10 минут времени. Экипаж Жерара де Роя также рядом – в трёх минутах от камазовцев. При этом голландцы отстают от экипажа Эдуарда Николаева ровно на один час.

Боевые КАМАЗы команды «КАМАЗ-мастер» приехали на бивуак Фьямбалы в хорошем состоянии. К сожалению, в этом году грузовики нашей марки не смогут дойти до финиша гонки в полном составе – впятером, поскольку казахстанский экипаж Артура Ардавичуса (№517) прекратил гонку ещё на седьмом этапе из-за выхода из строя двигателя.

После всех перипетий 11-го этапа таблицу итоговой классификации грузовиков возглавили два камазовских экипажа – Николаева и Айрата Мардеева. Экипаж Андрея Каргинова уступает идущему третьим чеху Коломы меньше восьми минут. Правда, в свою очередь, Каргинову в затылок дышит неугомонный де Рой.

Результаты одиннадцатого этапа

Место Участники Страна Грузовик Результат Отставание
1 Жерар де Рой
Том Колсул
Дарек Родевальд
Нидерланды
Бельгия
Нидерланды
IVECO 00:54:47
2 Алеш Лопраис
Серж Брюйнкенс
Радим Пустейовски
Чехия
Бельгия
Чехия
Tatra 00:55:43 00:00:56
3 Эдуард Николаев
Сергей Савостин
Владимир Рыбаков
Россия КАМАЗ 00:56:53 00:02:06
4 Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Антон Мирный
Россия КАМАЗ 00:57:54 00:03:07
6 Андрей Каргинов
Игорь Девяткин
Андрей Мокеев
Россия КАМАЗ 00:58:45 00:03:58
13 Ильгизар Мардеев
Вячеслав Мизюкаев
Алмаз Хисамиев
Россия КАМАЗ 01:13:25 00:18:28

Классификация Т4 после одиннадцати этапов

Место Участники Страна Грузовик Результат Отставание
1 Эдуард Николаев
Сергей Савостин
Владимир Рыбаков
Россия КАМАЗ 28:56:24
2 Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Антон Мирный
Россия КАМАЗ 29:31:35 00:35:11
3 Мартин Коломы
Рене Килиан
Давид Килиан
Чехия Tatra 29:44:29 00:48:55
4 Андрей Каргинов
Игорь Девяткин
Андрей Мокеев
Россия КАМАЗ 29:53:17 00:56:53
5 Жерар де Рой
Том Колсул
Дарек Родевальд
Нидерланды
Бельгия
Нидерланды
IVECO 29:56:24 01:00:00
13 Ильгизар Мардеев
Вячеслав Мизюкаев
Алмаз Хисамиев
Россия КАМАЗ 33:01:14 04:04:50