Большие перспективы отечественного автопрома

1 Сентября 2006

Подписан договор о сотрудничестве между министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Объединением автопроизводителей России.

Сегодня в Москве временно исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус и председатель Совета НП «Объединение автопроизводителей России», генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали договор о сотрудничестве между Минпромэнерго РФ и некоммерческим партнерством «Объединение автопроизводителей России». Подписание состоялось на 1-м Автомобильном форуме, который открылся сегодня в рамках Московского Международного Автомобильного Салона — 2006.

Участники форума — представители крупнейших автомобильных предприятий страны обсудили на форуме проблемы развития отечественного автопрома. Андрей Реус сказал, что считает самым результативным воплощением промышленной политики государства в автомобильной промышленности реализацию режима промышленной сборки. «Инструмент, который мы предложили рынку, оказался актуальным и востребованным. И важно, чтобы тот опыт, который мы наработали в ходе реализации промышленной сборки, не был законсервирован. Он обязан получить свое развитие, это позволит нам продвинуться дальше для создания нормальной бизнес-среды в российском автопроме», — сказал и.о. министра.

По словам Андрея Реуса, анализ развития рынка легковых автомобилей выявил, что к 2010 году объем продаж достигнет 2,7 млн. автомобилей в год и в денежном выражении будет составлять более 30 млрд. долларов. Преимущества этого рынка до недавнего времени использовали, прежде всего, продавцы иномарок. Для того чтобы переломить ситуацию, и была реализована программа промышленной сборки автомобилей иностранных марок на территории России.

В перспективе ожидается, что новые мощности по сборке автомобилей составят более 600 тысяч штук в год, а к 2010 году будут доведены до 800–900 тысяч штук в год. С учетом производства собственных легковых автомобилей, общие объемы производства отечественного автопрома составят 1,8–1,9 млн. автомобилей в год и вместе с импортом полностью смогут удовлетворить растущие запросы рынка. При этом общие объемы инвестиций в производство легковых автомобилей на территории России составят около 2 млрд. долларов в год.

Но, подчеркнул Андрей Реус, условием интенсивного развития отечественного автомобилестроения является наличие сильной компонентной базы, которая пока остается фундаментальной проблемой. Для ее решения правительство России внесет ряд изменений в существующие документы, например, постановление №166 от 29 марта 2005 года, что позволит расширить список ввозимых компонентов, освобождаемых от таможенных пошлин.

Андрей Реус также подчеркнул, что правительство России будет и далее оказывать поддержку флагманам отечественного автомобилестроения АвтоВАЗу и «КАМАЗу».

Подводя итог своему вступлению Андрей Реус отметил, что благодаря реализации режима промышленной сборки, удалось сформировать устойчивую парадигму инвестиций в российский автопром вместо импорта. Но чтобы она была действительно устойчивой, необходимо соблюдение ряда условий. Поэтому правительство РФ будет уделять серьезное внимание вопросам технического регулирования, разработке новых регламентов и контролю за одинаковым соблюдением уже принятых норм всеми участниками рынка.

Председатель Совета некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Сергей Когогин сказал, что основной целью создания данной структуры было выражение общих интересов российских автопроизводителей в диалоге с властью. «И я могу сказать, что в последнее время у нас это неплохо получается», — подчеркнул гендиректор ОАО «КАМАЗ».

Говоря о доле автомобилестроения в промышленности России в целом и машиностроении в частности, Сергей Когогин привел следующие цифры: численность работающих в автомобильной отрасли составляет 4,6% всех занятых в промышленности и 13% — в машиностроении. Объем промышленного производства составляет соответственно 3,8% и 23%, объем инвестиций — 3,5% и 35%.

Свои основные задачи Объединение автопроизводителей России видит в том, чтобы способствовать развитию и подъему отечественной автомобильной промышленности, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; защищать интересы отечественных производителей, координировать деятельность членов партнерства в вопросах привлечения инвестиций для модернизации и развития производственных мощностей, и ряде других функций.

Сергеем Когогиным были также названы приоритетные направления работы с федеральными органами исполнительной власти.

После озвучивания своих мнений Андрей Реус и Сергей Когогин подписали договор о сотрудничестве между Минпромэнерго РФ и некоммерческим партнерством «Объединение автопроизводителей России».

В работе 1-го Автомобильного форума принял участие вице-премьер — министр транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Владимир Швецов. Он рассказал собравшимся о развитии автомобильной промышленности в регионе, а также о той поддержке, которую Президент республики Минтимер Шаймиев и правительство РТ оказывают отечественным автопроизводителям.