Через обретения и потери

7 Января 2010

Завершился ещё один гоночный день команды «КАМАЗ-мастер» – так же удачно, как и предыдущие. Камазовская машина работает на ралли как хорошо отлаженный часовой механизм.

Сразу отметим, что ребятам здорово помогает мощная поддержка соотечественников. Телефонные звонки, телеграммы, поздравления гонщиков с днём рождения и личными достижениями на «Дакаре» через сайт команды в Интернете продолжались и вчера. Они поднимают настроение и придают гонщикам и механикам новые силы, так необходимые на «Дакаре».

Юбиляра команды, пилота Владимира Чагина поздравили генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, мэр города Набережные Челны Ильдар Халиков и давний друг команды, директор московской фирмы «Мастер» Феликс Бажанов. Именно в честь этого первого спонсора команда сохранила в своём названии слово «мастер». Руководитель гонки Этьен Лавинь начал брифинг на бивуаке с поздравления Владимира Чагина. Он отметил, что Владимир своей 51 победой на этапах «Дакара» добавил очередной рекорд в личную копилку. Лучшего за всю историю ралли результата добился только ветеран соревнований француз Стефан Петрансель – 52 победы с 1991 года, причём, часть из них он добыл в классе мотоциклов. Третью строчку в этом рейтинге занимает знаменитый финн Ари Ватанен. Заметим, что вчера ещё один пилот команды, победитель «Дакаров» 2005 и 2009 годов Фирдаус Кабиров также достиг круглого результата, одержав 30-ю победу на этапах за свою дакаровскую карьеру.

Гонщики отмечают, что на пятом этапе им пришлось выдержать сильную тряску. Владимир Чагин рассказал, что на трассе встречались и высохшие русла рек, и каменистые участки пустыни, представляющие «сплошную наждачку для колёс». «В некоторых местах, кажется, что почва твёрдая, сверху лежат мелкие камни, на деле же оказывается что это «пухляк», – сказал он. – Колёса вязнут в рыхлой массе, мотор перегревается. Это очень непростые участки для автомобиля. Трасса местами очень пыльная, и из-за того, что ветра нет, пыль долго столбом висит в воздухе».

На вопрос по своей специализации, были ли трудности с ориентированием, штурман Айдар Беляев ответил так: «У нас к счастью проблем с этим не было, а вот некоторые джипы плутали и обгоняли нас по два-три раза».

Руководитель команды Семён Якубов считает, что экипажу Ильгизара Мардеева на этом этапе просто не повезло: «Трасса напоминала марокканские участки «Дакара» – очень много острых камней. Узкие проходы усугубляют ситуацию. Легко можно пробить колесо. Этой участи не избежал экипаж. На замене колеса потеряли 12 минут».

Итак, на шестой день соревнований караван ралли, преодолев треть пути, пересёк Южную Америку с востока на запад и достиг берега Тихого океана. Искупаться в его водах пока не удалось никому. Пустыня обрывается у моря крутыми скалами высотой около 100 метров, и спуститься к воде с бивуака можно только по специально оборудованной узкой тропинке. В связи со штормом она закрыта.

* * *

На вчерашнем пятом этапе не избежали потерь даже испытанные дакаровцы, которых, казалось бы, ничем уже не удивишь. Испанский мотоциклист Марк Кома вновь стал заложником технических проблем, и теперь отставание прошлогоднего победителя «Дакара» от сегодняшнего лидера составляет уже 1 час 17 минут. Французский мотоциклист Давид Кастё попал в аварию, получил травму ноги и эвакуирован на бивуак. Практически лишился шансов на высокое место французский пилот Стефан Петрансель, лидировавший до вчерашнего дня на этом ралли. По мере продвижения по пустыне подтверждается высказанное ранее мнение гонщиков заводской команды «Фольксваген», что болиды BMW X-3 не выдержат конкуренцию с их «Туарегами». Какие-то шансы этим признанным асам, понёсшим неожиданные потери, оставляет только предположение, что «Дакар 2010» собрал ещё не весь свой «урожай».

Кто-то теряет, кто-то находит. Вновь, как и в прошлом году, порадовал своих соотечественников 10-кратный чемпион Чили по мотокроссу, участник многих внедорожных ралли-рейдов Франсиско Лопес Контардо по раллийному прозвищу «Чалеко». На итальянском мотоцикле Aprilia он одержал победу на первом чисто чилийском этапе гонки и поднялся до второго места в общем зачёте. Однако, несмотря на проигрыш ему в Антофагасте, француз Сирил Депре продолжает увеличивать свой отрыв от соперников в этом классе.

Сегодня караван ралли отправится из города Антофагаста ещё дальше на север, в сторону Икике, откуда уже рукой подать до земного экватора. Эти горные и пустынные места приглянулись организаторам «Дакара» из-за скоростных гравийных дорог и каменистых равнин. Нужно концентрировать своё внимание на каждом метре пути. Больше всего изматывают гонщиков полные ловушек ложбины. Эта трасса потребует от гонщиков правильного распределения сил и своевременного изменения темпа гонки. Здесь их ждут и крутые подъёмы, и головокружительные спуски. Кроме того, для колёс автомобилей и мотоциклов здешняя трасса – это настоящая «стиральная доска».

Через эти обретения и потери ралли несётся к своему апогею. Впереди труднейшие этапы, где и решится в основном судьба всей гонки. «Дакар» интересен и тем, что его победители определяются только после пересечения финишного створа самого последнего этапа.