Десятая часть жизни Когогина

15 Ноября 2007

Пятидесятилетний генеральный директор Сергей Когогин посвятил «КАМАЗу» только десятую часть прожитой жизни. Но именно эта часть и стала пока главным свершением в его биографии.

В 1999–2002 годах Сергей Когогин занимал пост заместителя Премьер-министра, министра экономики и промышленности Татарстана. В июне 1999 года его избрали членом Совета директоров ОАО «КАМАЗ». А в апреле 2002 года он приехал в Набережные Челны уже как гендиректор.

Предприятие уже не лежало на боку, но всё ещё было потенциальным банкротом. Его судьбой могли бы распорядиться по своему усмотрению и сторонние силы. Если бы за дело не взялся Татарстан, направив на «КАМАЗ» Когогина…

При нём предприятие не только вышло из кризиса, но и вернуло себе звание лидера автопрома. В 2002–2006 годах рост объёмов производства ОАО «КАМАЗ» составлял 20–30%. В 2007 году компания «вырастет» ещё не менее чем на 20%. А по экономической эффективности может войти даже в первую тройку мира. Ни одно современное предприятие автопрома России не имеет таких успехов.

Сегодня гендиректор «КАМАЗа» должен быть и талантливым экономистом, и пробивным бизнесменом, и «крупнокалиберным» политиком, и умелым организатором производства, и вообще — эрудированным специалистом во многих сферах автомобильного дела. А ещё — уметь работать с людьми. Когогин во главе «КАМАЗа» смог проявить себя во всех этих ипостасях. Он стал настоящим генератором новых идей, умеющим находить необычные и эффективные решения там, где стандартные меры ни к чему не приводят.

Сергея Когогина за эти пять лет принимали и в Московском Кремле, и в президентских дворцах Астаны и Ашхабада. С ним знакомы высшие государственные или правительственные чины в Киеве, Ташкенте, Тегеране, Ханое, Объединённых Арабских Эмиратах и других европейских, азиатских и африканских странах. Его знает западный бомонд от политики и бизнеса, он проводил переговоры в цитаделях многих сегодняшних и потенциальных партнёров «КАМАЗа». Знают его и как председателя Объединения автопроизводителей России.

Сегодня, чтобы быть гендиректором «КАМАЗа», нужно иметь обширные личные контакты, обрести солидный «политический вес» в масштабе страны. Всё это не заработаешь только сидя в офисе. И уж во всяком случае, в первую семёрку бизнесменов России по версии «Эксперт-400», самой престижной в стране, не войдёшь. А Когогин это сделал в 2007 году. Потому что это нужно было — прежде всего, в интересах «КАМАЗа».

Сегодня Сергей Когогин — руководитель федеральной обоймы. При помощи его «личного ресурса» компания:
- создаёт новые сборочные предприятия за рубежом;
- создаёт совместные предприятия с мировыми производителями автокомпонентов;
- заключает широкоформатные соглашения с властями городов и регионов России;
- успешно развивает лизинг;
- продолжает развитие сервисной сети на новом уровне;
- активно позиционирует за рубежом.

Большой корабль под названием «КАМАЗ» знает куда идти, как, зачем и с кем. И ведает, какой курс для этого надо выбрать. У главного штурвала корабля — Сергей Когогин, пятый по счёту генеральный директор «КАМАЗа». Рулевому ещё только 50 лет.

Человек реальных дел

Пять лет работы Сергея Анатольевича Когогина на «КАМАЗе» и его трёхлетнее депутатство в Госсовете республики помогли преобразить и автогигант, и весь город Набережные Челны.

Из небытия — в тройку лидеров

Не только потенциальный, но и, по большому счёту, фактический банкрот в начале века, «КАМАЗ» при Сергее Когогине, образно говоря, окончательно засыпал и заасфальтировал сверху свою долговую яму. Годовой оборот компании в этом году приблизится к 100 млрд. рублей, её капитализация выросла более чем в 10 раз. Количество выпускаемых и продаваемых грузовых автомобилей удвоилось, притом, что численность работающих осталась примерно той же, что в 2002 году. Достижение всех этих высот намечалось в прежних (теперь уже «устаревших») стратегических планах «КАМАЗа» лишь в 2010 году.

Место «КАМАЗа» в табели о рангах по показателям экономической эффективности среди ведущих производителей автомобилей Сергей Когогин определил так: «В этом году мы, пожалуй, ещё уступим лидерство. Например, „Скании“ и Ниссану». Другими словами, по итогам 2007 года «КАМАЗ» может войти в первую тройку самых успешных автомобильных компаний мира. А в 2012 году предприятие намерено подняться на новые «пики»: выпустить продукцию на 6 млрд. долларов, в том числе 80 тысяч грузовых автомобилей.

Сегодня «КАМАЗ» производит 79% промышленной продукции Набережных Челнов. Кроме того, он стал работодателем для большого числа малых предприятий города, ежегодно закупая у них продукцию для своих нужд на сумму более 1 млрд. рублей. Кроме того, свыше 100 малых предприятий работают — и тоже в основном на главный сборочный конвейер — в Камском индустриальном парке «Мастер». Поначалу идея его создания, высказанная в 2003 году, многими была воспринята с изрядной долей скептицизма. Сегодня КИП «Мастер» — это полноценный завод с 2 тысячами сотрудников, каждый из которых вырабатывает продукцию на 1 млн. рублей в год. Разрабатываются планы удвоения его производственных площадей.

«КАМАЗ» перестал просто бороться за выживание и начал думать о том, как жить хорошо, очень хорошо. Предприятие своевременно и в полном объёме платит налоги во все уровни бюджета. Финансирование социального заказа компании в 2007 году составит 360 млн. рублей.

Без отрыва от производства

При всей своей огромной занятости на работе генеральный директор Сергей Когогин сумел проявить себя и на посту народного избранника — причём, ничуть не хуже иных «освобождённых» депутатов.

«Моё депутатство в Госсовете Татарстана стало для меня большим „коммерческим проектом“ на благо „КАМАЗа“ и Набережных Челнов — чтобы „проталкивать“ их интересы через коридоры власти, — признался Сергей Когогин своим избирателям. — Две трети своего рабочего времени я провожу в командировках чуть ли не по всему миру. Но имею возможность реально влиять на многие процессы и в городе, и в республике. Поэтому ни одно ваше обращение ко мне, как депутату, ни один вопрос, принятый от вас моими помощниками, не остались без внимания и рассмотрения».

А этих обращений за три года было 688, из них по 495 депутат Когогин добился положительного решения. Кроме того, получено более 9 тысяч коллективных писем. Практически в любой день избиратели имеют возможность обратиться в постоянно действующий штаб депутата.

Но самое важное, что удалось сделать Сергею Когогину в тандеме со своим коллегой, первым заместителем Председателя Государственной Думы РФ, одним из лидеров партии «Единая Россия» Олегом Морозовым, избранным по Набережночелнинскому одномандатному округу, — изменить давно сложившееся во всех столицах потребительское отношение к Камскому региону. «Мы платим в республику и федерацию достаточно налогов, чтобы иметь право на получение солидного финансирования наших городских проектов» — таков был их главный аргумент. Набережные Челны и его соседи, по словам Сергея Когогина, перестают быть «дойной коровой», которая якобы может увеличить надои даже без «лишнего» корма. Появилось, например, такое решение: начать в Министерстве экономики Татарстана разработку программы комплексного развития Камского промышленного узла.

При этом должны быть приняты во внимание и такие неутешительные прогнозы социологов: к 2012 году дефицит рабочей силы в промышленных предприятиях Закамья может достичь серьёзного уровня — 36 тысяч человек. С учётом роста самих предприятий, расширения инфраструктуры и сопутствующей ей «обслуги» региону пришлось бы увеличить своё население примерно на 300 тысяч человек. «Импорт» такого количества профессионально подготовленных «варягов» практически невозможен. Кроме того, это чревато непоправимыми экологическими и социальными последствиями. Особенно учитывая, что в расположенных рядом райцентрах уже сегодня — избыток трудовых ресурсов.

Поэтому, скорее всего, «КАМАЗ» будет выводить из Набережных Челнов часть своих производств, стараясь при этом достаточно компактно расположить будущие предприятия-спутники, чтобы сохранить управляемость компании. Практика развитых стран мира говорит об экономической целесообразности и гармоничности такого подхода.

Выверенное и наиболее оптимальное решение на высочайшем уровне по этому глобальному вопросу, очевидно, ещё предстоит принять. Сергей Когогин готов сыграть при этом далеко не последнюю роль. Как гендиректор и депутат в одном лице или просто как «генерал», вхожий во все кабинеты власти без отрыва от производства, — пока неизвестно. Сергей Когогин заявил, что не принял окончательного решения ещё раз баллотироваться в Госсовет.

Всероссийское значение «местного уровня»

Не остаются без внимания челнинских посланцев в Госсовете и Госдуме и проекты, пока ещё относимые к категории «местного значения». Один из них — создание «Изумрудного города» в Набережных Челнах. В нём будут проходить лечение больные, страдающие детским церебральным параличом. Долго дискутировавшийся вопрос о его необходимости отпал сам по себе — после личного знакомства депутатов и руководства города с семьями, где есть такие больные. Решили: нужна не просто Набережночелнинская клиника восстановительного лечения, а Всероссийская нейроортопедическая реабилитационная клиника. Подобное лечебное учреждение есть сейчас только на Украине.

Первая же презентация проекта показала: челнинцы не разучились быть милосердными. В считанные дни была собрана сумма в 12 миллионов рублей. Из них 7,5 миллиона — за счёт пожертвования камазовцами своего однодневного заработка. Средства направлены на оказание помощи больным ДЦП до начала строительства «Изумрудного города».

Проект нашёл понимание в Казани. Найдёт, очевидно, и в Москве. А генеральный директор «КАМАЗа» подтвердил свой давний девиз — «Бизнес с человеческим лицом» — таким заявлением: «КАМАЗ» возьмёт на себя финансирование проектирования «Изумрудного города» , если этот весьма дорогостоящий комплекс будет реализован в Набережных Челнах в рамках Национальной программы «Здоровье». Обоснованны надежды челнинцев и на энергичное лоббирование проекта на федеральном уровне со стороны Олега Морозова. По словам Сергея Когогина, Олег Викторович «принёс» в город за годы своего депутатства только в виде прямого финансирования из Москвы более 1 млрд. рублей.

Биографическая справка:

Когогин Сергей Анатольевич

Родился 16 ноября 1957 года в с. Большие Ключи Республики Татарстан.

В 1977 году окончил Казанский авиационный техникум, работал фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе. После окончания в 1982 году физического факультета Казанского государственного университета, где получил специальность радиофизика. С. А. Когогин до 1985 года работал инженером-настройщиком на предприятии ЭРА. В 1985–1994 гг. работал на Зеленодольском машиностроительном заводе, где последовательно занимал должности старшего инженера, начальника бюро, зам. главного механика, председателя профкома. В 1990 году стал директором этого завода. В 1994–1999 гг. работал главой администрации Зеленодольского района, а в 1999–2002 гг. — занимал пост заместителя Премьер-министра, министра экономики и промышленности РТ. 30 июня 1999 года С. А. Когогин был избран членом Совета директоров ОАО «КАМАЗ», а в апреле 2002 года назначен генеральным директором ОАО «КАМАЗ».

С. А. Когогин — депутат Государственного Совета Республики Татарстан. Он неоднократно был победителем Республиканского общественного конкурса «Руководитель года». Награжден золотой медалью «Роза мира», Орденом Святого Даниила II степени, медалью «В память 1000-летия Казани», знаком «Почетный машиностроитель Минпромэнерго РФ», Почетной грамотой Военного Комиссара Республики Татарстан, имеет звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан». В августе 2007 года Указом Президента РФ Сергей Когогин награжден орденом Дружбы.