Еще одна вершина камазовских дизелистов.Впереди новые

6 Августа 2003

Сегодня, 6 августа, с главного сборочного конвейера двигателей ОАО «КАМАЗ» сошел 2,3-миллионный с начала производства дизельный двигатель.

Руководство акционерного общества и дизелисты КАМАЗа отметили это «некруглое» достижение скромно, но весьма торжественно, потому что оно досталось им ценой невероятных усилий и терпения.

Первенец камазовского моторостроения родился в декабре 1975 года. Миллионный двигатель пришелся на середину восьмидесятых годов, а еще один миллион камазовцы собрали накануне памятного 1993 года. Пожар на заводе двигателей в том году и экономический кризис в стране с резким падением объемов производства и сбыта привели к тому, что счет пошел уже на сотни тысяч. Так, 2,2-миллионный двигатель сошел с конвейера 18 февраля 2000 года.

Однако, где теряешь, там и находишь. Если за первые 20 лет конструкция весьма ограниченной номенклатуры двигателей и их потребительские свойства не подвергались существенным изменениям, то уже начиная с 1995 года КАМАЗ сумел существенно повысить ресурс своих изделий – до 500 тысяч километров пробега автомобиля. Сегодня завод двигателей КАМАЗа («КАМАЗ-Дизель») выпускает 37 основных моделей и около 200 их различных модификаций и комплектаций. В начале 2001 года КАМАЗ, как и было предусмотрено первоначальными планами освоения экологических стандартов «Евро» в России, первым среди автозаводов добровольно перешел на выпуск моторов уровня «Евро-1», подстегивая тем самым технический прогресс в отечественном моторостроении. С тех пор двигателей этого класса выпущено более 60 тысяч единиц. Сегодня 80 процентов сходящих с конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» двигателей соответствуют требованиям уровня «Евро-1».

Между тем с переходом в начале следующего года на выпуск двигателей экологического уровня «Евро-2», ставится задача повышения ресурса двигателя до 700 тысяч километров пробега. Современные линии и обрабатывающие центры, полученные по японскому кредиту, позволяют решить и эту проблему.

За неполные десять лет претерпел коренные изменения весь модельный ряд двигателей «КамАЗ». 210-сильные моторы давно уже стали музейными экспонатами, а двигатель с турбокомпрессором марки 7403, появившийся в 1985 году, поднявший «потолок» мощности до 260 л. с. и поэтому считавшийся тогда солидным достижением, также снят с производства.

Теперь тон задают другие двигатели: из моторов с «квадратной» размерностью наиболее популярным стал «тринадцатый», а среди длинноходовых (размерностью 120х130) уже есть неплохой выбор из полдюжины основных моделей. Применение турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (так называемого интеркулера), а также целого ряда оригинальных разработок конструкторов Научно-технического центра КАМАЗа, не только обеспечило достижение уровня «Евро-2», но и подняло мощность камских дизелей до 320 и 360 л. с.

Самое свежее достижение камазовских конструкторов и производственников – первый двигатель, работающий на природном газе, в котором достигнут экологический уровень «Евро-2» и имеется ресурс для «обуздания» параметров «Евро-3». Его с нетерпением ждут в больших городах для установки на автобусы.

Время покорения последнего стотысячника было отмечено и широкой диверсификацией основной продукции камских дизелистов. Появились сельскохозяйственные двигатели, адаптированные под установку на тракторы и комбайны, шла работа по конвертации автомобильных моторов под судовые двигатели, разработаны и готовы к серийному освоению в производстве электросиловые установки.

Это все уже известные и давно обозначенные вершины. Однако было бы неправильно думать, что очередного торжества на «КАМАЗ-Дизеле» придется ждать еще несколько лет. Завершая короткий митинг по случаю выпуска 2,3-миллионного двигателя, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин поставил перед дизелистами задачу принципиально иного характера: готовиться к тому, чтобы уже в недалеком будущем начать на заводе лицензионное производство двигателей лучших европейских производителей, с которыми Камский автозавод уже ведет переговоры. За этой вершиной КАМАЗу могут открыться новые, доселе неизведанные горизонты европейского уровня.