Финансовые результаты Группы «КАМАЗ» по МСФО за 1 полугодие 2010 года

1 Ноября 2010

Основные результаты деятельности группы "КАМАЗ" за 1 полугодие 2010 года 1
  1П2009 1П2010 Изменение %
Продажи автомобилей, штук 10 653 14 268 3 615 33,9%
         
Выручка, млн. руб. 25 427 31 859 6 432 25,3%
Валовая прибыль, млн. руб. 3 345 4 151 806 24,1%
Рентабельность по валовой прибыли, % 13,2% 13,0%   -0,1%
         
Операционная прибыль/убыток, млн. руб. -1 360 547 1 907 -140,2%
EBIT, % -5,4% 1,7%   7,1%
         
EBITDA2, млн. руб. -178 2 013 2 191 -1229,7%
EBITDA, % -0,7% 6,3%   7,0%
         
Чистая прибыль/убыток, млн. руб. -1 698 -252 1 446 -85,1%
Рентабельность по чистой прибыли, % -6,7% -0,8%   5,9%
         
Долгосрочные кредиты и займы3, млн. руб. 10 124 8 838 -1 286 -12,7%
Краткосрочные кредиты и займы, млн. руб. 12 861 11 871 -990 -7,7%
Итого кредиты и займы, млн. руб. 22 985 20 709 -2 276 -9,9%
Денежные средства, млн. руб. 7 203 7 252 49 0,7%
Чистый долг, млн. руб. 15 782 13 457 -2 325 -14,7%
Чистый долг/EBITDA -44,3 3,3   4762%
Нетто расходы по процентам, млн. руб. 720 730 10 1,5%
Покрытие по процентам 0,2 2,8   1300%
         
1 По всей группе компаний КАМАЗ
2 Прибыль до процентов, амортизационных отчислений и налога на прибыль
3 Балансовые показатели приведены на 31.12.2009 и 30.06.2010, показатели прибылей и убытков – за 6 месяцев, окончившихся 30.06.2009 и 30.06.2010 г., соответственно.

Выручка

В 1 полугодии 2010 г. наблюдался устойчивый рост платежеспособного спроса на грузовые автомобили в РФ. Внутренний рынок грузовых автомобилей вырос до 22 тыс., что на 37,5% больше, чем в 1пг2009 года, когда продажи на рынке РФ в целом составляли 16 тыс. автомобилей. Необходимо отметить, что доля государственного заказа на внутреннем рынке сократилась в связи со снижением объема финансирования этих программ в 2010 году, предусмотренном в государственном бюджете, и рост рынка в 1пг2010 года – это рост спроса на автомобили в реальных отраслях экономики.

Позитивные тенденции на рынке позволили Группе КАМАЗ увеличить объемы продаж автомобилей в 1пг2010 года до 14,3 тыс. штук, что на 33,9 % больше по сравнению с 1 пг2009 года. В том числе продажи на внутреннем рынке составили 12,3 тыс. штук (1пг 2009: 8,5 тыс. штук), а доля КАМАЗа на рынке РФ в сегменте грузовой техники от 14 до 40 тонн выросла до 55,5% (1пг 2009: 53,8%).

В целом внутренний рынок превзошел ожидания компании и те маркетинговые прогнозы, которые были составлены в 3 квартале 2009, когда рынок был в глубокой депрессии.

В результате выручка от продаж в 1пг 2010 года составила 32 млрд. руб., что на 25,3 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 и на 22,8% больше, чем планировалось в бизнес-плане.

Рентабельность

Операционная прибыль

В 1пг2010 г. Группа получила операционную прибыль в размере 0,5 млрд. руб. против 1,4 млрд. руб. убытка в 1пг 2009 г. Рентабельность по операционной прибыли составила 1,7%, что все еще ниже показателей докризисного уровня, поскольку на рентабельность оказывает значительное влияние масштаб производства. Однако, данный показатель значительно лучше, чем в прошедшем году (минус 0,7%).

Факторы, оказавшие положительное влияние на рентабельность компании по операционной деятельности:

- рост объема продаж и как результат снижение доли накладных расходов на единицу продукции,

- сдерживание роста цен на материалы и комплектующие,

- контролируемый рост расходов на оплату труда в соответствии с ростом объемов продаж,

- уменьшение объемов создаваемых резервов по сомнительной дебиторской задолженности в связи с улучшением платежеспособности покупателей компании,

Факторы, оказавшие негативное влияние на рентабельность компании по операционной деятельности:

- изменение структуры продаж в пользу менее дорогих автомобилей,

- рост тарифов на тепло и энергию в результате перехода на новую систему тарификации, и как результат вместе с ростом объемов производства - увеличение расходов данного вида на 87%

Чистая прибыль (убыток)

В связи с тем, что в бизнес-плане были заложены меньшие объемы продаж, фактические показатели рентабельности оказались значительно лучше планируемых. Так, в бизнес-плане 1пг2010 г. убыток от операционной деятельности планировался на уровне минус 1,1 млрд. руб., EBITDA на уровне 0,2 млрд. руб., а чистый убыток - минус 2 млрд. руб. Фактически, чистый убыток за 1пг 2010 года составил всего минус 0,25 млрд. руб., а в 1 пг 2009 размер убытка составил минус 1,7 млрд. руб.

Помимо факторов, перечисленных выше и оказавших положительное влияние на фактически полученную операционную прибыль, на снижение размера чистого убытка в 1 пг 2010 г. оказало отсутствие курсовых убытков в связи с укреплением рубля против основных валют. В 1пг2010г. КАМАЗ отразил прибыль от переоценки валютных финансовых обязательств на сумму 0,27 млрд. руб., в 1пг2009 г. компания понесла убытки по данной статье – минус 0,58 млрд. руб.

Кредиты и займы

По сравнению с уровнем на начало 2010 года долговая нагрузка группы КАМАЗ снизилась на 2,3 млрд. руб., уровень финансового долга составил 20,7 млрд. руб. (31.12.2009 – 23,0 млрд. руб.), а уровень чистого долга составил 13,5 млрд. руб. (31.12.2009 – 15,8 млрд. руб.).

Снижение уровня долга вызвано погашением по сроку кредитов (части кредитов) в следующих банках: синдицированный кредит – 1,1 млрд. руб., ВТБ – 0,7 млрд. руб., Автовазбанк – 0,65 млрд. руб. Уменьшение размера кредитного портфеля стало возможным благодаря получению положительного денежного потока от операционной деятельности в размере 4 млрд. руб. за счет улучшения рентабельности бизнеса и жесткого контроля за размером оборотного капитала.

В результате показатели чистого долга к EBITDA, покрытие по процентам значительно улучшились и находятся в диапазоне параметров, характерных для автомобильной отрасли: чистый долг/EBITDA = 3,3 раз, покрытие по чистым процентным расходам = 2,8 раз.

Стоит отметить, что ни во время кризиса, ни на текущий момент Группа КАМАЗ не допускала платежных дефолтов ни по одному своему обязательству перед банками и твердо намерена не изменять этому правилу и в будущем, что, по мнению руководства Группы, является залогом долгосрочных и стабильных отношений с его кредиторами.