Герхард Шредер и Владимир Путин посетили стенд «КАМАЗа» на «HANNOVER MESSE 2005»

11 Апреля 2005

Сегодня в Ганновере начала свою работу ежегодная выставка промышленных технологий и автоматизации производственных процессов в ведущих отраслях индустрии «HANNOVER MESSE 2005». На этом форуме свою продукцию в числе 150 российских предприятий представило и ОАО «КАМАЗ».

В этом году Россия является официальным партнером ганноверской выставки. В связи с этим на открытии «HANNOVER MESSE 2005» побывали президент РФ Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Они, в частности, посетили стенд ОАО «КАМАЗ», где ознакомились с двумя российскими грузовиками: КАМАЗом-6520 с двигателем стандарта «ЕВРО-3» и КАМАЗом-4911 Extreme, а точнее – с его спортивной модификацией. 

В ходе общения с руководителями двух стран генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин отметил, что при производстве спортивных автомобилей «КАМАЗ» использует, в том числе, и автокомпоненты германского производства. Представители компании считают, во многом плоды подобного сотрудничества российских и германских производителей позволили экипажу Фирдауса Кабирова стать победителями ралли-марафона «Телефоника-Дакар 2005». Кто-то из присутствовавших в шутку заметил, что успехи лидера автомобилестроения Германии пока скромнее: в этом году «Мерседес» финишировал в Дакаре третьим. 

Выставка в Ганновере продлится до 15 апреля. За время работы форума представители ОАО «КАМАЗ» планируют найти в Европе новых партнеров, в том числе, с целью создания совместных производств автокомпонентов, а также познакомить их с возможностями компании. В частности, 13 апреля в российском павильоне ожидается выступление представителей «КАМАЗа» на эту тему.

Германия – «КАМАЗ»: двустороннее движение

Сегодня ОАО «КАМАЗ» является одним из основных российских потребителей современных автомобильных компонентов, производимых предприятиями Германии.

Развитие сотрудничества «КАМАЗа» с немецкими предприятиями стимулируется тем, что при определении вариантов комплектации грузовиков потребители «КАМАЗа» отдают предпочтение надежным и качественным автомобильным компонентам из Германии.

В 70-х годах прошлого века станкостроительные предприятия Германии стали основными поставщиками уникального по тем временам оборудования для строящегося камского автогиганта. В производственных корпусах всех без исключения заводов «КАМАЗа» можно встретить немало станков и различного технологического оборудования марки «Бош» («Bosch»), «Хюллер» (“Hüller“), «Либхерр» (“Liebherr”) и др. Линия окраски кабин камских грузовиков на прессово-рамном заводе была заказана для строящегося «КАМАЗа» ещё в 1971 году, затем изготовлена немецкой компанией «Дюрр» и смонтирована совместно со специалистами этой фирмы. Этот контракт стал одной из самых первых и крупных сделок на поставку импортного оборудования.

С учетом возросших требований к продукции завода и технологическому оборудованию решено провести модернизацию линии окраски кабин при участии все того же немецкого партнера - фирмы «Дюрр». «КАМАЗ» и «Дюрр» ведут в настоящее время переговоры. Между тем, дочерняя компания фирмы «Дюрр» – «Шенк» (“Schenck”) поставит «КАМАЗу» испытательное оборудование, которое будет использовано при создании новых поколений дизельных и газовых двигателей. Соответствующий контракт был подписан партнерами в начале 2005 года.

В настоящее время до 20% топливной аппаратуры, необходимой для выпуска автомобилей КАМАЗ, поставляется фирмой «Бош» («Bosh»). Широко применяется на них также и тормозная аппаратура фирмы «Кнорр Бремзе» (“Knorr Bremse”). Активное сотрудничество с немецкой компанией «Цанрад Фабрик» (“Zahnrad Fabrik”) ведёт свою историю с конца 80-х годов, когда спортивные грузовики команды «КАМАЗ-мастер» начали оснащаться коробками перемены передач этой немецкой фирмы. Известно также, что свою лепту в усовершенствование продукции ZF для своих спортивных машин внесли и камазовские конструкторы. Новые КП, используемые в спортивных КАМАЗах-4911 и их коммерческих аналогах, считаются одними из самых надёжных узлов в конструкции автомобиля. Шесть раз побеждала команда «КАМАЗ-мастер» на ралли «Париж-Дакар» и при этом не было зафиксировано ни одного случая поломки КП на трассе.

Из реализованных контрактов можно назвать действующую современную линию для обработки блока цилиндров, также полученную «КАМАЗом» из Германии. В 2003 году на заводе микролитражных автомобилей заработал окрасочный комплекс той же фирмы "Дюрр" («Dürr») производительностью 72 тысячи кузовов в год. Он включает в себя линию окраски, краскоприготовительное оборудование, экспресс-лабораторию, станцию нейтрализации стоков. Кузова всех микролитражных автомобилей «Ока», выпускаемых в Набережных Челнах, окрашиваются сейчас только на этом оборудовании.

Контакты с европейскими фирмами поддерживались «КАМАЗом» постоянно. Многие ведущие менеджеры, инженеры, конструкторы ОАО «КАМАЗ» проходили обучение и стажировку на предприятиях Германии, Швейцарии, Италии и США. Полученные знания и изучение европейского опыта организации производства, продаж, сервиса и обеспечения качества продукции позволяют использовать и приумножать научно - технический потенциал компании.

Когда в 90-х годах заводы заготовительного профиля технологической цепочки «КАМАЗа» начали работать на всех рынках в части привлечения дополнительных заказов, конструкторской разработки, изготовления и продаж собственной продукции диверсификации, интерес к сотрудничеству с ними проявили в первую очередь ведущие автомобильные компании Германии. В частности, представители автомобильных компаний МАН (MAN) и «Фольксваген» (“Volkswagen”), а также германо-американского автогиганта «Даймлер-Крайслер» побывали в Набережных Челнах, где их заинтересовала продукция производства чугунного литья и кузнечного завода. По результатам контрольных испытаний образцов изделий были заключены договора на их поставку в Германию.

По итогам 2004 года 12% продукции диверсификации литейного и кузнечного производств приходилось на долю экспорта. Отливки из цветных металлов составляют около половины продукции «КАМАЗ-Металлургии» для поставок за рубеж. И при этом бóльшую часть высокотехнологичной и качественной продукции производства цветного литья получают автомобилестроительные предприятия Германии. Тем не менее, неиспользованных резервов в развитии этого бизнеса ещё предостаточно.

Появление в модельном ряду КАМАЗов магистральных седельных тягачей (например, марки 5460 и 6460), удовлетворяющих всем требованиям стандартов Европейского Союза, позволило в 2003 году начать доставку камазовской продукции в Европу на собственных грузовых автомобилях. Для «КАМАЗа» это стало настоящим прорывом в Европу. Это делает заключаемые контракты на поставку литья и поковок ещё более выгодными для обеих сторон. Седельные тягачи КАМАЗ используются и на других международных транспортных коридорах России. Проект предусматривает вхождение «КАМАЗа» в инфраструктуру международных автоперевозок по стране со своей техникой и сервисными услугами, его реализация началась год тому назад. В настоящее время осваиваются такие маршруты как «Москва-Санкт-Петербург», «Москва-Краснодар», «Казань-Краснодар» и «Москва-Казань-Омск». Успешное участие автомобильной техники «КАМАЗа» в международном автопробеге по маршруту «Лиссабон–Владивосток» в том же 2004 году подтвердило, что маршруты этих транспортных коридоров, проходящие по территории России, могут быть продлены и на страны ЕС. Таким образом, КАМАЗы становятся полноправными участниками международных автоперевозок по Европе и Азии.

Этому способствует и активная интеграция компании в европейскую автомобильную индустрию. В конструкции новых КАМАЗов изначально предусматривается использование зарубежных компонентов как в качестве основных узлов и агрегатов, так и в виде альтернативы к продукции российских поставщиков «КАМАЗа». Особенно это касается узлов и агрегатов ходовой части автомобиля. Иными словами, КАМАЗы технологически всё больше и больше становятся европейскими автомобилями российского производства. От этого в первую очередь выигрывает потребитель, получающий возможность выбора техники с самыми различными техническими характеристиками и потребительскими свойствами. В конструкции новых моделей грузовиков КАМАЗ используются автомобильные компоненты, изготовленные общепризнанными мировыми производителями, такими как «ZF», «Bosch», «Cummins», «Deutz», «Schwitzer», «Knorrbremse», «Wabco», «GWB», «RBL» и др.

В настоящее время производство «КАМАЗа» включает в себя все передовые технологические процессы машиностроения XXI века, в последние годы затрачены большие средства на приобретение современного гибкого и высокоточного оборудования из Японии и Европы.

В сентябре 2004 года «КАМАЗ» первым среди производителей грузовиков из стран СНГ стал участником крупнейшего европейского автосалона в Ганновере. Здесь же руководство ОАО «КАМАЗ» провело переговоры с ведущими автомобильными компаниями Германии и основными производителями автомобильных компонентов. Комплектующие изделия из Германии используются также и на городских, пригородных и туристических автобусах «НефАЗ», выпускаемых на одноименном дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» на базе специальных автобусных шасси «КАМАЗа». Положительный опыт применения продукции ZF и других немецких компаний в составе серийной продукции привел, в конечном счёте, к тому, что в начале 2005 года было подписано соглашение о создании совместного производства на мощностях «КАМАЗа». Предприятие получило название «ZF-КАМА». Оно начнёт работать в 2006 году. Предполагается, что СП будет выпускать до 5 тысяч КП в год, а в будущем освоит выпуск мостов и раздаточных коробок.

Немецкие партнеры «КАМАЗа» проявляют активность и во многих других направлениях возможного сотрудничества. Так, известная фирма "TUV Management Service", имеющая солидный опыт сертификационной деятельности на предприятиях крупнейших автомобилестроительных компаний мира, ещё в 2000 году стала первым зарубежным сертификационным аудитором дочерних предприятий «КАМАЗа» и рекомендовала систему качества производства цветного литья «КАМАЗ-Металлургии» для сертификации на соответствие международным стандартам ИСО-9001-94. Позднее эта же фирма сертифицировала литейное производство «КАМАЗа» по стандартам ИСО-9001 версии 2000 года.

В 2000-2001 годах «КАМАЗ» направил за рубеж в рамках президентской программы подготовки молодых кадров около 30 перспективных специалистов разного профиля, большинство которых также проходили учёбу и длительную производственную практику на предприятиях Германии. Многие из них занимают сейчас ответственные управленческие и инженерные должности на «КАМАЗе». В эти годы были, в частности, установлены первые деловые контакты с одним из крупнейших в мире производителей автомобильных и других двигателей – фирмой «Дойтц» (“Deutz”), главный офис и крупные производственные мощности которой расположены в г. Кёльн (Köln). Сегодня моторы этой фирмы используются в составе новейших моделей седельных тягачей КАМАЗ в качестве основного или альтернативного двигателя.

Среди перспективных направлений сотрудничества с германскими моторостроителями может быть, например, лицензионное или совместное производство двигателей малой мощности для автомобилей российских производителей и для других отраслей экономики, а также выпуск отдельных компонентов этих двигателей.

Взаимоотношения немецких и камазовских автомобилестроителей простираются и на другие сферы жизни и деятельности. Команда ветеранов «КАМАЗа» по волейболу неоднократно участвовала в традиционных спортивных мероприятиях автомобилестроителей земли Бавария (Bayern), с ответным спортивным визитом в Набережных Челнах побывали волейболисты города Нойбург-на-Дунае (Neuburg an der Donau).