Год напряжённой работы, достижений, рекордов и новых планов

12 Февраля 2008

Корпоративное совещание ОАО «КАМАЗ» по итогам 2007 года с участием руководства крупнейших российских предприятий группы рассмотрело основные достижения, перспективы компании и проблемы, которые предстоит ей решить.

Открывая совещание, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сказал, что компания добилась лучшего результата в новой истории России, обеспечив при этом 20-процентный в среднем рост по всем направлениям деятельности. И теперь по всем финансово-экономическим показателям предприятие представляет интерес для инвесторов любого ранга и партнёров. «КАМАЗ» вошёл в десятку российских компаний, имеющих самый высокий уровень роста рыночной капитализации в течение года – 73%. По словам Когогина, обычно таких результатов добиваются только компании, вводящие в эксплуатацию новые заводы. «КАМАЗ» же, с учётом резко возросшей трудоёмкости изготовления автомобилей и резкого увеличения выпуска запасных частей к ним, уже перекрыл сохранённые в период кризиса производственные возможности.

Выпущен и реализован 52671 грузовой автомобиль, бизнес-план перевыполнен на 1454 грузовиков по российскому рынку и на 415 – по внешнему. В декабре среднесуточный выпуск автомобилей составил 216 единиц. В 2007 году экспорт достиг рекордного за всю историю «КАМАЗа» уровня – 13,4 тысячи машин или 25,5% от общего объёма выпуска. Это даёт возможность компании в девятый раз подряд претендовать на звание лучшего экспортёра России в машиностроении.

Существенно превзойдены и финансовые прогнозы деятельности, что позволило группе организаций ОАО «КАМАЗ» впервые в новой истории вплотную приблизиться к 100-миллиардной отметке (в рублях) по объёмам выпуска и отгрузки товарной продукции. Прибыль от продаж составила 12,4 млрд. рублей, чистая прибыль достигла 3 млрд. 453 млн. рублей, а рентабельность – 12,5%. «Это хороший уровень, – сказал Сергей Когогин, – хотя и не самый высокий в мире».

Компания вступила в полномасштабную конкуренцию на российском рынке – как с западноевропейскими, так и дальневосточными и южноазиатскими производителями, где соперники пользуются серьёзной государственной поддержкой. Однако, по мнению генерального директора, не следует воспринимать так называемую «восточную угрозу» в буквальном смысле, это всего лишь личный стимул для каждого камазовца, чтобы работать ещё лучше и качественнее.

В условиях всё возрастающего спроса на рынке, сказал Сергей Когогин, компания реально ощущает нехватку мощностей и по объёмам выпуска, и по техническому уровню. Поэтому инвестиции в развитие станут в 2008 году рекордными за всю историю производственной деятельности «КАМАЗа» и составят 7,5 млрд. рублей. Все заводы группы имеют опыт реализации масштабных инвестиционных проектов. Лидером среди них стал «КАМАЗ-Дизель». Прессово-рамный завод также сумел выполнить нелёгкую работу по обновлению мощностей в условиях постоянного роста объёмов выпуска.

В январе 2007 года «КАМАЗ» выпустил 1,8-миллионный автомобиль. И теперь двухмиллионный рубеж уже не кажется недосягаемым. Это может случиться в конце 2009 года или в начале 2010-го. По словам первого заместителя генерального директора – исполнительного директора ОАО «КАМАЗ» Юрия Клочкова, уже в 2008 году производственные возможности предприятия будут увеличены до выпуска не менее 75 тысяч автомобилей в год. В руководстве компании есть полное понимание того, что в ближайшие годы необходимо выйти на выпуск 100 тысяч автомобилей. Это должно произойти без увеличения численности работающих.

В прошедшем году «КАМАЗ» создал ещё два сборочных производства – в Иране и Пакистане. Была переосмыслена работа двух совместных с иностранными партнёрами «КАМАЗа» предприятий. В результате, годовая мощность «ЦФ КАМА» будет увеличена от 5 до 89 тысяч коробок передач, а на «КАММИНЗ КАМА» начнётся вторая фаза развития предприятия. Подписано соглашение с компанией Knorr Bremse о создании СП по выпуску тормозных механизмов. Выполняются планы по формированию современной базы выпуска автомобильных компонентов.

В соответствии с бизнес-планом на 2008 год, предстоит выпустить более 65 тысяч грузовиков (с учётом модернизированных). Продажи в России превысят 46 тысяч автомобилей, за её пределами – 16 тысяч. Ставится задача по достижению объёмов выручки от продаж в 127 млрд. рублей.

«Нам нужно очень серьёзно подойти к реализации программы реинжиниринга, – сказал Когогин, завершая свой доклад на совещании. – Будем готовить платформу для ускоренного развития «КАМАЗа».

«КАМАЗ» имеет основания рассчитывать на то, что со стабилизацией рынка на определённом уровне и появлением свободы выбора всё сильнее будут проявляться его исконные конкурентные преимущества. Это широкая панорама и разнообразная палитра модельного ряда, лучшее соотношение цены и качества, охват всей территории страны фирменным сервисом, наиболее совершенные пакеты лизинговых продуктов в сочетании с «трейд-ин» и сервисным сопровождением техники и т.д.

Работа по наращиванию этих преимуществ продолжается. В 2007 году были поставлены масштабные задачи развития компании. Среди них – подготовиться к выпуску двигателей «Евро-3» с начала 2008 года; создать семейства конкурентоспособных автомобилей нового поколения; создать производственные мощности на выпуск 250 машкомплектов в сутки; реализовать инвестиционные проекты дальнейшего развития ЦФ КАМА и КАММИНЗ КАМА; создать совместно с компанией Bosch поколение двигателей, оснащённых системой Common Rail. По словам заместителя генерального директора – директора по развитию ОАО «КАМАЗ» Ирека Гумерова, задачи, в основном, выполнены. Сертифицированы двигатели «Евро-3» и автомобили, оснащаемые ими. В 2008 году предстоит увеличить производственные мощности до выпуска 300 машкомплектов в сутки.

В 2007 году «КАМАЗ» заключил 13 соглашений с администрациями и деловыми кругами регионов России. Выросли продажи практически во всех сегментах и всех видов автомобилей. Почти полторы тысячи видов спецтехники на шасси КАМАЗ позволяют потребителям строить свой автопарк на базе одной марки. Уменьшая тем самым расходы на эксплуатацию и ремонт. За год отгружено почти 19,5 тысячи шасси под спецавтомобили. Количество партнёров по изготовлению спецоснастки для них выросло со 130 до 250. Среди них немало иностранных производителей и их российских дилеров.

Финансируя потребителя, приобретающего КАМАЗы по лизингу, компания предлагает несколько пакетов услуг для всех категорий партнёров – крупного, среднего и малого бизнеса, корпоративных клиентов и физических лиц. Тем самым «КАМАЗ» обретает ещё одно важное преимущество на рынке.

За 2007 год, пятый год работы лизинговой компании «КАМАЗ», сообщил участникам совещания заместитель её генерального директора Олег Ершов, заключено более 760 договоров лизинга на сумму свыше 9 млрд. рублей. При плане 3750 единиц передано в лизинг 4412 единиц техники – грузовиков, автобусов и прицепной техники. Доля лизинговой компании «КАМАЗ», лидирующей в реализации грузовых автомобилей в России по лизинговым схемам, достигла 12%, а доля лизинга в реализации самого «КАМАЗа» – 9,3%. На «КАМАЗ» привлечено в общей сложности 11,1 млрд. рублей денежных средств, получена чистая прибыль в размере 440,5 млн. рублей.

В 2007 году клиентов обслуживали 6 филиалов в регионах России. Из них 3 филиала уже вышли на самоокупаемость. Крупные контракты были заключены с Амурской областью и Казанью. В 2008 году откроются ещё 4 филиала, а количество офисов достигнет 20. Компания передаст в лизинг почти 8,2 тысячи единиц автотехники КАМАЗ. Сумма контрактов превысит 20 млрд. рублей. ЛК снова идёт на удвоение. Её деятельность получила признание и в Отечестве, и за его пределами. Международная награда «За европейское качество в сфере финансовых услуг» и звание лауреата национальной премии в области бизнеса в номинации «Лучшая лизинговая компания» – самые крупные трофеи из числа добытых в 2007 году.

С интересом выслушали собравшиеся доклады двух представителей весьма отдалённых географически, но своих по единой производственной цепочке предприятий. Генеральные директоры Валерий Хазов (Туймазинский завод автобетоновозов) и Евгений Письменный («Автоприцеп-КАМАЗ») впервые участвовали на подобном совещании.

ТЗА – самая молодая и динамично развивавшаяся в 2007 году «дочка» компании. Абсолютный лидер своего рынка в России добился 44-процентного роста объёмов товарной продукции по сравнению 2006 годом. Так отразилось приобщение к «КАМАЗу» на производственно-финансовом здоровье Туймазинского завода. Его гендиректор столь чётко и логично обозначил слагаемые успеха своего предприятия и доходчиво расставил акценты, что сомнений относительно высочайшей квалификации и ясного разума управленческой команды ТЗА ни у кого из слушателей не осталось.

«Автоприцеп-КАМАЗ», возглавляемый старейшиной камазовского топ-менеджмента Евгением Яковлевичем Письменным, добился за год 15-процентного роста объёмов и увеличила чистые активы предприятия на 77 млн. рублей. И собирается нарастить их в этом году ещё на 67 млн. рублей.

Это действительно был год напряжённого труда и ярких достижений. Но главные рекорды «КАМАЗа» ещё впереди. Потому что те самые 100 тысяч автомобилей в год, о которых мы сегодня говорим, при определённом развитии ситуации на рынке могут оказаться всего лишь «порогом выживания» для российских производителей. А «КАМАЗа» - одним из промежуточных этапов развития.