«Индустриализация села» по-камазовски

3 Сентября 2007

Во вторник, 4 сентября, в районном центре Актаныш Республики Татарстан состоится презентация Актанышского автоагрегатного завода (ААЗ), поставляющего свою продукцию на главный конвейер «КАМАЗа». В ней примет участие Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

В Актаныше под руководством главы республики пройдёт и семинар-совещание по развитию промышленного потенциала малых городов и районов Татарстана на базе взаимодействия крупного и малого бизнеса. Приглашены ответственные работники аппарата Президента РТ, Кабинета Министров РТ, представители министерств и ведомств, главы муниципальных районов и городских округов, руководители крупных промышленных предприятий, представители средств массовой информации. Ожидаются выступления Президента РТ М.Ш. Шаймиева и генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Будет организована обширная выставка автокомпонентов, которые «КАМАЗ» предлагает городам и районам Татарстана для освоения их выпуска.

* * *

ЗАО «Актанышский агрегатный завод» было создано в марте 2006 года на производственных площадях местного предприятия «Сельхозтехника». Экономика Актанышского района, расположенного на северо-востоке Татарстана, имеет, в основном, сельскохозяйственный уклон, и предприятий, тесно сотрудничающих с «КАМАЗом», до этого здесь не было.

Актанышский проект «КАМАЗа» был подготовлен в свете реализации послания Президента РТ М.Ш. Шаймиева Государственному Совету РТ о необходимости уделить особое внимание созданию отдельных видов производств в небольших городах и населённых пунктах республики. Первым с конкретными предложениями к «КАМАЗу» обратился глава администрации Актанышского района Энгель Фаттахов.

Стоимость проекта – 33,4 млн. рублей, из них 32,2 млн. рублей в виде займа предоставил Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Подготовку и сопровождение бизнес-плана осуществил Центр производственной субконтрактации РТ. На стадии разработки предполагалось, что проект окупится в течение трёх лет, но уже сейчас понятно, что это произойдет гораздо раньше.

В августе этого года предприятие, в котором трудится 34 человека, выпустило 7 тысяч тормозных колодок для автомобилей на шасси КАМАЗ-53229. К качеству продукции ААЗ у «КАМАЗа» претензий нет. Технологический процесс из 10 операций по механической обработке литой заготовки и 2 сборочных операций выполняется только на новом и современном гибком переналаживаемом оборудовании с числовым программным управлением. Это вертикальные и горизонтальные обрабатывающие центра, токарные, фрезерные, сверлильные и клепальные станки. Поставку импортного оборудования и инжиниринг проекта выполнило ООО «Кам-Станко» из Ижевска – дилер ведущих станкостроительных фирм Европы. По словам директора ААЗ Ришата Анамова, все оборудование совершенно новое. Он сообщил также, что на днях на предприятие вернётся сотрудник, прошедший обучение в Казани по программированию станков с ЧПУ.

Предполагается, что уже в декабре 2007 года завод перекроет свою проектную мощность (15,5 тысяч единиц) и изготовит 18 тысяч тормозных колодок. В 2008 году заказ автогиганта своему новому партнёру увеличится до 25 тысяч единиц. А это уже половина потребностей «КАМАЗа» в этом виде автокомпонентов.

Помимо этого, «КАМАЗ» предложил актанышскому предприятию для освоения выпуска несколько позиций фланцев, кронштейнов, патрубков и других массовых комплектующих изделий – все для автомобилей КАМАЗ. В случае принятия этого предложения актанышцам придётся расширить свои производственные площади в 2 раза и закупить новое оборудование. Соответственно, вырастет и численность коллектива, в котором сейчас есть и бывшие работники «КАМАЗа», и вновь обученные жители Актаныша. Сдельно-премиальная система оплаты предполагает, что с увеличением заказов «КАМАЗа» и, соответственно, производительности труда, будет расти и заработная плата работников предприятия.

* * *

«КАМАЗ» первым из крупных и успешно развивающихся предприятий Татарстана вносит свой вклад в обеспечение сбалансированного и эффективного социально-экономического развития дотационных районов Татарстана, где остро стоят социальные проблемы и вопросы создания новых рабочих мест.

Аутсорсинг отдельных направлений бизнеса автогиганта оборачивается благом для тех регионов Татарстана, которые, начиная с 70-х годов прошлого века, «экспортировали» на строительство и заводы «КАМАЗа» до половины своего населения. Теперь процесс пошёл в обратном направлении: растущий год от года «КАМАЗ» начал индустриализацию сельскохозяйственной периферии. Для Западной Европы это явление обычное и выгодное со всех точек зрения. Реально оно и для Татарстана, стремящегося создать автомобильный кластер вокруг «КАМАЗа».

При этом и сама компания продвигается вперёд в решении собственных проблем: повышает эффективность финансово-хозяйственной деятельности, делает поставки основной массы комплектующих изделий на главный сборочный конвейер более оперативными и контролируемыми. Потери на ГСК из-за несвоевременных поставок сторонних производителей, находящихся в отдалённых от «КАМАЗа» регионах России, до сих пор остаются весьма значительными. В результате возникла проблема, которой, казалось бы, вообще не должно быть: на автомобильном рынке страны образовался… неудовлетворённый спрос на КАМАЗы. «Индустриализация села» способствует закрытию этой «бреши» в бизнесе компании.