Интервью с руководителем команды «КАМАЗ-мастер» Семеном Якубовым

10 Января 2005

В день отдыха на ралли «Барселона-Дакар» руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов ответил на вопросы журналиста Алексея Шилободина.

Корр.: Все хотят выиграть. Семен Семенович, на этой гонке, как никогда ранее, проявилась тактика, характерная для последнего времени. А именно: добиться преимущества с первых дней.

С.Я.: Если такого преимущества не добьешься, то «воевать» дальше бесполезно, потому что единственный шанс пробиться в верхнюю часть турнирной таблицы в таком случае — ждать «подарка» от соперника: ошибется в навигации, сломается… Отсюда и максимально высокий темп гонки, задаваемый фаворитами в классе грузовиков, начиная с первых этапов — идти на пределе, используя все возможности техники, максимально напрягая и себя, и соперников.

Корр.: На первых этапах африканской трассы ваш экипаж продемонстрировал это со всей очевидностью. Стартуя на марафонском этапе «Зуерат-Тишит» протяженностью 660 километров, вы планировали закрепить успех?

С.Я.: Да, а наши главные соперники — перекроить ход гонки в свою пользу. Поэтому все ехали на пределе и всем не повезло — выясняя отношения друг с другом, растеряли преимущество по разным причинам. Например, все рискнули поехать по солончаку — и проехали, застряла только «Татра» Лопраиза. Топливо — а это чистая вина организаторов — кончилось практически у всех, но больше всего не повезло нашему экипажу: мы стояли в таком месте, что мимо нас проезжали только те экипажи, которые уже успели поделиться горючим с теми, кто висел у нас на хвосте. А де Рою помогла его техничка и друг на «Унимоге». Заправили его на второй контрольной точке, но все равно он не доехал до финиша 3 км. Ему опять привезли топливо и он финишировал. А мы были за перевалом и пробиться к нам никто ночью не рискнул. А нам не хватало всего лишь 50 литров, и именно они решили судьбу экипажа.

Корр.: Но перед этим у вас случилась поломка — лопнула металлическая прокладка головки блока цилиндров, что тоже не могло не повлиять на результаты этапа?

С.Я.: У нас не оказалось запасной прокладки, потому что за все время участия в гонках мы впервые столкнулись с таким дефектом. Почему это произошло — мне пока неясно, вернемся домой, будем разбираться.

Корр.: При ее наличии замена заняла бы в полевых условиях около двух часов, а вы ремонтировались пять…

С.Я.: Пришлось по ходу соображать, из чего ее изготовить. Оригинал изготовлен из мягкого металла толщиной 1,8 мм. Нашли кусок металла толщиной 0.8 мм, вырезали, поставили — не пошел. «Перебрали» всю машину, на гоночном грузовике ничего лишнего, что бы пригодилось в автомобильном хозяйстве, разумеется, нет. Более-менее подходящим по толщине — 1,5 мм — оказался металл от крышки заправочной горловины топливного бака. Распрямили, с трудом вырезали, обработали напильником, поставили и только благодаря физическим данным Чагина сумели затянуть головку, чтобы достичь нужной герметичности. Конечно, потеряли много времени, но и наши соперники ломались в этот день и застревали, так что шансы вернуться в лидеры еще оставались. Но топливная проблема перечеркнула все.

Теперь, как всегда поступаем в таких случаях, будем работать на лидера — экипаж Фирдауса Кабирова. Вся команда, а грузовик Чагина будет в первую очередь исполнять роль технички быстрого реагирования на трассе.

Корр.: Ваши прогнозы на исход борьбы в классе грузовиков.

С.Я.: Я думаю, что темп среди грузовиков упадет, по крайней мере такого, каким он был до вчерашнего дня, уже не будет. За счет быстрого хода выигрывать дальше очень опасно — техника уже не выдерживает таких перегрузок. Посмотрите на команду де Роя: вчера, едва финишировав, они сразу же приступили к ремонту. Когда такое случалось? Всю ночь занимались ремонтом — меняли все, что только можно поменять, включая коробки перемены передач. Вот тебе и хваленые ДАФы! Мы же наоборот, приехали и стали отдыхать. О чем это говорит? Только о том, что наши гоночные грузовики надежнее, что наши подвески способны гасить или смягчать самые страшные удары и перегрузки на самой «убойной» трассе, обеспечивая при этом более комфортную, чем в прошлом году, плавность хода. А значит, и здоровье экипажа. Это реальный результат предшествовавшей гонке кропотливой работы.

Корр.: Даже мановцы заинтересовались…

С.Я.: Конструкцию нынешнего автомобиля МАН они полностью скопировали с ДАФа. Теперь пришли к нам и спрашивают: почему ваши автомобили выдерживают такие сложные дорожные перегрузки, а наши — нет. Ответ прост: наши гоночные грузовики надежнее. Вот и сегодня, в день так называемого «отдыха», мы будем делать только профилактические работы, которые запланировали еще перед гонкой. Это ли не самая убедительная деталь в теме, которую мы затронули?

Корр.: Коль скоро проскользнуло слово «надежность», нельзя ли остановиться на некоторых других аспектах, напрямую влияющих в этом году на боеготовность команды и эффективную работу в условиях ралли?

С.Я.: Мы, например, создали и установили на грузовиках технической поддержки четырехместные кабины. Наши механики, отдыхать которым приходится только во время передвижения от бивуака к бивуаку, уже успели оценить это новшество. В новых кабинах намного комфортнее переносить все тяготы огромных расстояний. Впервые мы выпустили на гонку и оригинальный автомобиль, сочетающий функцию технички и релаксационного комплекса. Результаты восстановления сил и обеспечения отдыха экипажей в несравненно более комфортных условиях очевидны: на этой гонке самочувствие команды поддерживается на очень высоком уровне. На бивуаках отбоя нет от желающих посмотреть нашу новинку. Думаю, что со следующей гонки ряд команд последует нашему примеру. Но мы стали пионерами на этом поприще.

И последнее. С нами в этом году едет великолепный врач — Сергей Бубновский. Любая проблема физического состояния членов команды тут же находит решение. Только один пример. На одном из предыдущих этапов от сильного удара — грузовик Кабирова на большой скорости последовательно «поймал» несколько ям — получил травму позвоночника механик экипажа Андрей Мокеев. Очень серьезно стоял вопрос о прекращении экипажем гонки. Бубновский, как специалист по экстремальной медицине, сумел вернуть Андрею необходимое для продолжения соревнований физическое состояние. Всего за один день!