Инжиниринговый центр – от идеи к проекту

12 Августа 2013

Специалисты «КАМАЗа» и Минпромторга Республики Татарстан разработали концепцию, техническое задание и технико-экономическое обоснование на создание отраслевого инжинирингового центра (ОИЦ) «Моделирование конструкций и технологий автомобильной промышленности». Планируемый срок реализации проекта – четыре года.

Впервые об этом проекте, который, как ожидается, окажет прорывное влияние на развитие отечественного автопрома, заговорили с подачи «КАМАЗа» ещё более двух лет назад – на заседании Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики, которое состоялось 25 ноября 2010 года в г. Набережные Челны под председательством вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова. Во исполнение решений этого заседания со стороны президента РТ Рустама Минниханова в 2011 г. было подготовлено письмо в адрес Премьер-министра РФ, на которое последовал положительный ответ.

Идея создания инжинирингового центра в дальнейшем была поддержана в рамках встречи Президента России Владимира Путина с делегацией РТ, возглавляемой Рустамом Миннихановым в июле 2012 г. в Сочи. Путин тогда отметил, что государство всегда поддерживало «КАМАЗ» заказами и кредитами и это направление деятельности тоже поддержит. «От того, как оно будет развиваться, будет зависеть не только конкурентоспособность предприятия, но и развитие нашей автомобильной промышленности в целом», - подчеркнул российский президент.

Читать новость полностью »

Спустя два года идея приобрела реальные очертания. Сегодня рабочей группой подготовлены необходимые исходные данные для разработки техзадания и технико-экономического обоснования – перечень лабораторий, оборудования, программного обеспечения, требуемые площади, перечень испытательных дорог полигона и т.д. и разработаны ТЗ и ТЭО. Материалы будут предоставлены в Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг РФ. Стоит отметить, что «КАМАЗ» заинтересован в создании и развитии такого центра, вокруг которого сконцентрируются практически все российские автопроизводители. Но при этом компания намерена сохранить свой Научно-технический центр и продолжить собственные разработки.

Что касается проекта, то создание ОИЦ за счёт консолидации научного, образовательного и производственного потенциала при финансовой поддержке государства обеспечит реализацию инновационных проектов в автомобильной отрасли России. Кроме того, созданный центр будет способствовать формированию современного автомобилестроительного комплекса, включающего в себя необходимую инфраструктуру для разработки, исследований, испытаний и сертификации новых образцов автотехники, компонентной базы и подготовки персонала мирового уровня.

Быстрое и интенсивное внедрение суперкомпьютерных технологий обеспечит смещение акцента от исследований свойств физических прототипов к их математическим моделям, что позволит существенно снизить затраты на исследования и разработку новых моделей техники и её конструктивных элементов. Для верификации расчётных моделей и сертификации продукции предусматривается строительство соответствующих лабораторий и автополигона. Кроме того, будет сформирована комплексная программа подготовки кадров для ОИЦ и автомобильной отрасли в целом, интегрированной с бизнес-процессами на всех этапах жизненного цикла автомобильной техники. Она предусматривает создание гибкой системы привлечения, развития и удержания квалифицированных кадров, включая создание условий для их работы и проживания.

Всё это позволит решить множество проблем в автопроме, связанных с технологическим отставанием и слабой инфраструктурой НИОКР, а также со вступлением России в ВТО.