Какая мода в евроклубе

30 Сентября 2004

Cегодня в Ганновере завершает работу самая рейтинговая в Европе международная коммерческая выставка грузовых автомобилей «IAA-2004».

Объявлены победители конкурса, итоги которого подводят лучшие журналисты, пишущие на автомобильные темы. Титул «Международный грузовик 2005 года» получил автомобиль Scania R Series, «Фургоном 2005 года» был назван Mercedes Vito, а звание «Автобус 2005 года» получил MAN Lion’s City. Тот факт, что титулы «дарованы» на год вперед, свидетельствует: Автосалон не просто констатирует факт лидерства — он выступает «законодателем моды» на перспективу. Соответствие этим требованиям стало главным условием присутствия на еврофоруме. 

Впервые в числе 1400 участников из 48 стран свою продукцию представил и «КАМАЗ», единственный среди российских автозаводов — изготовителей грузовой автотехники. Престижный автосалон привлек внимание огромного числа посетителей, для работы было аккредитовано 1850 представителей СМИ из 80 стран мира. Новые технологии и экология — два направления развития, которые мировой автопром определил сегодня в качестве главных.

Делегация ОАО «КАМАЗ» на протяжении нескольких дней участвовала в переговорах и пресс-конференциях, были выступления и доклады. В своем интервью программе «Вести» телеканала «РТР» генеральный директор компании Сергей Когогин, в частности, сказал: «Наше участие в выставке в Ганновере — это, собственно, приход на европейский рынок с европейскими технологиями. У нас достаточно мощностей и возможностей, чтобы конкурировать на ряде рынков. Вообще же имя „КАМАЗ“ в Европе известно — только в Польше эксплуатируется 40 тысяч наших автомобилей. Но жаль, что нас долго здесь не было». 

Будем надеяться, «печальное время» миновало. По крайней мере, камский автозавод со своей продукцией не чувствовал себя чужим на этом празднике жизни. Более того, появилась уверенность: чтобы занять место под солнцем при всей насыщенности мирового авторынка, у «КАМАЗа» есть все шансы.

Наил Гатауллин — главный конструктор по двигателям ДРиВНР ОАО «КАМАЗ»: 

- Целью нашего участия на выставке в Ганновере было позиционировать «КАМАЗ» среди известных мировых производителей автомобильной техники. Были представлены все ведущие фирмы, что дало возможность определиться с техническими параметрами, сверить часы и сделать вывод: перед нами задача трудная, но все же на техническом уровне выполнимая. При целенаправленной работе по программе, рассчитанной до 2008 года, переход к выпуску двигателей нового поколения для нас возможен. Я участвовал в переговорах со специалистами фирм — изготовителей комплектующих. 

Сейчас в Европе в больших количествах выпускаются автомобили с двигателями уровня «Евро-3», в Ганновере был выставлен и ряд с «Евро-4». Практически ни одна фирма, кроме «Скании», не обошлась без применения внешних систем — сажевых фильтров, нейтрализаторов газов. Что касается «Скании», то достичь успеха специалисты смогли за счет очень эффективной системы рециркуляции. Возможно, пока только в отношении опытного образца.

Когда камазовские конструкторы работали над созданием двигателя «Евро-3», руководство КАМАЗа поставило задачу, во-первых, обойтись без особых затрат и не закупать для этого дорогих комплектующих, во-вторых, сохранить ресурс двигателя. Поэтому мы отказались от применения системы рециркуляции. Большинство же фирм применяют именно ее.  

Для создания двигателя уровня «Евро-4» необходимо закупить соответствующее специальное оборудование. Этот вопрос находится под контролем у генерального директора компании. Так что выровнять ситуацию в определенный правительственной программой срок — в наших силах.

Данис Валеев — главный конструктор ОАО «КАМАЗ»:

- Я бы не стал употреблять громких слов типа «прорыв». Мы целенаправленно выполняли работу по продвижению нашей продукции. Смогли показать, что «КАМАЗ» есть, работает и развивается, и его претензии достойно выступать на западноевропейском рынке, на одном уровне с известными конкурентами, — вполне серьезные, а не сиюминутные. За время работы выставки мы не раз слышали от водителей, предпринимателей из Германии: «Мы хотим работать на КАМАЗах. Они более неприхотливы, более надежны в условиях перегруза, требуют меньше затрат на сервис». В представленных нами моделях конструкторы учли ряд замечаний, которые высказывали наши потребители. Повышен уровень комфорта, установлена регулируемая рулевая колонка, — то есть по основным параметрам автомобили удовлетворяли требования ЕС. Это, кстати, наш козырь: при любых новых разработках европейские требования — на первом месте. 

Ведущие мировые автомобильные компании — «Даймлер-Крайслер», «МАН», «Скания», «Рено», «ДАФ» и т.д. представили широкую гамму автомобильной техники, которая будет производиться в ближайшем будущем. Общая тенденция такова: компании определили стратегию развития, оптимальный модельный ряд автомобилей, основные направления, куда будут направлены инвестиции. При этом никто не «изобретает велосипед», используют лучшие разработки компаний, специализирующихся на производстве современных комплектующих изделий: шин, коробок передач, тормозной аппаратуры и т.д.

Производители автокомпонентов заинтересованы в сотрудничестве с автомобильными компаниями, в создании производств, сами выступают с предложениями. Все это звучало во время переговоров и встреч. При долгосрочном сотрудничестве компании действуют весьма гибко, формируя и соглашения по ценам, и разрабатывая совместные программы. Были проведены встречи с такими компаниями, как «Цанрад Фабрик» (ZF) — ведущим мировым изготовителем коробок передач для автомобилей, «Фойт», «Кнорр Бремзе», «Бош» и т.д.

Много новых, оригинальных решений мы увидели при осмотре экспозиций, размещенных как внутри павильонов, так и на открытых площадках, где была выставлена спецтехника. Поучиться и подобрать партнеров — таковы были наши цели при поездке в Ганновер. Думаю, достичь их удалось.

Евгений Пронин — директор по экспорту ЗАО "ВТК «КАМАЗ»:

- Рассчитывать на место среди мировых брэндов у «КАМАЗа» есть все основания — это подтвердила заявка, сделанная на Автосалоне в Ганновере. Само присутствие здесь ведущих производителей автотехники уже говорит о принадлежности к европейскому «клубу». Пусть мы и не доминируем — однако членство в нем вполне возможно и оправданно. Оно подразумевает потенциальное партнерство, тем более что в мировом автопроме происходит глобализация — явление вполне нормальное, основанное на кооперации и интеграции.

Места под солнцем хватит и для нас — правда, при условии, что сумеем сориентироваться. Отсюда — задачи не столько технические, сколько стратегические. Мировой автопром сегодня тратит большие деньги на создание очень дорогих моделей. Но, к нашему счастью, реальность такова, что потребителю, быть может, не всегда требуются эти «навороты». В силу своей прагматичности он отдает предпочтение привлекательной цене, функциональности, работоспособности и надежности техники при соответствии параметрам экологии и безопасности. В этом смысле мы обнаружили для себя существенную нишу. К примеру, германского потребителя очень предметно интересовали наши «тяжелые» самосвалы с колесной формулой 8х4. Думается, был выбран верный слоган для наших КАМАЗов: «Создан для достижения цели».

Заметна тенденция мирового автопрома по разработке новых технологий с точки зрения их соответствия окружающей среде, экологичности, причем это касается не только собственной продукции (грузовика), но и всей услуги в целом, в комплексе. Наукоемкость, высокий уровень технологий — вот, пожалуй, самое яркое впечатление, оставшееся от выставки, которая все же осталась верна своему коммерческому кредо.