«КАМАЗ»-2006: анатомия успеха

25 Июня 2007

Общее собрание акционеров ОАО «КАМАЗ» ставит последние точки 2006 года — наиболее успешного за всю рыночную историю компании.

На пути стабильного развития

В 2006 году, после реструктуризации оставшейся задолженности «КАМАЗа» с условием её выплаты в течение 30 лет, над компанией перестала висеть угроза банкротства.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности группы организаций (ГО) ОАО «КАМАЗ» за 2006 год получено чистой прибыли в сумме 1 407 млн. руб. (за 2005 год — 320,5 млн. руб.). Рентабельность по чистой прибыли составила в 2006 году 1,8% (в 2005 году показатель был равен 0,6%). Это вызвано сокращением накладных расходов при росте выпуска продукции и, соответственно — выручки от реализации.

Курс акций ОАО «КАМАЗ» поднялся к концу года до 2 долларов за единицу (в настоящее время — около 3 долларов). На 31 декабря 2006 года капитализация ОАО «КАМАЗ» составляла 1453 млн. долларов США (на конец 2005 года — $699 млн.).

Спрос и предложение: гонка равных

В течение всего года на российском рынке наблюдался высокий спрос на грузовые автомобили КАМАЗ. Из-за благоприятной конъюнктуры рынка возникла необходимость наращивания производственных мощностей. И «КАМАЗ» активно модернизирует производство, увеличивая суточный темп сборки автомобилей.

Предприятия группы реализовали товарную продукцию на 62,9 млрд. рублей. В 2002–2005 годах ежегодный рост объемов производства и продаж составлял 20%, а в 2006 году он превысил уже 30-процентный рубеж. Ни одно предприятие автопрома России не имеет таких темпов роста. Объёмы выпуска и продаж грузовых автомобилей увеличились до 43,7 тысяч единиц: по сравнению с 2005 годом — на 35,2%, а по сравнению с 2001 годом — почти в 2 раза. Продажи на внутреннем рынке выросли за 6 лет в 1,66 раза, экспорт автомобилей увеличился в 3,87 раза. Реализация автомобилей полной массой 14–40 тонн на внутреннем рынке составила 31,7 тысячи единиц, среднетоннажных автомобилей полной массой 8–14 т — 0,8 тысячи. С января 2006 года гарантийный пробег всех автомобилей увеличен до 65 тысяч км, а по модели КАМАЗ-4308 — до 18 месяцев без ограничения пробега.

«КАМАЗ» остаётся лидером в основных сегментах российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн, кроме магистральных тягачей. Так, по продаже самосвалов «КАМАЗ» владеет долей рынка в 63,7%, по седельным тягачам — 43,6%, бортовым автомобилям — 39,3%.

Наибольшими темпами росли в 2006 году продажи в сегменте спецтехники на базе шасси КАМАЗ. Они выросли сразу на 4,6 тысяч единиц, достигнув объема 14,5 тыс. штук. В результате доля «КАМАЗа» вновь превысила 50-процентный рубеж, составив 50,7% против 46,8% в 2005 году.

В 2006 году ОАО «КАМАЗ» работало напрямую с 46 заводами-изготовителями спецтехники, в том числе с 29 из них — впервые. На 384 единицы увеличилось количество моделей сертифицированной спецтехники, выпускаемой на шасси автомобилей КАМАЗ. К 2007 году насчитывалось 1354 модели спецавтотехники на базе шасси автомобилей КАМАЗ. Обновление коснулось всех видов автотехники.

Новая спецтехника на базе шасси автомобилей КАМАЗ положительно воспринята рынком.

Экспорт — дело тонкое, но выгодное

В 2006 году «КАМАЗ» реализовал на экспорт 11,3 тысяч автомобилей (с учётом сборочных комплектов деталей для СП за рубежом), что почти на 33% больше, чем в 2005 году.

Продавали и обслуживали продукцию «КАМАЗа» на внешних рынках по договорам с компанией 94 предприятия, 3 торговые компании, созданные самим «КАМАЗом», 5 сборочных производств. Поставки автомобилей КАМАЗ и запасных частей к ним велись в 46 стран дальнего и ближнего зарубежья. Основная часть продукции экспортировалась в страны СНГ (86% от общего объема экспорта). Сохранилось доминирующее положение «КАМАЗа» на основных рынках — Казахстана (доля более 70%), Азербайджана (80%) и Туркменистана (70%). Значительно возросло количество автомобилей, поставляемых на экспорт: в Казахстан — на 72,7 % (до 5,7 тысяч единиц), на Украину — на 61,5 % (до 2,1 тысяч).

В 2006 году «КАМАЗ» вновь вышел в лидеры рынка Украины с долей 32,5%, расширил экспорт в страны Центральной, Юго-Восточной Азии и Африки; активизировался на рынках Ирана, Судана, Афганистана, Анголы; возобновил поставки на рынки Венесуэлы и Панамы.

В 2006 году завершено строительство сервисных центров дилеров ОАО «КАМАЗ» в Сирии, Судане, Алжире; организован участок по ремонту и обслуживанию коробок передач Zahnrad Fabrik в Казахстане, аттестованы сервисные центры в Грузии и Армении.

На рынок — с новым продуктом

Постоянное обновление модельного ряда грузовых автомобилей было, есть и будет важнейшей задачей развития продукта «КАМАЗа» .

Во II квартале 2006 года начато серийное производство модернизированной модели КАМАЗ-5460М (КАМАЗ-5460–046–22 и КАМАЗ-5460–048–22) под названием «Стайер». В 2006 году продано 123 магистральных седельных тягача «Стайер». Эти автомобили обладают улучшенными потребительскими свойствами по сравнению с КАМАЗ-5460. Кроме того, в 2006 году на рынок выведены новые продукты: автомобили КАМАЗ-43255, КАМАЗ-43261 (с более короткой базой) и КАМАЗ-63505. Для сохранения доли ОАО «КАМАЗ» на российском рынке планируется вывод на рынок магистрального седельного тягача КАМАЗ-5480.

Ускоренное развитие получает автобусная программа. За 2006 год ГО ОАО «КАМАЗ» были созданы образцы автобусов второго поколения — автобусы на модернизированном шасси КАМАЗ-5297–15 с 60% низкопольностью (ступени передней и средней дверей на высоте 360 мм от дорожного полотна). В 2007 году они будут запущены в производство.

Изготовлены два опытных образца автобуса: городской автобус НЕФАЗ-5299–20–23 с двигателем КАМАЗ-740.31–240 и городской автобус НЕФАЗ-5299–30–23 с двигателем «Cummins». Городской автобус НЕФАЗ-5299–20–23 с двигателем КАМАЗ-740.31–240 демонстрировался на международной выставке «MIMS-2006» в г. Москва и заслужил положительные отзывы специалистов.

В 2006 году выполнены опытно-конструкторские работы по созданию низкопольных автобусов на шасси КАМАЗ-52974 (со 100% низкопольностью) большого класса. Изготовлен образец для предварительных испытаний на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ».

В 2006 году закончены межведомственные приемочные испытания первых образцов автобусов на шасси КАМАЗ-5297–17 с газовым двигателем КАМАЗ-820.53–260 (пригородный автобус НефАЗ-5299–11–21 с КПП КАМАЗ-141 и городской автобус НефАЗ-5299–20–21 с ГМП «Voith»). Решением МВК пригородные автобусы НЕФАЗ-5299–11–21 рекомендованы к серийному производству.

В ногу со временем

Вся выпускаемая продукция реализуется через фирменную сеть продаж (за исключением основной доли продаж корпоративным клиентам). Фирменная сервисная сеть включает 36 автоцентров с прямым участием ОАО «КАМАЗ» в их капитале и 75 автоцентров, созданных дочерним обществом ОАО «КАМАЗтехобслуживание». Кроме того, на договорной основе фирменный сервис обеспечивают независимые сервисные предприятия. Услуги по лизингу предоставляют 40% дилеров «КАМАЗа».

В июле 2006 года в Казани открылся первый торгово-сервисный комплекс (ТСК), построенный КАМАЗом по корпоративным стандартам "Дилерские и сервисные центры ОАО «КАМАЗ». Это поворотная веха в развитии товаропроводящей сети. Ведется строительство в Нижнем Новгороде, начинается — в Воронеже, в ближайшее время будет решен вопрос о строительстве новых сервисных центров по типовому проекту в Кемерово, Санкт-Петербурге, Москве, Ногинске, Новороссийске и Челябинске. В 2007–2008 годах все аттестованные сервисные центры пройдут сертификацию по международному стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ 9001–2001) .

Прорабатывается новая схема взаимодействия под названием «Полный сервисный пакет». Суть проекта заключается в полном сопровождении автомобилей КАМАЗ, куда войдет и предпродажная подготовка, и гарантийный ремонт, и послегарантийное обслуживание автомобилей субъектами дилерской сети, поставка автотехники на условиях лизинга и рассрочки.

Решение всех проблем потребителя

«КАМАЗ» первым из российских автозаводов предложил лизинг от производителя. К 2006 году лизинговое направление твердо заняло своё место в системе сбыта продукции ОАО «КАМАЗ». Открыты филиалы Лизинговой компании «КАМАЗ» в Москве, Казани, Краснодаре, Кемерово. По итогам конкурса «Финансовая элита России» предприятие признано «Самой динамично развивающейся лизинговой компанией». У компании — 17-е место в рейтинге РА «Эксперт».

Комплексный лизинговый продукт включает в себя все необходимые потребителю услуги: консультации, систему клиентского финансирования, сервисное сопровождение, модернизацию, замену и утилизацию автомобиля. Программы продаж реализуют 38 дилеров, покупатели могут получить услуги в 42 «точках». За 2006 год в лизинг отгружено 2311 грузовых автомобилей, 334 автобуса и 377 прицепов, полуприцепов и другой прицепной техники. Лизинговый портфель превысил 10 млрд. руб. (в 2005 году — 5,660 млрд. рублей).

Для «КАМАЗа» 2006 год стал ключевым в развитии программы «Трейд ин» . Для собственников старых парков автомобилей КАМАЗ компания предлагает уникальную и весьма выгодную услугу — капитальный ремонт (модернизацию) старых моделей с заменой и обновлением основных узлов: рамы, кабины, силового агрегата. В ОАО "ТФК «КАМАЗ» создан департамент по развитию «Трейд ин». За прошедший 2006 год в парках потребителей обновлено 1066 единиц автомобильной техники КАМАЗ — на 51% больше, чем в 2005 году.

Свой — везде и для всех

Благоприятный имидж «КАМАЗа» и рост авторитета его руководства — важная составляющая рыночного успеха компании.

В 2006 году заключены соглашения о сотрудничестве со многими регионами России, в частности, с Республикой Саха-Якутия, Краснодарским краем, Московской, Кемеровской, Пензенской областями. В этом году в число «камазовских» регионов добавилась и Курская область.

Укрепляется имидж компании и авторитет её руководителей на федеральном и международном уровне. Генеральный директор Сергей Когогин избран председателем Совета Объединения российских автопроизводителей. В этом году впервые заседание Совета ОАР состоялось в Набережных Челнах.

«КАМАЗ» второй раз подряд участвовал в работе международного автосалона в Ганновере. На площадях «КАМАЗа» продолжили работу два предприятия по выпуску автокомпонентов с участием иностранного капитала — «ЦФ КАМА» и «КАММИНЗ КАМА».

В 2006 году увеличился объем продаж автомобилей КАМАЗ для Министерства обороны РФ на 28,8%, чему способствовало увеличение ассигнований на оборону и широкий модельный ряд, удовлетворяющий спрос заказчика. В ОАО «КАМАЗ» ведутся разработки и испытания новых, более совершенных образцов армейских автомобилей для обеспечения потребностей Минобороны России.

С прицелом на десятилетие

Утвержденный Советом директоров ОАО «КАМАЗ» бизнес-план на 2007 год предусматривает доходы от основной деятельности в сумме 68,8 млрд. рублей, объем производства новой автомобильной техники — не менее 46,2 тысячи единиц. Учитывая достигнутую динамику производства и продаж, прогнозы на будущее, решено разработать новую стратегию развития — до 2020 года. Её контрольные цифры будут существенно выше тех, что обозначены в стратегии до 2010 года.