КАМАЗ, Дилеры, Внешторгбанк

13 Апреля 2004

Квинтэссенцией проходящего в Набережных Челнах совещания дилеров ОАО «КАМАЗ» стала презентация программы сотрудничества ОАО «Внешторгбанк» с дилерской сетью автогиганта. 

Совещание открыл генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он отметил, что компания рассматривает свою фирменную дилерскую и сервисную сеть как одно из солидных преимуществ компании на рынках России и стран СНГ, и на его наиболее полную реализацию будут направлены все усилия руководства ОАО «КАМАЗ».

Для этого, в частности, дилерам предлагается взаимодействие с ОАО «Внешторгбанк», одним из самых крупных собственников автомобилестроительной компании, обладающим 19,59 процентами акций ОАО «КАМАЗ». Банк намерен предоставить дилерам «КАМАЗа» универсальный комплекс банковских услуг. Так, например, дилеры, являющиеся дочерними предприятиями ОАО «КАМАЗ», будут обслуживаться на льготных условиях в рамках лимита банка на «КАМАЗ» и непосредственно в местах их расположения — существующими и вновь создаваемыми филиалами банка в основных регионах сбыта продукции. Предприятиям крупного бизнеса будет оказано содействие головной конторы «Внешторгбанка» и предоставлена возможность оперативной работы с филиалами банка на местах. Для дилеров, не являющихся дочерними обществами ОАО «КАМАЗ», будут установлены индивидуальные лимиты кредитного риска.

Напомним, что еще в конце 2002 года «КАМАЗ» и Внешторгбанк заключили соглашение, предусматривающее все формы сотрудничества — от банковского обслуживания, ведения счетов, кредитования текущей деятельности предприятия, предэкспортного финансирования и обслуживания экспортных потоков до потенциального выхода на рынок ценных бумаг для КАМАЗа. За прошедшее время эти направления деятельности были реализованы в полной мере. Так, например, Внешторгбанк профинансировал экспортную деятельность «КАМАЗа» и в условиях потери существенной доли на рынке из-за военных действий в Ираке помог автогиганту удержать экспорт грузовиков на уровне 19 процентов от всего выпуска, отгрузив за рубежи России 4,578 автомобилей. В ноябре 2003 года Внешторгбанк стал одним из организаторов и андеррайтеров инвестиционного займа ОАО «КАМАЗ» на сумму 1,2 млрд. рублей. 

Совещание дилеров «КАМАЗа» подвело итоги совместной работы в 2003 году и определило основные задачи на 2004 год и на будущее. Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Анатолий Самаренкин отметил, что «КАМАЗ» — это компания мирового уровня, которая позволит существовать бизнесу своих партнеров долгие годы. В 2003 году достигнут лучший результат за последние 9 лет. «Сейчас предприятие находится на новом витке роста, — сказал он, — и мы предлагаем Вам разделить с нами его плоды».

Анатолий Самаренкин отметил, что продолжается качественный этап развития дилерской сети, проводится постоянная, жесткая селекция ее состава. В результате внедрения новой системы продаж автомобилей количество дилеров по реализации автомобилей сократилось за последние годы в общей сложности более чем в 3 раза. Объемы реализации грузовиков через данных дилеров увеличились в 2003 году по сравнению с предыдущим в полтора раза: из 19 385 автомобилей, проданных в России, 15 771 ед. реализованы дилерами. На начало 2003 года субъектами дилерской сети в России являлись 140 предприятий. В течение 2003 года было назначено 30 новых дилеров и исключено 72 предприятия. В итоге количество действующих субъектов составило 101 предприятие. 

Был также утвержден список стратегически важных дилеров с индивидуальными объемами приобретения автомобилей в ОАО "ТФК «КАМАЗ». Еще одним знаковым событием прошедшего года стал полный переход на двухуровневую систему дилерской сети, в связи с упразднением института дистрибьюторов в России. Тем самым, сейчас созданы одинаковые условия работы для всех субъектов дилерской сети. Кроме того, по многократным просьбам дилеров подготовлен и утвержден новый документ — «Программа поддержки дилеров», целью которой является оказание информационной, методологической и технической поддержки дилерам ОАО «КАМАЗ». С целью подведения итогов совместной деятельности и активизации дальнейшей работы в период с ноября по декабрь 2003 года проводилась аттестация предприятий. По результатам работы аттестационной комиссии доведен и принят дилерами для исполнения план приобретения продукции «КАМАЗа» в 2004 году, а также утверждены мероприятия по повышению эффективности работы с товаропроводящей сетью в текущем году.

Лучшими дилерами по объемам продажи продукции КАМАЗа в 2003 году стали: по автомобилям — ОАО «Грузовик» (г. Москва), «Региональный центр грузовой техники» (г. Москва), «Автотранслизинг» (г. Екатеринбург), по запасным частям — Набережночелнинский автоцентр «КАМАЗ», «КАМАЗ-Дон» (Ростовская область), "Красногорский автоцентр «КАМАЗ» (Московская область).

Уход от ценовой конкуренции к конкуренции услуг, предоставление дилерами всего комплекса услуг, от продажи, гарантийного сопровождения, послегарантийного сервиса до утилизации автомобиля, были определены как приоритетные задачи на будущее «До 2010 года прогнозируется рост объемов продаж „КАМАЗа“ более чем в 2 раза, — сказал А. Самаренкин. — Но главной статьей доходов автоцентров должен быть сервис и продажа запасных частей. И еще: существует мировая тенденция увеличения продаж по прогрессивным схемам, таким как лизинг. Это тоже ориентир для вас, уважаемые дилеры».

Особый упор на совещании был сделан на развитии фирменного сервиса ОАО «КАМАЗ». В 2004 году планируется создать дополнительно в 9 регионах РФ автоцентры с полным набором услуг по сервису и предоставить 19 автоцентрам ОАО «КАМАЗ» в РФ статус региональных автоцентров, организовав на их базе региональные склады грузовых автомобилей и запасных частей. Будут подготовлены 35 предприятий для работы в качестве региональных сервисных центров. На федеральных трассах предстоит открыть 100 станций технического обслуживания с минимальным набором услуг и запасных частей по обеспечению сервиса автомобилей КАМАЗ: в европейской части РФ — на расстоянии 100 км друг от друга, в Сибири и на Дальнем Востоке — до 500 км. Поставлена задача разработать и утвердить программу поэтапного технического перевооружения автоцентров, а также учрежден "Аттестат сервиса ОАО «КАМАЗ».