«КАМАЗ» — Когогин: пять лет на одном дыхании

25 Апреля 2007

Ровно пять лет назад руководству и персоналу ОАО «КАМАЗ» был представлен новый генеральный директор компании Сергей Когогин.

Это назначение не было неожиданным. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев объяснил приход тогдашнего республиканского министра экономики и промышленности так: «У него было столько конструктивных и нетривиальных идей, что мы не могли отказать Сергею Анатольевичу в праве реализовать их на практике».

За короткий срок С. А. Когогин не только вывел предприятие из кризиса, но и превратил его в лидера российской автомобильной промышленности. В 2002–2005 годах ежегодный рост объемов производства ОАО «КАМАЗ» составлял 20%, а в 2006-ом он превысил 30-процентный рубеж. Ни одно предприятие автомобильной промышленности России не имеет таких темпов роста.

Генеральный директор не только осуществляет макроэкономическое руководство, но и лично контролирует производственный процесс, новые конструкторские разработки, заключает выгодные контракты, решает законотворческие проблемы, защищая интересы всех российских автопроизводителей.

«Эпоха Когогина» на «КАМАЗе» в самом разгаре. Сделано многое, очень многое, но ещё далеко не всё, что запланировано.

Производство и продажи

Доля «КАМАЗа» на внутреннем рынке за 2001 год в целом составляла 46,8%. Но уже к концу года наметился спад, который продолжался почти до осени 2002 года. К тому же положение было усугублено резким ростом продаж подержанных иномарок.

В 2001 году было выпущено и реализовано товарной продукции на 17,2 млрд. рублей, в том числе 22426 грузовых автомобилей, из которых около 3 тысяч отгружены на экспорт. Потери на внутреннем рынке частично компенсировались за счёт экспорта. В 2002 году он превысил 6-тысячную отметку и составил 30% выпуска.

В 2006 году по сравнению с 2001г. увеличились объёмы выпуска и продаж:
— грузовых автомобилей почти в 2 раза — до 43,7 тысяч единиц;
— товарной продукции в целом — в 3,65 раза — до 62,9 млрд. рублей;
— продажи на внутреннем рынке — в 1,66 раза;
— экспорт автомобилей — в 3,87 раз.

Финансы и капитал

Положение осложнялось тем, что «КАМАЗу» не удалось полностью завершить реструктуризацию своей кредитной задолженности перед государством, отечественными банками и зарубежными кредиторами. Даже после реструктуризации внутренних долгов и задолженности перед Европейским банком реконструкции и развития ещё оставались ежегодные платежи за «японский кредит», которые не позволили бы компании нормально развиваться.

Только в 2006 году, после реструктуризации этой задолженности с выплатой в течение 30 лет, над компанией, по словам Сергея Когогина, перестала нависать угроза банкротства. «КАМАЗ» впервые в течение всего года работал без так называемой картотеки.

Сергей Когогин по этому поводу сказал так: «Перед новым усилением конкурентной борьбы на российском рынке с новыми для компании задачами мы полностью избавились от основных проблем прошлого».

По итогам 2001 года предприятия группы организаций «КАМАЗ» впервые после кризиса получили суммарную чистую прибыль в размере 71,4 млн. рублей.

За последние пять лет чистая прибыль выросла в 20 раз и по итогам 2006 года составила 1,4 млрд. рублей.

В 2001 г. максимальный курс акций ОАО «КАМАЗ» достигал 0,4 доллара (в течение года опускаясь и до 0,25 долларов).

Сегодня курс акций стабильно держится на уровне 1,9–2,0 доллара.

Капитализация компании выросла за пять лет почти в 6 раз (с 239 до 1400 млн. долл.)

Административный ресурс

Его умелое использование — это одна из наиболее сильных сторон деятельности Сергея Когогина на «КАМАЗе». Особенно ярко оно проявилось в работе с госструктурами.

А ведь именно отсутствие «своего человека» в коридорах власти, искушённого политика и переговорщика не позволило «КАМАЗу» до Когогина сполна воспользоваться возможностями посткризисного периода.

С. А. Когогин — руководитель федерального уровня. Его рабочие и деловые контакты с первыми лицами не только России и Татарстана, но и зарубежных стран уже давно не являются чем-то исключительным, а визиты высокопоставленных и облеченных полномочиями людей на «КАМАЗ» стали обычным делом.

При помощи «административного ресурса» компания:

- ведет масштабную и эффективную борьбу с засильем «серого» рынка и «серых» производителей;

- создает работающие сборочные предприятия за рубежом (в 2001 году «КАМАЗ» имел за рубежом только сборочное производство в Эфиопии, которое вскоре прекратило выпуск КАМАЗов. Было создано СП в Казахстане, но реальная отдача от его работы была низкой. По настоящему оно заработало только при Когогине, после создания консорциума «Казахстан — КАМАЗ». За пять лет СП созданы также во Вьетнаме, Украине, Азербайджане и Пакистане.);

- создает совместные предприятия с мировыми производителями автокомпонентов (на площадях «КАМАЗа» работают два совместных предприятия по выпуску автокомпонентов — «ЦФ КАМА» и «КАММИНЗ КАМА»);

- заключает широкоформатные соглашения с властями городов и регионов России (Республика Саха-Якутия, Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Московская, Рязанская, Пензенская области и др.);

- успешно развивает лизинг (две попытки создать свою лизинговую компанию до Когогина не увенчались успехом. А теперь ЛК «КАМАЗ» — лучшая в Поволжье, она же — в первой двадцатке крупнейших лизинговых компаний России. Только за 2006 год в лизинг отгружено 2311 грузовых автомобилей, 334 автобуса и 377 прицепов, полуприцепов и другой прицепной техники. Лизинговый портфель превысил 10 млрд. руб. Услуги по лизингу предоставляют 40% дилеров «КАМАЗа». В 2006 году открылись 4 новых филиала лизинговой компании «КАМАЗ» в городах Москва, Казань, Краснодар, Кемерово.);

- продолжает развитие сервисной сети на новом уровне (В июле 2006 года открыт Торгово-сервисный комплекс «КАМАЗ-Казань», расположенный на 789 км федеральной трассы М7 «Волга». В ближайшие годы планируется (в соответствии с программой развития) строительство подобных ТСК в 50 точках России. В ближайшее время они появятся в Москве, Нижнем Новгороде, Кемерово);

- активно выставляется за рубежом (За последние три года «КАМАЗ» дважды был представлен на крупнейшем мировом автосалоне в Ганновере. Прежде об участии в международных выставках только мечтали).

Избрание Сергея Когогина председателем Объединения автопроизводителей России — ещё одно признание его наиболее влиятельным и профессиональным менеджером отечественного автомобилестроения.

Достижения «КАМАЗА»

Сегодня ОАО «КАМАЗ»:
- входит в число 10-ти крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей;
- занимает 8-е место в мире по объему производства дизельных двигателей для грузовиков;
- занимает 52% российского рынка грузовых автомобилей;
- продает на экспорт каждый 4-й грузовик;
- ежегодно увеличивает объем продаж более чем на 30%;
- семикратный чемпион ралли «Париж-Дакар»;
- семикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации»;
- объединяет 103 организации, в том числе 14 основных подразделений, 10 из которых находятся в городе Набережные Челны Республики Татарстан;
- производит широкий спектр грузовых автомобилей. Высокие научно-производственные возможности компании сегодня реализованы в более чем 30 моделях грузовиков (свыше 400 комплектаций). Кроме того, предприятие выпускает прицепы, автобусы, сельскохозяйственную технику, дизельные и газовые двигатели и силовые агрегаты, инструмент и оснастку;
- производит автомобили, которые работают в любых дорожных и климатических условиях и эксплуатируются сегодня в 85 странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки;
- единственный из представителей машиностроительной отрасли, получивший в 2006 году Премию Правительства РФ в области качества;
- лауреат премии «Российский торговый Олимп» в номинации «Конкурентоспособность и качество».

Качество автомобилей КАМАЗ обеспечивается современным оборудованием, созданным на основе передовых технологий XXI века от ведущих мировых производителей: «Liebherr», «Morando», «Renault», «Mitsubishi», «Heckert», «EMAG», «Комаtsu», «Hitachi» и др.

Только за последние 2 года ОАО «КАМАЗ» инвестировало более 200 млн. долларов в совершенствование своей продукции и развитие производства.

В гамму продукции, выпускаемой ОАО «КАМАЗ», входят:
- грузовые автомобили полной массой от 8 до 41 тонн, работающие в составе автопоездов полной массой до 120 тонн;
- широкий спектр спецтехники;
- силовые агрегаты для автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, тракторов;
- дизель-генераторные установки;
- газовые двигатели;
- отливки, поковки для сторонних заказчиков, в том числе и зарубежных. Автомобили оснащены двигателями в зависимости от экологических требований стран импортеров и соответствуют международным стандартам «Евро-2» и «Евро-3». Проводится работа по адаптации автомобилей с двигателем «Евро-4».

ОАО «КАМАЗ» производит автомобили высокого технического уровня, соответствующие международным стандартам в сотрудничестве с самыми известными производителями компонентов, такими как: «ZF», «Bosch», «Schwitzer», «Knorrbremse», «Wabco», «GWB», «RBL» и т.д. Наши автомобили по праву находятся в одном ряду с лучшими образцами мирового автомобилестроения.

Продукция ОАО «КАМАЗ» соответствует мировым стандартам качества.

Социальная политика

Огромное внимание С. А. Когогин уделяет социальным вопросам на предприятии. Надо отметить, что в 2001 году в связи со сложным финансовым положением, зарплата на «КАМАЗе» выплачивалась крайне нерегулярно, были заморожены многие социальные программы. И одним из первых действий нового генерального директора стало изменение приоритетов в области социальной политики. Затраты по социальным статьям стабильно возрастали. Так, в 2003 году они составили 74,4 миллиона рублей, в 2004 году — 100,2 миллиона, в 2005 году — 138,2 миллиона рублей. В 2006 году социальный пакет вырос до 354 миллионов рублей, а в 2007-м составит 385 млн.

В соответствии с программой «Забота» в 2006 году адресную социальную помощь получили более 51 тысяч человек, в том числе около 19 тысяч неработающих пенсионеров.

В 2006 году улучшили жилищные условия 1298 семей. Отдохнули и поправили свое здоровье в санаториях-профилакториях и пансионатах более 4,3 тысяч человек. Выполнены все заявленные потребности на оздоровление и отдых детей работников в детских оздоровительных лагерях ЗАО «КАМАЗжилбыт».

ОАО «КАМАЗ», сохраняя лучшие корпоративные традиции, является компанией, вносящей реальный вклад в развитие культурных и духовных ценностей. Примером этого является материальная поддержка строительства храма Христа Спасителя в Москве, мечети в Казанском Кремле. Являясь градообразующим предприятием, ОАО «КАМАЗ», под руководством генерального директора С. А. Когогина, вносит весомый вклад в развитие социальной сферы Набережных Челнов, оказывая всестороннюю поддержку многочисленным творческим коллективам и организациям культуры города. Это камерный оркестр «Провинция», картинная галерея. За вклад в развитие города С. А. Когогин поощрен благодарственным письмом главы администрации города, имеет звание «Почетный гражданин города Набережные Челны».

Планы

Утвержденный Советом Директоров ОАО «КАМАЗ» бизнес-план на 2007 год предусматривает доходы от основной деятельности в сумме 68,8 млрд. руб., объем производства автомобильной техники не менее 46 200 штук. Однако, учитывая динамику производства и продаж, можно предположить, что бизнес-план будет перевыполнен, а план стратегического развития, намеченный ранее до 2010 года, будет досрочно выполнен уже в 2007 — 2008 гг.

К 2010 году компания планирует удержать долю на российском рынке грузовых автомобилей на уровне не менее 40% по ключевым направлениям деятельности.

Деятельность ОАО «КАМАЗ» направлена на интеграцию предприятия в мировую автомобильную промышленность.

Яндекс.Метрика