КАМАЗ на Мотор-Шоу—2005

24 Августа 2005

Главный выставочный форум года России, «Мотор-шоу-2005», стартовал в Москве, в «Экспоцентре», на Красной Пресне 24 августа. Он «внеочередной»: по нечетным годам, начиная с 1991-го, в столице проводились выставки под названием «Автосалон». Теперь организаторы решили поменять «чет» на «нечет». Впрочем, в первую очередь изменился статус выставки - иностранных компаний здесь практически не будет. Однако это не мешает российским автопроизводителям демонстрировать свои новинки. О новых разработках «КАМАЗа» рассказал в канун “MIMS-2005” главный конструктор ОАО «КАМАЗ» Данис Валеев.

- Данис Хадиевич, в течение года «КАМАЗ» экспонировал свою продукцию, автомобили разных семейств, на многих специализированных выставках. Какова концепция и цель нашего участия в “MIMS-2005”? И, хотя бы коротко, - характеристики нынешних «топ-моделей».

- Из пяти экспонатов четыре – абсолютно новые, и все они отвечают экологическим требованиям уровней «Евро-2» и «Евро-3». Но главная цель – не просто проведение в столице PR-кампании. Подготовка экспонатов к MIMS как нельзя более полно отражает планомерную работу корпорации по реализации собственной продуктовой политики. Показателен и уровень интеграции, реальные плоды партнерства «КАМАЗа» с целым рядом отечественных и иностранных фирм. Поэтому будут представлены автомобили уже известных семейств, скажем так, в развитии, которые, мы надеемся, сами со временем станут основателями новых семейств.

Для себя, исходя из опыта продаж, приоритетом номер один мы определили автомобили тяжелого класса. К этому семейству проявляет наибольший интерес и наш покупатель. Мы стремимся обеспечить конкурентоспособность новых моделей, сделать существенно выше и привлекательнее их потребительские свойства. Сегодня мы хотим показать новые возможности уже сложившегося, сформировавшегося семейства, применив колесные формулы: 8х4, 8х8. Это дополнительное усиление наших позиций на рынках техники, занятой в сфере перевозок большого объема грузов, в тяжелых дорожных условиях. Я говорю об автомобиле КАМАЗ-6560, который изначально разрабатывался на экспортные рынки, но теперь мы можем предложить его для использования в нефтегазодобывающей отрасли и в силовых структурах. Он имеет ряд новых решений: автоматическую коробку передач, более мощный двигатель. Выставочный экземпляр – автомобиль с бортовой платформой, оснащенный специальным подъемным механизмом - манипулятором для наибольшего удобства при погрузочно-разгрузочных работах. Самосвал КАМАЗ -65201 с колесной формулой 8х4 – представитель семейства самосвалов, демонстрирующий (не хочу сказать предельную) самую большую на сегодня грузоподъемность в этом классе – 25 тонн. У него достаточно удобная для погрузки-выгрузки конфигурация обогреваемой платформы, которая обеспечивает снижение массы и исключает налипание груза. Комплектуются обе эти модели двигателями КАМАЗ «Евро-2». Для получения высоких показателей по топливной экономичности применена топливная аппаратура фирмы «BOSCH» и 16-ступенчатая коробка передач ZF. Оснащены представленные модели и дополнительными устройствами, облегчающими управление при буксировке и повышающими безопасность автомобиля при эксплуатации. Названные модели будут предлагаться покупателям также и в качестве шасси для монтажа различного рода спецнадстроек.

Автомобиль-новинка, о котором еще не было информации в печати, КАМАЗ-53602 с колесной формулой 6х2, тоже из тяжелого семейства, предназначенный для магистральных перевозок, в том числе – международных. Ряд новых примененных в этом автомобиле решений позволит нам получить новое поколение шасси, которое придет на смену достаточно популярному ныне транспортному семейству. Этот автомобиль имеет дополнительную подъемную ось, что позволяет уменьшить потери при работе порожнего автомобиля, и модернизированную кабину с четырехточечным креплением. За счет четырех пневмобаллонов исключена «жесткая» связь кабины с рамой, они «гасят» вибрацию, а изменения пола позволили сместить вперед двигатель – с тем, чтобы уменьшить высоту седельно-сцепного устройства. Это на сегодня одно из главных конкурентных преимуществ. В кабине установлены сиденья с пневмоподвеской, два спальных места, новая панель приборов, установлен двигатель КАМАЗ уровня «Евро-3» мощностью 420 л.с. с электронной системой управления.

Следующая новинка появилась на свет в результате нашей совместной работы с АСМАП. Во «внешности» КАМАЗа-43085 можно отыскать черты, общие с нашим развозным, 4308, но в действительности это – новый автомобиль, тягач-автовоз. Возможно, родоначальник нового семейства, у которого будут совсем иные потребительские свойства и которое оптимизировано по себестоимости. Он достаточно технологичен – например, мы применили раму из профиля постоянного сечения, что позволяет решить ряд проблем КамПРЗ. Установлен двигатель фирмы «Cummins» «Р-6» - «Евро-3» мощностью 275 л.с. Мы можем рассчитывать на сервисную поддержку практически в любой точке Европы. Впоследствии могут применяться двигатели, имеющие мощность от 180 до 300 л.с. Также применена коробка передач ZF, 16S109 нового поколения, гипоидный мост, что очень актуально для развития в целом автомобильной техники, особенно эксплуатирующейся на автодорогах с твердым покрытием. Надо признать, наш опыт по созданию автовозов пока невелик, поэтому подключили партнеров из Литвы, предложивших свои надстройки и прицеп для совместного участия в выставке.

- Однажды автобус «НЕФАЗ-Турист» уже демонстрировался на выставке в Москве. Весной этого года на доукомплектовку в Голландию нефтекамцы отправляли автобус, который должен был едва ли не дать фору европейским образцам…

- Как раз он - результат совместной работы с фирмой «DAF», предстанет в этом году на автосалоне. Думаю, всем участникам будет небезынтересно увидеть его в новом исполнении.

- На что мы делаем ставки на этот раз?

- Их, я думаю, две: автомобиль КАМАЗ-6560, аналогов которому сегодня просто нет в «репертуаре» российского автопрома, и КАМАЗ-53602. Очень большой потенциал вложен и в автовоз, хотя посетители автосалона увидят, в общем-то, только один из вариантов использования автомобильного шасси. Для нас самих – это очень серьезный шаг в формировании нового поколения автомобилей транспортного семейства. Так что это наша «внутренняя фишка», материал с грифом «ДВП», то есть для внутреннего пользования.

- Автомобили и силовые агрегаты «КАМАЗ» привозит на выставки постоянно, но впервые в заявленных экспонатах значатся и компоненты - турбокомпрессор, коробка передач и даже кольца, поршни, гильзы. Значит ли это, что компания решила наглядно продемонстрировать результат введения в действие нового технологического оборудования?

- Много раз мы говорили о том, что «КАМАЗ» готов предложить потребителю не только автомобильную технику, но и узлы, агрегаты, готов работать и в других сегментах рынка. Это направление продуктовой политики также остается приоритетным. Демонстрация силового агрегата автомобильного применения, соответствующего требованиям «Евро-3», - это своеобразное педалирование нашей позиции. Много внимания уделяем и программе перехода на альтернативные виды топлива, газового в первую очередь. Естественно, что газовый двигатель также включен в состав экспозиции. На сегодня это самое совершенное решение по газовому двигателю, так как обеспечивается высокая эффективность и соответствие современным требованиям.

Что касается комплектующих, то вы совершенно правы: они изготовлены на полученном по «японскому кредиту» оборудовании и призваны показать, что у «КАМАЗа» - достаточно мощностей не только для обеспечения своих внутренних потребностей, но и для изготовления высококачественных деталей сторонним покупателям.

- Какие современные методы и технологии применялись при разработке экспонатов для MIMSа? Расскажите об участии «КАМАЗа» и камазовцев в их подготовке.

- Работа по проектированию в этом году была достаточно напряженной. Хотя два из новых образцов мы везем как опытные, они обладают реальным потенциалом в скором времени появиться на конвейере. Чтобы уменьшить время на их разработку, мы широко применяли новые современные технологии, в первую очередь – трехмерное проектирование. За счет этого и удалось в столь короткий срок разработать документацию и подготовить образцы. Однако новые технологии мы применяли не только при проектировании. С помощью специалистов ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» удалось восстановить два обрабатывающих центра, которые вместе со станками с ЧПУ в полную силу использовались при изготовлении опытных деталей. Практически все заводы активно участвовали в подготовке образцов: хорошо справились с задачами «КАМАЗ-Дизель», автомобильный завод, прессово-рамный – несмотря на сложную ситуацию с плановыми поставками деталей, узлов на конвейер. Не подводили нас в вопросах поставок комплектующих из России и из-за рубежа департамент закупок, департамент импорта. С учетом того, что MIMS – центральное выставочное мероприятие года, особое внимание и большую помощь оказывало руководство компании, и это позволяло оперативно решать возникающие проблемы.

- Вопрос о сертификации новой продукции на выставках можно отнести к разряду деликатных?

- Мы никогда не подводили наших покупателей и партнеров. КАМАЗ всегда своевременно получал Одобрения типа транспортного средства и сертифицировал свою продукцию. Поэтому если будет очевидно, что кого-то наши новинки заинтересовали как товар, - мы готовы очень оперативно решить все вопросы. Замечу, что чрезвычайно серьезно относились мы всегда и к созданию условий для производства сертифицированной продукции. С каждым разом у таких организаций, как «Ростехрегулирование», Центры сертификации все меньше вопросов к «КАМАЗу», его способности изготавливать сертифицированную продукцию. Это, с одной стороны, радует, но с другой важно, чтобы не возникло самоуспокоенности: требования ужесточаются из года в год.

- Каких сюрпризов ожидаем от конкурентов?

- Публикаций на этот счет за последнее время было немало. Вероятно, гамму тяжелых автомобилей и самосвалов представит «УралАЗ», делающий ставку на создание автотехники дорожного сектора. Знаем, что фирма «Яровит» готовится серьезно, видимо, будут некоторые неожиданные решения. Многие фирмы стремятся показать свои возможности по производству автобусов – городских, малого класса. Посмотрим, какой выбор сделает покупатель. По крайней мере, мы готовы предложить продукцию, максимально адаптированную к рынку, имеющую сервис и лучшие потребительские свойства.