«КАМАЗ» – Украина: рост на фоне падения рынка

2 Февраля 2011

На автомобильном рынке Украины, где производители новой грузовой техники всё ещё сталкиваются с весьма сложными условиями для развития своих продаж, «КАМАЗ» по итогам 2010 года сохранил лидирующие позиции, завоёванные до последнего глобального экономического кризиса, увеличив при этом свою долю в традиционных сегментах рынка.

В 2010 году «КАМАЗ» поставил через свою дилерскую сеть на рынок Украины в общей сложности 446 новых грузовых автомобилей полной свыше 16 тонн и 8-16 тонн. Общие продажи камазовской техники, по данным информационно-аналитической группы AUTOConsulting, составили 584 единицы. Это 14,5% от всего экспорта «КАМАЗа» в прошедшем году. Компания показала рост доли рынка в обоих сегментах и по-прежнему остаётся лидером в них. В сегменте большегрузов доля компании в реализации новой техники составила 26,7% (выросла на 1% по сравнению с 2009 годом), в сегменте среднетоннажников – 27,8% (рост на 16%).

Украина обладает потенциально самым ёмким рынком грузовых автомобилей среди стран СНГ и постсоветского пространства. Так, в 2010 году суммарные объёмы продаж грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн – новых и подержанных – составили около 5750 единиц. Однако на рынке преобладают продажи бывших в употреблении грузовиков, и только 38% продаж приходится на долю новой техники. И это притом, что автомобильный парк страны нуждается в серьёзном обновлении: средний возраст грузовых автомобилей среднего и тяжёлого класса, в которых представлена техника «КАМАЗа», составляет, соответственно, 21 и 18 лет. Последствия мирового экономического кризиса на украинском рынке автомобилей не были преодолены и в 2010 году. Об этом говорит тот факт, что рынок новых грузовых автомобилей продемонстрировал 21-процентное падение по сравнению с 2009 годом, в то время как рынок подержанных автомобилей вырос на 53,5%. Если в 2009 году общее падение рынка средних и тяжёлых грузовиков превысило 75%, то в 2010 году он упал ещё на четверть. Таким образом, «КАМАЗ» сохранил на Украине рост своей доли и при продолжающемся спаде рынка.

В обоих сегментах рынка грузовых автомобилей основным конкурентом «КАМАЗа» является МАЗ. При этом «КАМАЗ» уверенно лидирует и по продажам готовых самосвалов, бортовых автомобилей и фургонов.

Основными потребителями грузовых автомобилей КАМАЗ являются предприятия аграрного сектора, магистральных перевозок, коммунальное хозяйство и силовые структуры. Они же останутся в этом качестве и в 2011 году. В структуре продаж преобладают самосвалы с долей 62%. Спецтехнику на базе шасси КАМАЗ изготавливают заводы самой Украины.

В торгово-сервисную сеть «КАМАЗа» (ТСС) на Украине входят 7 дилеров и 3 субдилера с головными офисами в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Чернигове и Николаеве. Филиальная сеть субъектов ТСС ОАО «КАМАЗ» покрывает всю Украину. На территории страны действуют 10 авторизированных сервисных центров «КАМАЗ», а также широкая сервисная сеть дилеров и субдилеров.

В 2007 году в Киеве было открыто ООО «Торговое представительство «КАМАЗ». В 2010 году на базе ООО «Черниговский автоцентр КАМАЗ» создано предприятие ООО «Торговая компания «КАМАЗ», которому присвоен статус официального импортёра.

В 2011 году прогнозируется рост украинского рынка грузовых автомобилей на уровне 15-20%, и оценочная ёмкость рынка новых грузовых автомобилей составит около 2750 единиц. Из них, предположительно, от 750 до 900 автомобилей поставит «КАМАЗ». Компания примет участие во всех проводимых в стране тендерах на поставки автомобильной техники.