«КАМАЗ» в 2008 году

1 Июля 2009

На прошедшем 26 июня в Набережных Челнах годовом Общем собрании акционеров ОАО «КАМАЗ» были подведены итоги деятельности компании за 2008 год.

Глобальный экономический кризис, потрясший весь мир во второй половине 2008 года, не обошёл стороной и Россию. В результате год, обещавший быть вполне благополучным, стал началом серьёзнейших испытаний для всех субъектов отечественной экономики. Наиболее ощутимо это было заметно у производителей инвестиционных товаров, к числу которых относятся и грузовые автомобили тяжёлого класса. Максимальное снижение спроса наблюдалось на рынке тяжёлой строительной автотехники, что напрямую связано с замедлением темпов строительства. Кризис банковской ликвидности негативно отразился в первую очередь на этом секторе экономики.

РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ. За 9 месяцев 2008 года рынок российской грузовой техники вырос на 25,7% к аналогичному периоду 2007 года и составил 105 тысяч грузовиков (с учётом импортных автомобилей). При этом в четвертом квартале 2008 года продажи составили всего 21 тысячу единиц, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В целом в 2008 году рынок грузовой техники общей массой от 14 до 40 тонн составил 126 тысяч единиц, что на 1,2% меньше, чем в 2007 году.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. Консолидированная выручка ГО «КАМАЗ» в 2008 году выросла на 2% и составила 116 млрд. рублей против 113 млрд. рублей в 2007 году. Несмотря на резкое снижение объёмов продаж в IV квартале 2008 года и значительные убытки от курсовой разницы, возникших в результате девальвации рубля, компании удалось закончить 2008 год с чистой прибылью в размере 2,8 млрд. рублей.

ВЫПУСК И ПРОДАЖИ. В течение трёх кварталов «КАМАЗ» не уступал средним темпам роста отечественного грузового автомобилестроения в своём классе техники, а в некоторых сегментах заметно опережал. Всего было выпущено и реализовано 47850 грузовых автомобилей — почти на 10% больше чем за аналогичный период 2007 года, в том числе на российском рынке 32135 автомобилей (+16,3%). Бизнес-план компании перевыполнялся по всем без исключения показателям. В итоге в 2008 году «КАМАЗ» продал 47,5 тысяч грузовиков, что на 9,8% меньше, чем в 2007 году. Тем не менее, доля компании на рынке составила 28%, «КАМАЗ» остался лидером на рынке грузовой техники в России и в целом продолжал развитие на зарубежных рынках сбыта. «КАМАЗ» сохраняет лидирующие позиции во всех продуктовых сегментах российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14–40 (от 38% до 50%), кроме магистральных тягачей.

ЭКСПОРТ. Продажи на экспорт в 2008 году составили 24% от общего объёма реализации грузовиков — 11,3 тысячи единиц. Поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществлялась в 42 страны мира. «КАМАЗ» сохранил своё рыночное превосходство в Азербайджане, Туркменистане, Украине и Казахстане. Значительно возросло по сравнению с 2007 годом количество автомобилей, поставляемых на рынок Азербайджана — 2,6 раза, Туркменистана — почти в 3 раза. Значительная доля продаж автомобилей КАМАЗ в дальнее зарубежье приходится на страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, КНДР), Африки (Ангола, Алжир, Габон) и Ближнего Востока (Иран, Бахрейн, ОАЭ). Кроме традиционных экспортных рынков, наиболее перспективными рынками с точки зрения продаж продукции «КАМАЗа» являются Куба, Ангола, ЮАР, Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия. Также сохраняется интерес к рынкам стран Центрально-Восточной Европы (Сербия, Польша, Болгария и др.). В настоящее время многие страны в этих регионах уже являются действующими либо потенциальными рынками сбыта автомобилей КАМАЗ.

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА. С 2005 года ОАО "Лизинговая компания «КАМАЗ» входит в первую двадцатку крупнейших лизинговых компаний России. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» второй год подряд (2007–2008 г.г.) присваивает компании высокий рейтинг качества систем риск-менеджмента «A.rm» и высший рейтинг надёжности — "А". ОАО "Лизинговая компания «КАМАЗ» признана Рейтинговым агентством «Эксперт РА» Самой надёжной компанией 2008 года. В целом по стране ОАО "Лизинговая компания «КАМАЗ» имеет 12 филиалов в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Екатеринбург, Кемерово, Сыктывкар, Сургут, Воронеж, Ростов-на-Дону, Курск.

ДИЛЕРСКАЯ И СЕРВИСНАЯ СЕТЬ. Наличие разветвлённой сети авторизованного сервиса представляет собой важнейшее конкурентное преимущество ОАО «КАМАЗ». Сервисное обслуживание автотехники КАМАЗ в России и за рубежом осуществляют на начало 2009 года более 270 центров и их филиалов. Внедрён стандарт "О дилерских центрах ОАО «КАМАЗ», определяющий требования, предъявляемые к дилерам ОАО «КАМАЗ». Сертификация сервисных центров в соответствии со стандартом ОАО «КАМАЗ», позволяет оптимизировать количественный и качественный состав субъектов дилерской сети.

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Тем не менее, с точки зрения технического развития в 2008 году «КАМАЗ» сделал значительный шаг вперед. В соответствии с требованиями технических регламентов, действующих в Российской Федерации, компания с января 2008 года начала переход на выпуск автомобилей, отвечающих требованиям экологических стандартов «Евро-3». И сегодня продвигаются те инвестиционные направления, без которых «КАМАЗ» рискует потерять конкурентоспособность. К их числу относятся проекты создания производства четырёх- и шестицилиндровых двигателей рабочим объёмом от 4,0 до 7,0 литров фирмы Cummins, производства широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач ZF для грузовых автомобилей и семейства грузовых автомобилей нового поколения, в частности — нового семейства кабин, мостов и 12-литровых двигателей «Евро-5». Речь идёт также и о создании перспективного семейства полноприводных многофункциональных автомобилей. Все четыре проекта находятся в стадии активной реализации. По состоянию на конец 2008 года общая сумма инвестиций, произведённых ОАО «КАМАЗ» за счёт собственных средств в указанные проекты, составила 5 млрд. рублей.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Важно отметить, что в декабре 2008 года немецкий концерн «Даймлер АГ» приобрёл 10% уставного капитала ОАО «КАМАЗ», что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. Для «КАМАЗа» — это доступ к новейшим технологиям, для «Даймлера» — возможность активного продвижения на российском рынке, который был и остаётся одним из крупнейших в Европе.