Казахстан снова в лидерах

8 Февраля 2011

По итогам 2010 года «КАМАЗ» сохранил свои позиции доминирующего игрока на автомобильном рынке Казахстана, увеличив как доли в основных сегментах рынка, так и общие объёмы поставок. Центральноазиатская страна, развивающая собственное автомобилестроение с помощью «КАМАЗа», вновь стала лучшим импортёром продукции компании.

Рынок большегрузной автомобильной техники Республики Казахстан исторически является одним из самых ёмких и перспективных, а соответственно и наиболее приоритетных рынков сбыта для «КАМАЗа». Таковым он останется при любых экономических неурядицах и последующих подъёмах.

Глобальный кризис пришёл в Казахстан ещё в IV квартале 2007 года, раньше, чем в другие страны СНГ. В результате 2008-2009 годы оказались полностью рецессивными. Особенно остро отразилось это на автомобильном рынке страны. Существенно сократились закупки государственных компаний, основных потребителей грузовой техники. Так, продажи КАМАЗов уменьшились с 7 тысяч единиц в 2007 году до 2200 в 2008-ом и 480 в 2009 годах. Спад реализации запасных частей к автомобилям КАМАЗ был более умеренным.

В 2010 году ситуация в экономике Республики Казахстан стала более благоприятной, что позитивно отразилось и на продажах техники и запасных частей «КАМАЗа». В итоге «КАМАЗ» поставил на рынок страны более 1,5 тыс. новых грузовых автомобилей. Это почти 40% экспорта компании. Поставки осуществлялись как в полнокомплектном виде, так и в виде сборочных комплектов деталей (СКД) для последующей сборки на заводе АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в городе Кокшетау, где в истекшем году собрано более 500 КАМАЗов. Доля техники КАМАЗ в Казахстане в 2010 году составила по разным оценкам от 33% до 38%. Наиболее сильные позиции традиционно сохраняются в сегменте полноприводных грузовиков, где доля компании составила более 70% от продаж новых автомобилей. В прошедшем году в Казахстане реализовано запасных частей к автомобилям КАМАЗ на сумму 680 млн. рублей.

Казахстанский парк грузовых автомобилей составляет около 185 тысяч единиц техники всех классов, в том числе 85 тысяч КАМАЗов. Он характеризуется наличием большого количества автомобилей сроком эксплуатации в среднем свыше 13 лет. Тем не менее, за последние годы, благодаря целеустремлённой технической и экспортно-таможенной политике государства, поставкам «КАМАЗа» в виде СКД и готовой техники, а также организации производства спецтехники на базе шасси КАМАЗ в различных городах республики, ускорилось и обновление парка основных видов грузового транспорта. В настоящее время на автомобильном рынке Казахстана преобладает здоровый потребительский спрос: 86% продаваемой на нём грузовой техники составляют новые автомобили и только 14% – подержанные. Крупнейшими поставщиками на рынок в 2010 году являлись «КАМАЗ» и китайские производители.

В товаропроводящую сеть «КАМАЗа» в Казахстане, кроме упомянутого предприятия в городе Кокшетау, входят ТОО «Торговая компания «КАМАЗ» как дочернее общество ОАО «КАМАЗ» и 29 дилеров по продаже автомобилей и запасных частей, в том числе 16 дилеров со статусом аттестованного сервисного центра. Структура продаж автомобилей КАМАЗ по назначению в 2010 году была сбалансированной и охватывала все сферы их применения: в ней на оптимальном уровне, соответствующем потребностям экономики, представлены и бортовые автомобили, и самосвалы, и спецтехника, и шасси, и седельные тягачи.

По предварительным оценкам, в 2011 году ожидаемые объёмы поставок в Казахстан автомобилей КАМАЗ и запасных частей будут не меньше, чем в успешном 2010-м.