КИП «Мастер» выходит на старт

24 Мая 2004

На «КАМАЗе» состоялось совещание участников Камского индустриального парка «Мастер» и презентация концепции КИП на производственных площадях ЗАО «Ремдизель».

В совещании приняли участие и выступили первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и первый заместитель главы администрации Набережных Челнов Васил Шайхразиев. Они рассказали о мерах по поддержке малого и среднего бизнеса в РТ, об опыте создания технопарков в других городах Татарстана, взаимоотношениях ОАО «КАМАЗ» с малыми и средними предприятиями республики и соседних регионов РФ и формировании бизнес-среды в Набережных Челнах. Концепцию КИП «Мастер» представил руководитель службы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» Ильдар Урманов. Присутствовали также ученые Камского государственного политехнического института во главе с ректором Асфандияром Хайруллиным.

Потенциальные участники будущего индустриального парка были представлены солидными предприятиями малого и среднего бизнеса — спутниками «КАМАЗа», выросшими во многом благодаря сотрудничеству с автогигантом. С докладами выступили генеральные директоры ОАО «РИАТ» Владимир Пономарев, ООО «КОМ» Роман Маньковский, ООО «Автодизайн» Сергей Екимов, директор по развитию ООО «КОРА» Борис Сорокин (все — Набережные Челны), ООО «Адверс» (Самара) Евсей Кордит. Были затронуты, в частности, проблемы взаимоотношений крупных предприятий в сфере технопарков, размещения промышленных предприятий, не зарегистрированных в РТ, перспективы долгосрочного сотрудничества с ОАО «КАМАЗ» по освоению новой продукции и вопросы инжиниринговой деятельности в производстве автомобильных компонентов и др.

Топ-менеджеры ОАО «КАМАЗ» Николай Егоршин, Сергей Ильиных и Ильдар Гильфанов изложили требования компании к системе контроля качества поставщиков, довели до сведения партнеров по КИП «Мастер» перспективную номенклатуру поставок от индустриального парка для «КАМАЗа», принципы формирования гибкого производства основной продукции автогиганта.

Идея создания на свободных площадях «Ремдизеля» индустриального парка была выдвинута руководством ОАО «КАМАЗ» и начала приобретать реальные очертания осенью прошлого года. На предыдущем совещании с участием Премьер — министра РТ. Р. Н.Минниханова, состоявшемся в апреле 20 февраля в Набережных Челнах, были обсуждены принципы подхода и этапы реализации этого проекта. Теоретическую базу, принятую сейчас как идеологическую платформу КИП «Мастер», подвел тогда доктор технических наук, профессор Борис Кузнецов: «Это универсальный организационно-экономический механизм соединения промышленного, финансового и научного потенциала, система их взаимодействия с целью получения синергетического эффекта».

Представляя проект, Ильдар Урманов подчеркнул, что в отличие от классического технопарка, основой деятельности участников КИП «Мастер» является конкретный бизнес-план. Это не венчурный бизнес, допускающий значительные риски, а четкое взаимодействие предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, выгодное для всех его участников. Общественная миссия КИП заключается в создании новых рабочих мест и внедрении уже апробированных технических и технологических решений. Стратегическая цель — создание современных, экономически эффективных производств по выпуску автомобильных компонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупного предприятия.

Для «КАМАЗа» выгода выражается, прежде всего, в поддержке процессов гибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижении себестоимости компонентной базы автомобиля, контроле над качеством комплектующих. Для предприятий-участников — в получении крупных долгосрочных заказов, гибких условий аренды, кредитов, в приобретении оборудования по льготной цене, снижения издержек по производству и продажам продукции. В выигрыше будут и акционеры ОАО «КАМАЗ», поскольку повысятся эффективность работы, уровень капитализации и инвестиционная привлекательность предприятия.

Создание индустриального парка, сказал Равиль Муратов, положительно отразится и на благополучии Татарстана и города, так как увеличится налогооблагаемая база и занятость населения. Кроме того, это поможет сократить нелегальный рынок труда с официально оглашаемыми мизерными зарплатами и, соответственно, налоговыми перечислениями в бюджет города и республики, а заодно и ликвидировать «серое» производство и продажи запасных частей к КАМАЗам.

«КАМАЗ» первым в республике пошел по такой схеме взаимоотношений крупного бизнеса с малым. Руководству и специалистам компании, заявил первый заместитель Премьер-министра РТ, удалось выстроить реальную схему работы, провести переговоры с субъектами малого и среднего бизнеса, которые активно поддержали этот проект. Республика предоставила для организации нового дела финансовые ресурсы в объеме 150 миллионов рублей. Очень важно, что появление субъектов малого бизнеса на рынке поставок комплектующих запасных частей для «КАМАЗа» повысит, в конечном счете, и конкурентоспособность самого автомобиля КАМАЗ.

Можно утверждать, что КИП «Мастер» не станет «точкой доения» основного производства, как это зачастую происходило до сих пор на некоторых предприятиях России. Не для того «КАМАЗ» за последние годы решительно избавлялся от всякого рода прилипал, чтобы завести себе новых. Представители аудиторско-консалтинговой компании ЗАО «ПАКК» (Москва) Игорь Данилов и Сергей Романенко рассказали о создании индустриальных парков при Волгоградском тракторном заводе и других предприятиях машиностроения России. Их выступления были весьма полезны для участников совещания, поскольку этот опыт поможет им избежать возможные ошибки. Общий бизнес партнеров должен быть прибыльным и взаимовыгодным. Синергетический эффект должен намного превысить сумму эффектов порознь. «В этом случае это будет бизнес на долгие годы вперед», — так охарактеризовал Сергей Когогин перспективу КИП «Мастер» в плане обеспечения его стабильности.

Исходя из этого принципа, весь процесс создания КИП «Мастер» будет строиться на солидной основе, с учетом всех деталей и нюансов. На первом месте будут не количество, объемы и скорость, а качество, конкурентоспособность продукции и экономическая целесообразность проектов. Улучшение финансовых результатов деятельности и внедрение современной модели организации автомобильной компании должны происходить параллельно и одновременно. Работа рассчитана до 2008 года и состоит из нескольких этапов. По завершении формирования концепции, уже в июне, начнется регистрация будущих участников КИМ «Мастер». Организационный период продлится до конца года и далее начнется процесс производственной кооперации, который охватит весь 2005 год. Кардинальное совершенствование производственной деятельности и транспортной логистики произойдет в 2006–2007 годах. В эти годы будут освоены высокая и низкая зоны корпуса ЗАО «Ремдизель». Затем партнеры начнут разработку и реализацию новых совместных проектов. Дело, как заявил Сергей Когогин, не ограничится только корпусом «Ремдизеля», постепенно «зона КИП» охватит и незадействованные или освобождаемые площади завода запасных частей, грузового автотранспортного предприятия, «Турбодизеля» и бывшего сдаточного корпуса «КАМАЗа».

Не исключено, конечно, и появление рядом с КИП «Мастер» совместных предприятий «КАМАЗа» как с российскими, так и с иностранными партнерами. Особый интерес участников в этом плане вызвало содержательное и весьма конструктивное выступление генерального директора ООО «Адверс» Евсея Кордита из Самары. Это предприятие, поставляющее «КАМАЗу» и другим предприятиям автопрома предпусковые подогреватели, нуждается в расширении производственных площадей, поскольку намерено самостоятельно освоить выпуск всех необходимых компонентов своей продукции, кроме радиодеталей. К тому же оно имеет опыт работы по лицензиям ведущих производителей Европы, где практически исчерпан рыночный ресурс для расширения сбыта данного вида комплектующих изделий. По словам Е. Кордита, КИП вполне мог бы стать плацдармом для «десанта» иностранных инвестиций в этот вид бизнеса на «КАМАЗе». Для самого «Адверса» КИП «Мастер» привлекателен своими возможностями использования инфраструктуры «КАМАЗа», постоянного совершенствования конструкции изделий в сотрудничестве с Научно-техническим центром автогиганта, ясными перспективами развития бизнеса на перспективу. Предлагаемые самарским предприятием шаги по развитию сотрудничества синхронны с планами «КАМАЗа» по созданию КИП «Мастер».

По словам Сергея Когогина, такую же заинтересованность в переводе части собственного производства на площади КИП «Мастер» высказывают и ряд других поставщиков «КАМАЗа» из регионов России. А между тем некоторые челнинские предприятия еще далеко не полностью используют возможности расширения своего бизнеса, связанного с поставками для «КАМАЗа», хотя и постоянно жалуются на высокую себестоимость продукции из-за малых объемов реализации. Среди них было названо, например, ООО «КОМ», выпускающее коробки отбора мощностей. «Мы не намерены вечно работать в условиях дефицита этого вида компонентов для спецавтомобилей, — сказал по этому поводу директор по закупкам ОАО „КАМАЗ“ Сергей Ильиных, — и тем самым поддерживать высокие цены на него. Обязательно найдем альтернативных производителей. И вообще, иные поставщики сознательно уходят от конкуренции, с этим мы также не будем мириться».

"Настало время приступать к практическим делам, — сказал первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, завершая совещание. — За летние месяцы мы обновим кровлю корпуса «Ремдизель», проведем другие ремонтные работы. Правительство Татарстана будет внимательно отслеживать процесс создания КИП «Мастер» и оказывать ему всемерную помощь. Нынешние 150 млн. рублей — это только на первоочередные меры, уверяю вас".