Команда «КАМАЗ-мастер» побеждает на ралли «Дакар-2014»

20 Января 2014

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из города Сантьяго (Чили):

– 157-километровый финишный спецучасток, проложенный организаторами между Ла-Сереной и Вальпараисо, конечно, ещё не позволял болельщикам команды «КАМАЗ-мастер» расслабиться в предвкушении такой близкой, казалось бы, победы лидирующего в общем зачёте Андрея Каргинова. Но такого драматического развития событий и накала эмоций, которые случились в последний день «Дакара-2014» никто просто не ожидал.

Восстановим хронологию событий. В 11:27 по местному времени был дан старт грузового зачёта. На старте 50 грузовиков. Первым (как выигравший предыдущий этап) на трассу уходит голландец Жерар де Рой. За ним Андрей Каргинов, Эдуард Николаев и далее другие экипажи. Болельщикам остается только виртуально следить за временем прохождения контрольных точек и ждать появления соперников на финише. Быстрый раллийный спецучасток проложен в узкой долине среди двух горных хребтов и петляет гравийной дорогой между немногочисленными населёнными пунктами. Преимущество Андрея Каргинова перед де Роем по итогам предыдущих 12 этапов гонки – 7 минут 25 секунд – не очень-то комфортный запас, учитывая, что, например, замена пробитого колеса грузовика занимает 10 минут. На финише спецучастка первым появляется голландец. Следящий за временем руководитель команды Владимир Чагин начинает обратный отчёт в ожидании 506-го экипажа. Вместе с ним это делают сотни тысяч болельщиков «КАМАЗ-мастера». Минуты тают на глазах. Машины Каргинова все нет. Шок и смятение, длящиеся несколько минут, прерывает депеша с трассы: «На 90-м километре СУ перевернулся и блокировал дорогу МИНИ китайского спортсмена Жу Йонга. Экипажи Каргинова и Николаева оказали помощь и поставили машину на колёса». Позднее в эфирах телеканалов появится картинка: первым к месту аварии подъехал де Рой. Видно, что китайский экипаж пытается его остановить. Голландец даже не думает этого делать, переехав через колесо лежащего на боку автомобиля, обходит препятствие и мчит дальше. Этот момент странным образом исчезнет потом из видео на официальном сайте ралли «Дакар».

Разбитый автомобиль лежит, перегородив дорогу, более того, незаметный из-за крутого поворота он представляет собой серьёзную опасность для участников, едущих сегодня на максимальных скоростях. Подъехавшие экипажи Каргинова и Николаева пытаются поставить машину на колёса вручную, но безуспешно. Только с помощью грузовика Андрея Каргинова джип встает на колёса.

По итогам этапа судьи приняли справедливое решение вернуть Андрею время, потраченное на оказание помощи (5 минут 20 секунд). С отрывом в 3 минуты 11 секунд от де Роя он становится победителем ралли «Дакар-2014»! Второе место у де Роя, третье, четвёртое и пятое – за экипажами «КАМАЗ-мастера» Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. В команде и стане болельщиков – всеобщее ликование!

Гоночные экипажи и экипажи ассистанс по дорожной связке берут курс на Вальпараисо, где вечером должна состояться торжественная церемония награждения. Но по приезду в город экипаж «506» ждёт ещё один сюрприз. Де Рой подал протест в коллегию спортивных комиссаров: якобы китайский экипаж не нуждался в помощи, и экипаж Каргинова не должен был возле него останавливаться. Странная логика, понятная только самому несостоявшемуся триумфатору гонки! Тем более что в памяти у многих поклонников автоспорта теперь уже надолго останется история, случившаяся после аварии Айрата Мардеева на этапе Сан-Луис – Сан-Рафаэль. Тогда де Рой, объезжая лежащий на крыше КАМАЗ, банально застрял, но примерно так же, как сейчас, единолично решил, что оказывал в это время помощь, о которой его никто не просил. Комиссары «компенсировали» ему тогда 22 минуты, которые позволили ему впоследствии несколько этапов спокойно лидировать в генеральной классификации грузового зачёта. На этот раз аргументацией Жерара судьи не прониклись. Его поведение осталось также непонятным для приглашенных на разбор протеста пострадавшего Жу Йонга и свидетелей инцидента Айдына Рахимбаева и Владимира Демьяненко. Зато, по словам штурмана камазовского экипажа Андрея Мокеева, китайцы лишний раз поблагодарили россиян, а комиссары гонки ещё раз поздравили с победой. С победой, которая была завоевана на трассе, а не через написание протестов.

В этом году она далась особенно непросто. По всеобщему признанию, нынешний «Дакар» стал одним из сложнейших в своей истории. Марафон с самого начала непросто складывался для экипажей «КАМАЗ-мастера». Андрей Каргинов лишь за три дня до окончания гонки вышел в лидеры грузового зачёта. До этого ему пришлось этап за этапом буквально минута за минутой отыгрывать время, потерянное вначале из-за проколов колёс, и пресловутые 22 минуты, фактически подаренные судьями его главному конкуренту Жерару де Рою. За кадром остался момент, когда после одного из этапов Каргинов потерял сознание от перегрева, был госпитализирован и провёл ночь под капельницей в бивуачном лазарете.