Красное и зелёное

5 Января 2011

Двойная победа команды «КАМАЗ-мастер» на очередном этапе ралли-рейда «Дакар» позволила двум её экипажам захватить верхние строчки рейтинга после трёх дней гонки.

4 января, третий этап «Сан Мигель де Тукуман – Сан Сальвадор де Хухуй», общая протяжённость для грузовиков – 634 км, длина спецучастка – 226 км.

Программа этапа вновь предусматривала прохождение трассы разными категориями гоночной техники по различным маршрутам. Причина такого «постоянного многообразия» всё та же – забота о безопасности участников и сохранности их машин. Организаторы условно разделили скоростной участок на две зоны – «красную» и «зелёную». Дело в том, что первая часть допа проходила через пустынные каньоны, где властвует песок красного цвета, а вторая часть лавировала по склонам первых хребтов южноамериканских Кордильер – Андов, которые обросли густой зеленью и пышными, чуть ли не девственными лесами.

В отличие от предыдущих дней, самая длинная дистанция скоростного участка на этот раз досталась мотоциклистам и квадроциклистам: они преодолели 521 км «специаля», который был разделён на две части 170-ю километрами нейтрализации между двумя упомянутыми зонами. Время прохождения «нейтральной полосы» в горах (там караван ралли поднялся до высоты 3378 метров над уровнем моря) минусовалось из общего результата. Для легковых автомобилей и джипов этот же доп сократили до 500 километров.

А вот экипажам грузовиков было предписано пройти с зачётом времени только «красную» часть пути – 226 километров. Некоторые участки второй половины трассы её разработчики сочли, видимо, совершенно непролазными для самой тяжёлой и габаритной гоночной техники. Потому что там, как поясняется в описании трассы, «низко спадающие ветки деревьев представляют опасность для ветровых стёкол водительских кабин». Ветровые стёкла, конечно, надо беречь, но ещё больше нужно думать о здоровье членов экипажей. Потому, очевидно, и было принято такое решение.

Лидеры меняли друг друга как в калейдоскопе. В классе мотоциклов такая игра наперегонки сулила успех и тем, кто до сих пор находился в тени. Но фавориты, испанец Марк Кома и француз Сириль Депре (оба на КТМ), никому не дали шанса. Рядом с ними на подиум этапа сумел встать, несмотря на возникшие проблемы с аппаратурой навигации, португалец Паулу Гонсалвиш на BMW.

Среди квадроциклистов поначалу борьба также шла с переменным успехом. Но затем аргентинцы смогли показать соперникам, что в родной стране им помогают и красный песок, и зелёные деревья, а спортивное мастерство, опирающееся на массовость, растёт с каждым годом. Весь подиум этапа оккупировали хозяева трассы: Томас Маффей, Себастьян Альперн, Алехандро Патронелли. В десятку лучших вошли ещё трое аргентинцев.

Тройка победителей в классе автомобилей предыдущих этапов снова отвергла все попытки других экипажей вклиниться в их «королевский спор». Но порядок чествования супергонщиков на подиуме этапа опять изменился: катарец Насер Салех аль-Аттия, испанец Карлос Сайнс и француз Стефан Петрансель. Остальные автомобилисты пока ждут своей очереди. Или каких-то гримас Фортуны по отношению к нынешним лидерам.

Езда на «специале», с учётом раздельного старта во всех классах и сравнительно короткой дистанции, превратилась для гонщиков на грузовиках в почти раллийную скоростную разборку внутри своего семейства. Тем более, что интервал на старте между пятью лидерами увеличили до трёх минут. Первым ковать свою судьбу в этих условиях было доверено экипажу Фирдауса Кабирова – победителю второго этапа и лидеру гонки. Эти ребята, давно выступающие вместе, любят и умеют делать это, что и доказали на этапе. Владимир Чагин, ушедший на дистанцию пятым, оказался на этот раз в очень редко, но, если придётся, блестяще исполняемой им роли – когда есть кого догонять и обгонять. Гораздо чаще ведь бывает наоборот – именно «Царя» пытаются настичь соперники.

Владимир довольно быстро оставил позади двух соперников, стартовавших раньше него, методично, без всяких сбоев отыгрывал секунды и минуты у всех оппонентов и завоевал очередную, уже 58-ю победу на «Дакарах». Фирдаус и Алеш Лопраис опять шли практически в одном темпе, и отчаянные рывки чеха, отправившегося в путь сразу же после нашего гонщика и видевшего через ветровое стекло «спину» идущего КАМАЗа, не приносили успеха. За 13 км до финиша Лопраис ещё выигрывал у камазовца 49 секунд, но затем Фирдаус с лёгкостью и с запасом отыграл эту «фору» и записал свою фамилию на вторую строчку – как в протоколе этапа, так и в таблице общего зачёта. Эдуард Николаев, стартовавший несколько позже первой пятёрки, всю дистанцию держался на четвёртом месте и в итоге поднялся до пятой ступеньки по сумме трёх этапов. Ильгизар Мардеев продолжил свой локальный спор во «втором эшелоне» и сохранил позицию в первой десятке.

Сегодня, 5 декабря, гонка переберётся на территорию Чили.

Результаты третьего этапа в классе грузовиков

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 2:57:36 0:00:00
2 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 3:04:21 0:06:45
3 504 Алеш Лопраис, Милан Холань, Йозеф Калина (все – Чехия) Tatra 3:04:26 0:06:50
4 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 3:14:13 0:16:37
5 507 Франц Эхтер, Детлеф Руф, Артур Кляйн (все – Германия) MAN 3:18:37 0:21:01
6 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 3:19:51 0:22:15