«КАМАЗ» готов к труду и обороне

15 Октября 2004

Научно-практическая конференция «Основные направления использования и дальнейшего развития автомобильных базовых шасси для монтажа серийных, модернизированных и вновь создаваемых образцов вооружений и военной техники на период до 2020 года» завершилась 15 октября в ДК КАМАЗа в Набережных Челнах. 

В ее работе участвовали 157 гостей, представлявших генералитет Минобороны России, руководители крупнейших промышленных предприятий страны. На открытии выступили Начальник вооружения Вооруженных Сил РФ, заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский и Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, отметивших это событие как одно из самых масштабных среди проводимых Минобороны за последнее время. 

Осознание того, что разномарочный автотранспортный парк ВС РФ, составляющий более полумиллиона единиц, морально и физически устарел, расходы на его поддержание составляют ежегодно порядка 4,5 млрд. рублей, а модернизационный ресурс практически исчерпан, привело Минобороны к логическому выводу: выгоднее покупать новую технику, чем содержать автомобили, находящиеся в эксплуатации 15–20 лет. 

Прибыв на «КАМАЗе» и увидев более 70 образцов новой техники, генералы еще более укрепились во мнении, что с 2006 года военные должны «пересесть на новые типажи автомобилей». В связи с этим планируется, что общий заказ может составить до 150 тысяч единиц автомобильного транспорта. Основные направления совершенствования военной техники таковы: уменьшение количества базовых шасси за счет применения поагрегатной унификации; повышение технического уровня машин и снижение затрат на их содержание; упреждающие разработки и возможность применения техники в любых климатических условиях. Основные усилия планируется направить на переоснащение частей, находящихся в постоянной боевой готовности. 

Президент РТ Минтимер Шаймиев кратко охарактеризовал ситуацию на заводах оборонной промышленности республики (их всего 16), и заявил: «Мы рады, что за 4 года удалось поставить на ноги с помощью высшего руководства РФ „КАМАЗ“, заложенный в прямом смысле за 130 млн. долларов, реструктурировать 1 млрд. 200 млн. рублей долга. Практически полностью запущено оборудование, полученное по японскому кредиту, и то, что „КАМАЗ“ способен делать на нем и „Евро-4“, — действительно так». Коснувшись дискуссии на предмет того, какой вариант автомобиля — капотный или бескапотный — лучше, Минтимер Шарипович заметил: «Как инженер по этой части, я нигде не нашел преимуществ того или другого варианта. Ориентироваться на технику, которая „проще“, — не самое лучшее. Личный состав должен овладевать любой техникой, находящейся на вооружении».

По окончании работы конференции Алексей Московский, Минтимер Шаймиев, начальник ГАБТУ Владислав Полонский дали пресс-конференцию для представителей российских, республиканских и городских СМИ. 

Главная мысль, несколько раз лейтмотивом звучавшая из уст первого руководителя республики и российских генералов, — «КАМАЗ» является и останется впредь одним из основных исполнителей заказов Минобороны РФ, причем в перспективе объемы планируется не только сохранить, но и наращивать.

Алексей Московский:
- Я убежден: техническую мысль остановить невозможно. Чем больше разработок, тем больше перспектив имеет страна. Большинство типажей созданных на «КАМАЗе» автомобилей на 85 процентов унифицировано по агрегатам, по колесной и гусеничной технике — более чем на 70 процентов, а по запчастям — до 90 процентов. Это говорит о возможности массового производства на предприятии, о кооперационных связях промышленности, четкой возможности организации эксплуатации этой техники в войсках. Мы идем по линии модернизации, реализуя это направление на заводах промышленности. Позиция Минобороны, государства — выходить на более длительные отношения с производителями. Это выгодно обеим сторонам. 

«КАМАЗ» — одно из ведущих госпредприятий, поставщиков автомобильной техники как для средств передвижения, так и под монтаж оборудования. Базироваться на одном семействе было бы, наверное, неправильно, но в рамках всего того, что необходимого для переоснащения, примерно 50 процентов — потребность в технике, которую производит и разрабатывает «КАМАЗ». Балансируя свои возможности и потребности с возможностями государства, мы преследуем цель: найти правильный подход к системе заказов, и к ее активизации. 

Приоритетность «КАМАЗа» как партнера отметил и гензаказчик — глава ГАБТУ Владислав Полонский. Объемы, которые на сегодня имеет Камский автомобильный завод, исходя из наших возможностей, — самые большие, подчеркнул он. В следующем году мы планируем их наращивать, сохраняя за Камским автозаводом приоритетное положение. В классах тяжелых машин мы, к сожалению, не имеем пока независимости от производителя за пределами России. Однако, здесь мы увидели и образец полной массой 98 тонн. Коллектив автозавода работает над альтернативой за счет собственных средств, вкладывая их в перспективу.

Минтимер Шаймиев:
- Довольно долго не предпринималось конкретных шагов, чтобы приступить к реализации крупных проектов. Сегодняшняя конференция — первая ласточка, хорошо подготовленный план действий на предмет того, каким образом и какую технику производить. Нам в Татарстане удалось сохранить военные мощности, и они становятся востребованными. Чем быстрее страна примет кардинальные решения, начнет перевооружать армию, тем быстрее и с меньшими издержками удастся реализовать государственные программы. 

Я бы сказал, что на «КАМАЗе» за последнее время, с приходом Сергея Когогина, произошли радикальные, не побоюсь такой оценки, изменения. Он не привел с собой команду, но камазовская команда начала работать по-новому. Вчерашняя выставка показала, и с это оценили и Алексей Михайлович Московский, и Владислав Александрович Полонский: за такой короткий срок создано очень много модификаций автотехники. Выбор у потребителя есть. Но, самое главное, «КАМАЗ» дает хорошие темпы роста, продукция востребована не только в СНГ. За этим стоит огромная работа в условиях конкуренции. Очень важно, что «КАМАЗ» может выполнить любой заказ Минобороны. На сегодня есть возможность рассмотреть вопросы не только по перспективам обеспечения техникой тяжелого семейства, но и «отойти влево», то есть поставлять военным и малотоннажники. А что «КАМАЗу» необходима дополнительная рабочая сила, около 3 тысяч квалифицированных специалистов, это для меня в какой-то степени даже неожиданность. 

Президент заметил, что на сегодня между предприятиями — акционерными обществами в рыночных условиях действуют очень строгие правила при расчетах за изготовление продукции, и в этом смысле «Минобороны — неплохой, но не лучший плательщик». Правда, Начальник вооружений сказал, что текущих долгов у Минобороны практически нет, а что касается долгов прошлых лет, то в 2004 году за счет помощи федерального бюджета планируется рассчитаться с ними полностью.

Отметил Минтимер Шаймиев участие «КАМАЗа» и во всех сферах жизни Челнов — будь то строительство жилья («самое больное место города») или ввод в строй городских объектов — органного зала и ледового дворца.

Подводя итог, Президент еще раз подчеркнул, что «КАМАЗ» сегодня готов выполнить любые стратегические и тактические задачи.