«КАМАЗ» предложил Европе партнерство

13 Апреля 2005

Сегодня в немецком городе Ганновер, в рамках выставки промышленных технологий «Hannover Messe 2005», состоялось открытие Российского промышленного форума. В ходе работы форума перед гостями и участниками выступят представители отечественных компаний, которые озвучат свои предложения и планы по взаимовыгодному сотрудничеству с европейскими партнерами. Одним из первых на форуме свой доклад представил «КАМАЗ», от имени которого выступил заместитель генерального директора компании по компонентам Ирек Гумеров.

В самом начале своего выступления Ирек Гумеров обратил внимание собравшихся на то, что «КАМАЗ» — одна из самых динамично развивающихся автомобилестроительных компаний России. В 2004 году «КАМАЗ» вышел на годовой оборот в размере 1 млрд. ?, а выпуск различных товарных групп (грузовых автомобилей, автобусов, двигателей, прицепов и полуприцепов) увеличился на 15–25%. Также заместитель генерального директора отметил, что «КАМАЗ» с момента своего рождения тесно сотрудничает с предприятиями Западной Европы, в частности, со станкостроителями Германии: «Либхерром», «Нагелем», «Маузером», «Гильдемайстером», «Хюллер-Хилле» и др. В последние годы у «КАМАЗа» в Германии появились новые партнеры: ZF, Bosch, Deutz, WABCO, Tissen, STE, RBL и Knorr Bremse. К примеру, доля автомобилей КАМАЗ с коробкой передач ZF в 2005 году составит около 13% от общего объема выпуска грузовиков, а автомобили тяжелого семейства уже комплектуются исключительно коробками передач ZF. Растет объем сотрудничества и с фирмой Bosch: в текущем году планируется оснастить топливной аппаратурой этой компании не менее 5 000 автомобилей — это около 15% от производственной программы «КАМАЗа».

По словам Ирека Гумерова, на пути дальнейшего развития сотрудничества между «КАМАЗом» и европейскими производителями стоит ряд проблем, основными из которых являются укрепление курса ?, относительно невысокие потенциальные объемы закупок и отсутствие в Евросоюзе выгодных для российских предприятий кредитных и лизинговых схем закупки оборудования.

«КАМАЗ» видит выход из сложившейся ситуации в следующем. Так как курс ? делает закупки в Европе невыгодными, европейским компаниям следует рассмотреть возможность локализации собственных производств в России. Эффект от локализации в России для различных проектов, оцененных «КАМАЗом», составляет от 10 до 40%. Минимальный эффект достигается в случае, если практически на всю локализованную номенклатуру приходится закупать новое оборудование. Если же базовое российское предприятие имеет условия для обработки хотя бы части деталей нового изделия, эффективность возрастает. Эффект от локализации будет существенно усилен, если оборудование, необходимое для неё, будет приобретаться по льготным схемам (лизинг, рассрочка платежей и т.д.).

Как правило, в расчёт бизнес-плана «КАМАЗ» закладывает консервативный прогноз, что, с одной стороны, побуждает искать наиболее эффективные организационные и технологические решения, а с другой — является хорошей страховкой от рисков. В частности, объём производства коробок передач «ZF», заложенный 2 года назад в бизнес-план, теперь выглядит заниженным, а это значит, что по факту все показатели будут гарантированно перевыполнены и эффект совместного проекта окажется значительно выше ожидаемого. Сегодня мы уже отчетливо видим, что решение ZF идти на российский рынок, принятое больше года назад с определенной долей риска, на самом деле оказалось оптимальным.

Развитие европейских лизинговых и кредитных схем, ориентированных на российских покупателей, приведет, считает Ирек Гумеров, к увеличению продаж оборудования станкостроительными компаниями Германии. С другой стороны, это создаст более благоприятные условия для создания в России производств комплектующих изделий для автомобильной промышленности ведущих германских производителей. Если же кредитование и лизинг для российских компаний в скором будущем не получат должного развития в странах Евросоюза, предприятия, подобные «КАМАЗу», будут вынуждены обращаться на азиатский рынок. Это, по словам Ирека Гумерова, не самый лучший вариант развития событий для «КАМАЗа». Технический уровень оборудования, производимого в Японии и Корее, нередко отстает от германского.

В заключение Ирек Гумеров отметил, что «КАМАЗ» уже включился в мировой рынок и уже имеет опыт работы по его правилам. Менеджеры компании имеют высокий уровень профессиональной подготовки, знакомы с опытом работы западных предприятий, способны вести диалог, просчитывать эффективность проектов, взвешивать риски и противодействовать им. В штате компании также имеются высококвалифицированные рабочие, умеющие работать на самом современном оборудовании. Так что «КАМАЗ» открыт для сотрудничества в любых формах на взаимовыгодных условиях.

Российский промышленный форум в числе прочих гостей сегодня посетил председатель правления компании ZF Sachs AG Ханс Георг Хэртнэр. В своем интервью журналистам он заявил, что во время своего визита в Набережные Челны "был потрясен качеством производимой продукции и уровнем технологического развития «КАМАЗа». По словам господина Хэртнэра, первые успехи совместной работы с татарстанскими автомобилестроителями позволяют ZF наращивать объемы сотрудничества. Так, уже запланировано начало совместного с «КАМАЗом» производства сцеплений и редукторов для автомобилей с колесной формулой 4x4 под торговой маркой ZF.