Лотерея дождя

13 Января 2013

Не все экипажи внедорожников смогли преодолеть ранее отменённый для грузовиков по погодным условиям и сильно урезанный для остальных категорий гоночной техники спецучасток очередного этапа ралли-рейда «Дакар 2013» по маршруту «Сальта – Тукуман».

Грузовики доехали до города Сан-Мигель де Тукуман по дорогам для автомобилей сопровождения и техничек. Январь и февраль в предгорьях Андов с аргентинской стороны – это сезон дождей, редкий день в этой местности обходится без них. Хляби небесные разверзлись и 12 января. Видимо, именно предвидя такое развитие событий, и было заранее принято решение не задействовать тяжёлую технику на наиболее уязвимом участке допа. Однако ожидали одно, а получилось гораздо хуже: непролазной стала практически вся трасса.

Тем не менее, остальные боевые единицы ралли приняли старт на спецучастке с 287-го километра его первоначальной дистанции. Лишь наиболее удачливые гонщики в классах мотоциклов и квадроциклов смогли проскочить оставшиеся 132 километра слякоти и вновь образовавшихся «водных преград». Большинство же потеряло здесь очень много времени и сил.

Когда на 86-ом километре появились первые внедорожники, каким-то чудом сумевшие не застрять в образовавшихся болотах, организаторы ралли «вывесили красный флаг», то есть прекратили гонку на этапе. «Ввиду метеорологического Армагеддона» – так объяснили это решение. Первая тройка победителей записала в свой актив показанные ими часы, минуты и секунды, остальным (во главе с самим Стефаном Петранселем!) - скопом и «на глазок» - определили фактическое отставание прославленного француза от своего соотечественника Герлена Шишри, объявленного победителем этапа, – 12 минут 15 секунд. Кого-то это устроило вполне, но были и недовольные.

По традиции, на главном перевале «Дакара» мы называем промежуточных лидеров и в других, негрузовых категориях и классах. На восьмом этапе в стане мотоциклистов произошла очередная лотерейная перетряска турнирной таблицы. Первые три строчки гоночного рейтинга заняли записные фавориты прошлых «Дакаров»: француз Давид Кастё (Yamaha), португалец Рубен Фариа и чилиец Франсиско Лопес Контрардо (оба на КТМ). Стабильностью результатов в этом классе техники пока не отличается никто, и вся борьба ещё впереди. В этом году россиян среди мотоциклистов ралли-рейда нет.

Первые восемь этапов в классе квадроциклов прошли под диктовку аргентинца Маркоса Патронелли (Yamaha): семь из них он выиграл, а в спринтерском заезде первого этапа был третьим, уступив победителю всего несколько секунд. На этом «Дакаре» не принимает участие его брат Алехандро, в связке с которым Маркос обычно оспаривал лавры этого ралли. Другой аргентинец Томас Маффей и остальные претенденты на победу выступают явно неудачно. Сейчас, после 8 этапов, на втором месте укрепился чилиец Николас Игнасио Касале (Yamaha) с отставанием от Патронелли почти на полтора часа. За третье место идёт более упорная схватка, его на этапах поочерёдно занимают сразу несколько гонщиков.

В классе легковых внедорожников соперничество обычно бывает жёстким и непримиримым, и в этом споре на вершине турнирной таблицы считаются весомыми даже минуты и секунды. В этом году обозначились два лидера: Стефан Петрансель (MINI) в настоящий момент добился перевеса над Насером аль-Аттия (Buggy) – всего в три минуты. И это несмотря на то, что француз одержал победу в шести этапах, а катарец столько же раз был вторым, так и не взойдя ни разу на верхнюю ступень промежуточного подуима. Третье место удерживает Жиниель де Вильерс из ЮАР (Toyota), уступая лидеру 44 минуты. Но его преимущество над российским экипажем в составе Леонида Новицкого и Константина Жильцова (MINI) ещё поддаётся ликвидации – менее пяти минут. Здесь та же картина, что и в первом дуэте: южноафриканец шесть раз был третьим на этапах, а наши соотечественники – столько же раз на четвёртом месте.

Всегда вызывает интерес любителей автомотогонок участие женщин. Увы, с каждым годом их становится на мировых соревнованиях всё меньше и меньше. Нет, не трудности гонки пугают смелых и отважных «красавиц на колёсах»! Трудно стало найти спонсоров. В этом смысле, видимо, как-то проще каталонке Лайе Санс на двухколёсном GAS-GAS: ведь за свою спортивную любимицу стоит горой вся её Родина – очень патриотичная и достаточно независимая от Мадрида территория нынешней Испании. Для мотоциклисток считается хорошим результатом вхождение в компанию первых сорока гонщиков-мужчин на «Дакаре». Симпатичная и жизнерадостная Эулалия (её полное каталонское имя) пока справляется с этой задачей, идёт на 34-ом месте.

Итальянская квадроциклистка Камелия Липароти (Yamaha), ещё одна стойкая дакаровка, тоже стремится выполнить «женский норматив-максимум» в своём классе – войти в число топ-десять. Сейчас её имя и фамилия на 14-ой строчке рейтинга, но дефицит времени перед замыкающим десятку сильнейших Томасом Маффеем составляет уже 1 час 20 минут.

Лучшая женщина-пилот грузовика на внедорожных гонках за последние годы – португалка Элишабет Жасинту. К тому же она одна из немногих оставшихся в мировой спортивной обойме представительниц прекрасной половины человечества в этом гоночном амплуа. Но она выступила на «Африка Рейс 2013», где заняла третье место. А на «Дакаре 2013» её заменить было некому. Та же картина и во внедорожниках: латиноамериканская гонка особую любовь к женщинам не испытывает.

Между тем, в Тукумане сейчас идёт традиционная воскресная профилактика и ремонт техники так называемого выходного дня. А в этом году – ещё и отмывка от грязи прошедшего этапа. Небесные хляби могут разверзнуться ещё завтра, по дороге назад в Чили. А по ту сторону Андов погода вряд ли помешает проведению хотя бы нескольких полноценных этапов. Там сейчас жаркое и засушливое лето.