Лотерея в Атакаме

10 Января 2012

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из города Антофагаста (Чили):

– Лежащая между Тихим океаном на западе и Андами на востоке, пустыня Атакама богата на своеобразные рекорды. Русла рек остаются сухими на протяжении сотен тысяч лет. Атакама – самая сухая пустыня земного шара.

В 2003 году американцы провели здесь тесты по поиску признаков жизни в почве, аналогичных тем, что делались на других планетах. Учёные не нашли ничего! Пустыня поднимается местами до 3000 метров над уровнем моря. Немногочисленные оазисы расположены в основном в долинах небольших речек, питающихся водами горных ледников. Несомненно, одним из таких оазисов является Антофагаста, второй по величине город Чили с населением чуть более 300 тысяч. Сюда сегодня прибыл караван «Дакара».

Город известен своим шумным портом, который до Тихоокеанской войны 1879-1884 годов принадлежал Боливии и служил её главными экспортными воротами. Сейчас Боливия не имеет выхода к Тихому океану. Но страна борется за то, чтобы ралли «Дакар» прошло в следующем году и по её территории.

По слухам, циркулирующим на бивуаке гонки «Дакар-2013» будет стартовать в одном из городов Аргентины, и после 14 этапов в Аргентине, Боливии и Чили финиширует в чилийской столице Сантьяго. Такие вот планы, которые, возможно, огорчат тех, кто ещё надеялся на возвращение гонки в Африку.

Вернемся в Атакаму, на трассу восьмого этапа ралли «Дакар». Спецучасток протяженностью 477 километров не совсем «камазовский» – песков практически нет, только каменистая пустыня да солончаки (кстати говоря, отсутствие здесь классических африканских песчаных эргов – главная причина, по которой южноамериканский «Дакар» критикуется многими спортсменами).

Перепады высот от 1200 до 3000 метров. На допе 3 контрольные точки: на 65-м, 119-м и 316-м километрах (для тех, кто следил за гонкой по Интернету, таких временных отсечек было девять – прим. Пресс-службы «КАМАЗа»). Почти сразу после старта – неприятная новость для команды «КАМАЗ-мастер». Стоит экипаж Андрея Каргинова. Проезжавшим мимо камазовским экипажам махнул рукой, мол, справимся сами. Справились, но потеряли около получаса времени. Проблема оказалась в системе подкачки шин. Лопнули пневматические шланги. Ситуация к концу допа усугубилась вторым пробитым колесом. В итоге Андрей Каргинов, давший всем болельщикам после песчаного спецучастка в Копьяпо надежды на хороший результат, приходит на финиш с отставанием от лидера Алеша Лопраиса в 1 час 10 минут!

Артур Ардавичус, Айрат и Ильгизар Мардеевы весь этап ехали достаточно уверенно. Более того, время Ардавичуса было лучшим на двух контрольных точках. Почти впритык за ним следовали Лопраис, де Рой и Стейси. Хорошее время прохождения показывал и Мики Биазон.

За несколько километров до финиша у камазовских экипажей начинается фатальное невезение с шинами. Меняли колеса все!

На автомобиле Tatra Алеша Лопраиса резина почти лысая, шашечки стерлись вчистую. Сам Алеш утверждает, что слышал, как лохмотья шины стучат по крыльям. Но ведь не проколол! «Мне очень повезло», – говорит чех.

Смотрим фотографии этапа – марсианские пейзажи, пыль и острые камни, как после метеоритного дождя. Трасса во многих местах проложена по руслам высохших рек. Очень узкая и извилистая. Камни превращают гонку в лотерею – кому-то повезёт, а кому-то нет.

По признанию штурмана Вячеслава Мизюкаева, не очень много и традиционных для «Дакара» навигационных задач:

– Мне как штурману все понятно. Большие привязки. Много следов. Сложностей из-за навигации нет никаких. Ехали быстро, в привычном для Ильгизара темпе. Обогнали IVECO Пепа Вилы, видели стоявший GINAF. Кажется экипаж возился то ли с коробкой, то ли со сцеплением. Судя по запаху, который мы почувствовали проезжая мимо, у него сгорела трансмиссия или были проблемы с тормозами. В общем, всё шло хорошо. И колёса мы берегли, как могли, но всё равно не повезло.

По всей видимости, не смог договорится с камнями и Артур Ардавичус. Со свойственным ему чувством юмора Артур выдает подробности:

– На старте передо мной были де Рой, Лопраис, Андрей Каргинов и ван Гинкель. Ван Гинкеля я запомнил с прошлого «Дакара». Едет сильно и уступать не любит. Я понял сразу – будет либо уходить в отрыв, либо мешать мне. С самого старта я для себя задачу поставил. Мне надо было его «скушать» первым делом. Потом, думаю, мне дорога будет свободная, не буду ни с кем бодаться, а буду просто догонять. С самого старта я нажал, чтобы подобраться к нему. Посидел немного на хвосте. Ждал, где можно обогнать. Он держал меня метров 300-400. Из-за пыли я не мог по нему ориентироваться. У меня не было данных о дороге, я не видел где его подбрасывает, где его переставило… И тут Бог послал нам огромное поле с камнями, дороги не было вообще, оффроудная секция. Я просто пошёл на абордаж и мы его обошли.

– Семён Семёнович тебя бы за это не похвалил.

– Ну… Камни меня любят. Мы же дети камней и пустынь. Я с ними поговорил: давайте, выручайте, надо…Мы ван Гинкеля в итоге благополучно обошли. Он после нас на дорогу вышел, наверно, только минуты через две. Путь нам открылся чистый, без пыли, без камней. Мы ещё больше нарастили темп. И где-то на 250 километре я увидел большую пыль. Это был де Рой. Подбирался к нему минут 20. И в тот момент, когда я его достал, он в свою очередь догнал Лопраиса. Здесь уже я пристроился и решил держаться за ними. Но мне не повезло. Проглядел камень – пробил колесо. Я после этапа специально ходил посмотреть колёса де Роя. Выглядят непобитыми. Хотя они используют такую же резину, что и мы.

– Может, у него подвеска настолько мягкая, что позволяет сохранять шины?

– У него стоит двухлистовая рессора и амортизаторы со встроенными пружинами. Может, это и работает. Позволяет ему быстро «проглатывать» удары о камни. Но всё же, я считаю, причина в мастерстве, и мне точно ещё есть над чем поработать.

Руководитель команды Семён Якубов считает, что, несмотря на потери времени при замене колёс, его подопечные держали сегодня хороший темп. Отмечает хороший пилотаж Жерара де Роя, который, несмотря на остановку, смог потом ускориться, наверстать потерянное время и сохранить лидерство в общем зачёте.