Малый автобус на шасси КАМАЗ будет выпускаться серийно

11 Ноября 2005

Еще до конца 2005 года «КАМАЗ» изготовит 50 специальных автобусных шасси КАМАЗ-3297 для автобуса малой вместимости НЕФАЗ-3299. Это будет первая серийная партия малых автобусов, выпускаемых ОАО «КАМАЗ» и его дочерним предприятием в Башкортостане ОАО «НЕФАЗ». 

Об этом заявил первый заместитель генерального директора — исполнительный директор ОАО «КАМАЗ» Васил Каюмов на митинге по случаю выпуска трехтысячного с начала сборки в 2001 году шасси модели КАМАЗ-5297 для автобусов большой вместимости. Митинг состоялся в обеденный перерыв первой смены. Трудовой коллектив производства автобусных шасси и руководство автомобильного завода приветствовали также директора заводов «КАМАЗа» — смежников производства автобусных шасси. Среди почетных гостей был и заместитель генерального директора ОАО «НЕФАЗ» по развитию автобусного производства Булат Хабибуллин. Именно Нефтекамскому автозаводу, основному производителю автобусов большой вместимости на базе камских шасси, будет отправлен «виновник» этого торжества. 

«Вчера, 10 ноября, — сказал также Васил Кадымович, — Президент РБ Муртаза Рахимов уже вручил в Уфе эксплуатационникам Башкортостана первые три автобуса НЕФАЗ-3299, собранные в Нефтекамске. Президент очень лестно отозвался о новых автобусах. Итак, малый автобус пошел в работу!»

Заметим, что несколько образцов автобусов НЕФАЗ-3299 участвовали также и в обслуживании гостей праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию Казани в августе этого года.

НАША СПРАВКА. Автобусная тематика в деятельности ОАО «КАМАЗ» впервые появилась десять лет тому назад: была принята соответствующая корпоративная программа. Разработка первого шасси для больших городских, пригородных и междугородных автобусов завершилась в 1997 году. «За основу» для автобусного КАМАЗа-5297 было взято шасси тяжелого грузовика КАМАЗ-6520. Сначала производство автобусных шасси размещалось на площадях ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», там были собраны первые 150 шасси, а в феврале 2001 года производство переведено в сдаточный корпус автомобильного завода.
После создания в 2001 году совместного с дочерним предприятием в Башкортостане, ОАО «НЕФАЗ», производства автобусная программа «КАМАЗа» получила постоянную и серийную прописку. Производство в Нефтекамске с самого начала оснащалось самым современным оборудованием. 6 декабря 2000 года прошла презентация первого опытного образца городского пассажирского автобуса НЕФАЗ-5299 на 114 пассажирских мест. Уже через полгода началось его серийное производство. На базе городского автобуса был разработан пригородный вариант. В августе 2001 года первый такой автобус НЕФАЗ-5299–01 приобрели нефтяники Республики Башкортостан. Третьей серийной моделью стал междугородный автобус, на его базе был создан также автобус в северном исполнении.
В августе 2003 года на V1 Московском международном автосалоне была представлена пятая модель — полутораэтажный междугородный автобус класса «Турист» НЕФАЗ-52991 повышенной комфортабельности, который получил Диплом I степени в номинации за лучший дизайн.
4 октября 2002 года, в канун 25-летнего юбилея «НЕФАЗа», сдана в эксплуатацию вторая очередь производственных площадей, на которых размещен уникальный лакокрасочный комплекс производства немецкой фирмы USF-OLT с применением оборудования фирмы WAGNER. Введение в строй этого комплекса позволило выйти на проектную мощность производства — 1000 автобусов в год.
География поставок автобусов на шасси КАМАЗ обширна и постоянно расширяется. Республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртия сделали свой выбор в пользу НЕФАЗов. Автобусы работают более чем в 30 регионах страны. О нефтекамских автобусах узнали в Украине и Казахстане. В августе 2005 года в г. Кокшетау открыто второе в Казахстане сборочное производство (первое — в г. Алматы), где из сборочных комплектов деталей, поставляемых из Набережных Челнов, собираются и автобусы НЕФАЗ.
В настоящее время разработаны и выпускаются 8 основных моделей автобусов 5 классов: городские, пригородные, междугородные, в северном исполнении, туристические — на 20 различных комплектациях специального шасси. Все автобусы оснащаются дизельными или газовыми двигателями «КАМАЗа» и других европейских фирм, соответствующими требованиям международных экологических стандартов «Евро-2». По заказу потребителя возможно применение моторов уровня «Евро-3», а также дополнительная комплектация узлами, агрегатами и спецоснасткой других фирм.

Производство автобусных шасси «КАМАЗа» — одно из наиболее динамично развивающихся производственных подразделений компании. Если в 2003 году было выпущено 650 шасси, то в прошлом году — 909, а за 10 месяцев текущего года — 947 ед. «В этом году, — заявил Васил Каюмов, — будет выпущено более 1100 автобусных шасси, то есть прогнозный показатель бизнес-плана компании по этой статье будет перевыполнен почти на 19%. Сегодня автобусные шасси КАМАЗ востребованы не только в России: они отгружаются, кроме Нефтекамска, в Казахстан и Украину, отправлены первые образцы шасси в Пакистан, предполагаются поставки в Индию».