Марафон – за камазовцами!

9 Сентября 2009

Два ведущих экипажа команды «КАМАЗ-мастер» одержали уверенную победу на самом длинном и быстром скоростном участке ралли «Шёлковый путь — 2009».

Четвёртый этап «Уральск — Бейнеу», общая протяжённость — 876 км, длина спецучастка 580 км.

Та часть современной казахстанской степи, в которую въехал караван ралли, хотя всё ещё мало заселена, но уже опутана весьма сложной дорожной сетью. Для оптимального прохождения проложенной в ней трассы пилотам и штурманам потребовалось сконцентрировать всё свое внимание. Естественных или созданных человеком и видимых издалека ориентиров в этой равнинной местности почти что нет, поэтому у экипажей, даже у признанных мастеров внедорожных гонок, были определённые сложности с навигацией. Весь путь пролегал вдоль развалин древних поселений. Часть трассы проходила по твёрдым глинисто-песчаным дорогам, другая часть — по узким каменистым «тропам». Кое-где гонщикам попадался и вязкий песок с дюнами, пока ещё небольшими — высотой 3–5 метров.

Экипаж Владимира Чагина, победитель предыдущего этапа и лидер гонки в классе грузовиков, стартовал на 6 минут раньше своего ближайшего преследователя Герардуса де Роя. Амбициозный голландец, обещавший накануне, что даст бой многократному чемпиону «Дакара» на этом марафонском этапе, сразу же рванулся вперёд на максимально возможной скорости и ещё до первой контрольной отметки на 218-ом километре настиг камазовца, то есть выигрывал у него эти самые 6 минут.

Однако затем сработала одна из закономерностей марафонских гонок: кто зарится на слишком многое и хочет получить всё сразу, тот теряет даже то, что уже имел. И самое «популярное» наказание жёсткой и каменистой трассы за превышение реальных возможностей автомобиля — прокол колеса. Отсечка времени на втором контрольном пункте (506-й километр «специаля») показала: Владимир Чагин не только вернул упущенное вначале, но и «привёз» голландско-бельгийско-польскому экипажу дополнительно ещё около 7 минут. Остальное было, как говорится, делом техники, и этот разрыв сохранился до самого финиша.

Из других участников лучше всего распорядился создавшейся в результате этой «разборки» лидеров возможностью экипаж Фирдауса Кабирова. В результате чемпион «Дакара-2009» и его товарищи не только победили на этапе, но и передвинулись на второе место в общем зачёте, оттеснив де Роя-младшего. Напомним, что на предыдущем третьем этапе этот экипаж в точно такой же манере шагнул с четвёртого места на третье.

Фирдаус Кабиров оценил трассу этого этапа как «типично марафонскую»: «Сегодня был самый длинный и, наверное, самый скоростной участок гонки, — сказал он. — Средняя скорость — около 100 км/час. Трасса была извилистой и глубокой. Иногда машину инерцией выкидывало из колеи, и при возвращении в колею она испытывала мощные удары. Этап в целом удовлетворяет уровню „Дакара“. Такие трассы можно встретить, например, на юге Мавритании. На этот раз у нас не было проблем с обгонами, и мы смогли показать хороший результат. Было много ошибок в навигации, но мы потеряли на них немного времени — возможно, несколько минут. Андрей Мокеев впервые едет штурманом, поэтому нам требуется некоторое время для того, чтобы всегда выбирать правильный курс».

В одиночку марафонские ралли, как известно, не выигрываются, победить здесь может только команда — сплочённая и тактически грамотно ведущая борьбу. Отлично пройдя четвёртый этап, занял своё привычное место в гонке — «вплотную к лидерам» — экипаж первой «быстрой технички» команды «КАМАЗ-мастер» под руководством Ильгизара Мардеева, серебряного призёра «Дакара-2007».

Ответственная роль по обкатке новой техники команды в условиях полноценного ралли, не уступающего по сложности этапам «Дакара», поручена экипажу Эдуарда Николаева, и камазовцы справляются с ней успешно. Тактически правильным было прохождение трассы этого этапа и в исполнении молодёжного экипажа команды «КАМАЗ-мастер» с пилотом Айратом Мардеевым. Заключительная часть этапа показала, что их КАМАЗ при необходимости может и прибавить в скорости. Ребята не только готовят себя к будущим сражениям в условиях бездорожья, но и попутно решают важную стратегическую общекомандную задачу.

Первое серьёзное испытание марафонской дистанцией с честью выдержали и два туркменских экипажа на КАМАЗах. Выступление дебютантов подобных ралли находится под пристальным вниманием специалистов и самих гонщиков, которые дают им весьма высокую оценку. Они отмечают также, что с точки зрения скоростных качеств грузовики, подготовленные командой «КАМАЗ-мастер», не уступают даже легковым автомобилям. Так, Фирдаус Кабиров проехал четвёртый этап быстрее, чем француз Кристиан Лавьей на автомобиле Nissan, занимающий пятое место в своём классе.

Среди легковых автомобилей и джипов этот этап выиграл экипаж испанца Карлоса Сайнца на автомобиле Volkswagen Touareg. Однако экипаж Насера Аль-Аттия по-прежнему остаётся лидером в общем зачёте. Катарец и сегодня по ходу гонки шёл быстрее своего товарища по команде, но его подвёл всё тот же прокол колеса.

Караван грузовых и легковых автомобилей финишировал в посёлке Бейнеу Мангистауской области Казахстана. Здесь, неподалёку от палаточного городка, местные жители установили свои юрты, где для всех участников и гостей марафона были приготовлены традиционные национальные блюда — плов и бешбармак. Вечером перед гонщиками с концертной программой выступили местные музыкальные коллективы.

Сегодня состоится пятый этап по маршруту «Бейнеу-Жанаозен». Впереди — каменистые трассы Казахстана и плато Устюрт, где, как утверждает «дорожная книга» ралли, встречаются даже «лунные пейзажи»…

Результаты четвёртого этапа

Поз. Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 Фирдаус Кабиров (Россия)
Андрей Мокеев (Россия)
Анатолий Танин (Россия)
КАМАЗ 05:54:07 00:00:00
2 Владимир Чагин (Россия)
Сергей Савостин (Россия)
Ильдар Шайсултанов (Россия)
КАМАЗ 06:04:09 00:10:02
3 Герард де Рой (Нидерланды)
Том Колсул (Бельгия)
Дарек Родевальд (Польша)
IVECO 06:11:00 00:16:53
6 Ильгизар Мардеев (Россия)
Станислав Погожих (Россия)
Каргинов (Россия)
КАМАЗ 06:28:07 00:34:00
10 Эдуард Николаев (Россия)
Вячеслав Мизюкаев (Россия)
Айрат Исрафилов (Россия)
КАМАЗ 07:09:50 01:15:43
11 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)
Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)
Сергей Ермолин (Туркменистан)
КАМАЗ 07:34:24 01:40:17
13 Айрат Мардеев (Россия)
Роберт Аматыч (Россия)
Игорь Девяткин (Россия)
КАМАЗ 08:19:33 02:25:26
14 Иса Маммедов (Туркменистан)
Муслим Мамметалиев (Туркменистан)
Алым Худайкулиев (Туркменистан)
КАМАЗ 08:37:11 02:43:04

Классификация по сумме четырёх этапов

Поз. Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 Фирдаус Кабиров (Россия)
Андрей Мокеев (Россия)
Анатолий Танин (Россия)
КАМАЗ 09:52:15 00:00:00
2 Владимир Чагин (Россия)
Сергей Савостин (Россия)
Ильдар Шайсултанов (Россия)
КАМАЗ 09:54:48 00:02:33
3 Герард де Рой (Нидерланды)
Том Колсул (Бельгия)
Дарек Родевальд (Польша)
IVECO 10:01:40 00:09:25
4 Ильгизар Мардеев (Россия)
Станислав Погожих (Россия)
Каргинов (Россия)
КАМАЗ 10:35:39 00:43:24
7 Эдуард Николаев (Россия)
Вячеслав Мизюкаев (Россия)
Айрат Исрафилов (Россия)
КАМАЗ 11:16:44 01:24:29
11 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)
Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)
Сергей Ермолин (Туркменистан)
КАМАЗ 12:14:46 02:22:31
13 Иса Маммедов (Туркменистан)
Муслим Мамметалиев (Туркменистан)
Алым Худайкулиев (Туркменистан)
КАМАЗ 13:15:54 03:23:39
14 Айрат Мардеев (Россия)
Роберт Аматыч (Россия)
Игорь Девяткин (Россия)
КАМАЗ 13:24:18 03:32:03