МЧС ориентируется на «КАМАЗ»

28 Апреля 2004

Таково краткое резюме рабочего совещания в Набережных Челнах, проведенного 26–27 апреля в рамках развития сотрудничества между Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и ОАО «КАМАЗ».

Это была первая из нескольких, запланированных на апрель и май встреч ведущих менеджеров и специалистов «КАМАЗа» с ответственными руководителями всех шести региональных центров МЧС РФ — солидного корпоративного клиента компании, с которым поддерживаются давние и прочные деловые связи. Достаточно сказать, что популярный нынче внедорожник многоцелевого назначения КАМАЗ-43118 был разработан в свое время по заказу и при непосредственном участии этого министерства, а первая серийная партия этих вездеходов была отправлена именно его подразделениям.

В автоград приехала делегация Приволжско-Уральского регионального центра МЧС под руководством начальника автослужбы полковника Сергея Ярина. На совещании были представлены по существу все службы материально-технического обеспечения МЧС на Урале и в Поволжье на уровне заместителей министров и председателей государственных комитетов по чрезвычайным ситуациям в областях и республиках. 

Гостям автогиганта была устроена встреча в генеральной дирекции. Затем они побывали в ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», где, в частности, производятся спецнадстройки для пожарных и аварийно-спасательных машин, и высказали конструкторским службам «КАМАЗа» и руководству КИСМ конкретные предложения по дальнейшему развитию и производству этого вида диверсификационной продукции. Было организовано также посещение корпуса ЗАО «Ремдизель», занимающегося капитальным ремонтом двигателей КАМАЗ и готовящегося освоить другие виды специализированных услуг потребителям камских большегрузов. Во время осмотра экспозиции производимой «КАМАЗом» техники в департаменте развития и внедрения новых разработок военачальники МЧС проявили особый интерес к новейшим образцам модельного ряда КАМАЗов. Была выражена, например, заинтересованность в приобретении пожарных машин с трехкубовой цистерной и других видов спецтехники на базе малотоннажных шасси КАМАЗ-4308 и КАМАЗ-4307 — с тем, чтобы полностью заменить устаревший автопарк на базе ЗИЛов.

Здесь же в ДРиВНР прошло и заключительное совещание. Его участников приветствовал заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Анатолий Самаренкин. В своем выступлении он особо подчеркнул основные конкурентные преимущества ОАО «КАМАЗ» на российском рынке — это качество изготовления автомобилей, разветвленная сеть дилеров и фирменных автоцентров, организация гарантийного обслуживания и оперативного пост гарантийного сервиса по всей территории России.

О разработке и производстве новых моделей грузовых автомобилей и двигателей к ним рассказали главный конструктор по автомобилям ОАО «КАМАЗ» Анатолий Жабин и главный инженер ОАО «КАМАЗ-Дизель» Николай Светличный. Об огромном потенциале развития и размахе конструкторской мысли на «КАМАЗе» говорит и тот факт, что в компании ежегодно разрабатываются и осваиваются более 200 новых комплектаций КАМАЗов по заказам Торгово-финансовой компании и заявкам корпоративных и других крупных потребителей. «КАМАЗ» по существу готов к переходу на оснащение своей техники только двигателями экологического уровня «Евро-2». Появление шасси КАМАЗ-65225 подняло потолок грузоподъемности камских автомобилей до 30 тонн. Расширяются все семейства большегрузов: создаются, например, самосвалы-тягачи на базе шасси КАМАЗ-6520 с самосвальным прицепом, что повышает общую грузоподъемность автопоезда до 40 тонн, то есть вдвое. Со временем появятся и полноприводные вездеходы полной массой до 40 тонн. На «КАМАЗ-Дизеле» уже в мае планируют собрать первую опытную партию двигателей уровня «Евро-3».

Оживленную реакцию представителей МЧС вызвала информация о камазовском варианте лизинга от производителя. В этом виде услуг заинтересованы все, вплоть до самых состоятельных и платежеспособных покупателей «КАМАЗа», а также государственные структуры. По предложению Минфина РФ здесь применяется особая схема расчетов между производителем и покупателем. 

В своих выступлениях руководители региональных организаций МЧС высказали много предложений и пожеланий по существу поднятых на совещании вопросов и довели до сведения камазовцев весьма полезную, интересную и даже любопытную информацию. Особенно активными в прениях были заместитель министра-начальник управления материально-технического снабжения МЧС Республики Башкортостан Владимир Лобода, его коллеги Владимир Егорычев из Свердловской области и Валентин Афанасьев из Чувашии. Было сообщено, например, о попытках конкурентов отвоевать у «КАМАЗа» хотя бы небольшие заказы и победить на тендерах и торгах с помощью банального демпинга — себе в убыток. Тем не менее, ощутимых дивидендов это им не приносит: покупатели грузовиков и производители спецкомплектации на базе автомобильных шасси вычисляют такие недобросовестные маневры на рынке с полуслова. Даже ОАО «Уралпожтехника», предприятие из того же города Миасс, что и АЗ «Урал», по настоянию потребителя отдает предпочтение камазовским шасси, поскольку они позволяют ему добиться на рынке реального коммерческого успеха и устойчиво-положительного имиджа. И отнюдь не случайно, что «КАМАЗ» увеличил в прошлом году выпуск полноприводных автомобилей в полтора раза по сравнению с 2002 годом — именно за счет доли основного конкурента в этом сегменте рынка. Местный патриотизм в бизнесе почти всегда отходит на задний план.

Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» Анатолий Самаренкин отреагировал на это недвусмысленно: «Демпинговать на своем рынке мы не будем никогда! Мы добьемся своего лучшим качеством продукции, прекрасной организацией сервиса, оперативной работой со всеми клиентами компании. Это, в конечном счете, принесет потребителю несравнимо большую выгоду, чем сиюминутная и иллюзорная экономия средств». 

Содержательное выступление Александра Наумова, коммерческого директора Казанского электромеханического завода, — предприятия, осваивающего все новые и новые виды продукции, в том числе и для подразделений МЧС, веские доводы в пользу сотрудничества с «КАМАЗом» поставили точки над i. Полковник Ярин подвел основной итог совещания: «Мы приняли окончательное решение — ориентироваться на „КАМАЗ“. И будем работать с ним напрямую, без посредников».