Можно подвести итоги

25 Декабря 2009

Заводы и подразделения «КАМАЗа» завершают выполнение производственного плана на 2009 год.

«КАМАЗ» подходит к порогу нового года с такими показателями: до конца декабря будет реализовано на рынке примерно 26 тысяч автомобилей, собрано на автомобильном заводе более 23,3 тысяч машинокомплектов и готовых автомобилей. «КАМАЗ-Дизель» выпустил почти 28,5 тысяч двигателей и силовых агрегатов. Производством изготовлено запасных частей к грузовым автомобилям и другой технике «КАМАЗа» на сумму более 3,6 млрд. рублей.

Итоги работы производственного блока компании прокомментировал первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ОАО «КАМАЗ» Юрий Клочков. Он считает, что большинство значимых событий на производстве «КАМАЗа» происходило в рамках пяти крупных проектов, реализуемых компанией. Первый – по изменению структуры управления производством – отмечен внедрением IT на основе календарного планирования и системы SAP. Второй проект направлен на изменение системы логистики, третий – системы закупок, четвёртый – системы менеджмента качества. И наконец, проводилось дальнейшее совершенствование Производственной системы «КАМАЗ».

Первые два проекта и последний, по его мнению, уже можно считать состоявшимися. Кроме того, заложены основы предполагаемых изменений по закупкам, и следующий этап работы начнётся в I квартале 2010 года. Проект по качеству также будет интенсивно продвигаться в новом году.

Одним из главных достижений «КАМАЗа» в 2009 году Клочков называет сохранение трудового коллектива и, в первую очередь, квалифицированных рабочих, занятых в основном производстве, и специалистов. К успехам года он относит и достижение результатов 2008 года в части развития Производственной системы «КАМАЗ» в условиях работы в режиме «стоп-старт», когда использовалось лишь 60% рабочего времени.

Затратив 24 млн. рублей на инвестиции в рамках развития Производственной системы, компания получила 2,4 млрд. рублей экономического эффекта. Специалисты «Даймлера» оценили скорость внедрения SAP на «КАМАЗе» как очень высокую – в два-три раза быстрее, чем в своё время у них в Германии. По словам Юрия Клочкова, в течение 2010 года система SAP будет внедрена на «КАМАЗе» стопроцентно.

Первый заместитель генерального директора отмечает возросшую активность руководства и персонала в части работы над снижением затрат и повышением производительности труда. Благодаря этому последние 4 месяца 2009 года одна нитка главного сборочного конвейера (ГСК) автомобильного завода работала в одну смену, другая – в две смены, и при этом выпускалось по 150 автомобилей в сутки. В 2008 году, при работе в 6 смен, рекорд ГСК составлял 240 машин. С проекцией на сегодняшний день это составляет 350 единиц в сутки. Иными словами, при полной загрузке мощностей в течение всего месяца ГСК «КАМАЗа» был бы в состоянии выпускать до 7 тысяч машин. Производительность труда в целом по 2009 году выросла на 20%.

В прошлые годы на «КАМАЗе» было всего 4 эталонных участка, через которые на заводах и в подразделениях внедрялась Производственная система «КАМАЗ». В 2009 году «эталонов» стало уже 105. И главное, по словам Юрия Клочкова в том, что изменилась атмосфера, изменились сами люди, которые уже не нуждаются, чтобы руководители их постоянно «стимулировали». И вообще персонал «КАМАЗа» заслуживает самых добрых слов. Люди поверили руководству компании и выдержали неритмичную работу всех подразделений «КАМАЗа» с определённой потерей материального дохода.

В 2009 году пошли в серию рестайлинговые автомобили КАМАЗ. В течение 2010 года будет осуществлён перевод всех моделей и модификаций грузовиков КАМАЗ на оснащение рестайлинговыми кабинами и другими необходимыми компонентами. «КАМАЗ» стремится, чтобы требования всех существующих и новых стандартов выполнялись ещё на стадии разработки нового продукта. Новые автомобили будут проходить весь цикл испытаний (а персонал – соответствующую подготовку), и только тогда они будут ставиться на производство.

Как известно, переход на экологические стандарты «Евро-4», внедрение которых в России, в соответствии с Техническим регламентом, было запланировано на 1 января 2010 года, будет отложено. Кризис внёс свои коррективы, и переход уже не является обязательным.

– Мы, разумеется, эту дату давно уже держали в уме, – говорит по этому поводу Юрий Клочков. – С точки зрения двигателя у нас сделано всё: есть свой мотор уровня «Евро-4», есть лицензионный Cummins. В связи с отсрочкой введения новых стандартов, график подготовки производства автомобилей КАМАЗ уровня «Евро-4» развёрстан на ближайшие полтора года.

По его мнению, продукция совместных с иностранными партнёрами предприятий оказывает на качество автомобилей КАМАЗ прямое, вполне однозначное и положительное влияние, и решение привлекать на «КАМАЗ» мировых лидеров, чтобы иметь современные компоненты с соответствующим качеством, было совершенно правильным.

Наступающий 2010 год на «КАМАЗе» решено объявить «Годом качества».

– Задачи на 2010 год ставятся самые серьёзные, – заявляет исполнительный директор «КАМАЗа». – Мы не можем выйти из кризиса с автомобилем того же качества, которое имеем сегодня. Пройдёт два-три года, и ситуация в корне изменится. Продавцы в один голос говорят: «Необходим автомобиль такой же цены, но более высокого качества». Понятно, что эту проблему не удастся решить только путём применения импортных комплектующих. Поэтому будем развивать разработку и выпуск собственных компонентов ускоренными темпами.