Мы — камазовцы, и нам сегодня — 35!

17 Декабря 2004

Началом одного из важнейших исторических, экономических и социальных феноменов ХХ века в нашей стране под названием «КАМАЗ» официально считается день выемки первого ковша земли с котлована первого корпуса будущего автогиганта. Это случилось 13 декабря 1969 года.

Партийно-правительственное постановление о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей было принято в июне того же года. И прошедшие с тех пор годы и события показали, что из 70 вариантов его размещения был выбран самый оптимальный — в Набережных Челнах. К середине 60-х годов в стране как никогда остро встала проблема грузовых перевозок автомобильным транспортом. Требовались совершенно новые и современные грузовики — комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях.

На великую стройку съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, посланцы более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм.

Изначально по плану предполагалось завершить строительство «КАМАЗа» за 20 лет. Затем сроки были пересмотрены. От знакового события, с которого ведет отсчет своей истории «КАМАЗ», и до принятия первой очереди автозавода прошло ровно 7 лет, еще немногим более 4 лет понадобилось, чтобы завершить строительство всех запланированных производственных объектов и в основном создать мощную инфраструктуру для обеспечения стабильной деятельности предприятия.

16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошла первая пятерка камских грузовиков. До конца года было выпущено более 5 тысяч автомобилей. Уже в следующем 1977 году КАМАЗы начали осваивать дороги зарубежных стран. Примечателен и такой факт: в 1986 году автомобили КАМАЗ, составлявшие лишь четвертую часть грузового автопарка страны, перевезли 60% урожая того года. В настоящее время половина автопарка стран СНГ — это КАМАЗы. На долю компании приходится более половины продаж на рынках постсоветского пространства, а также более половины продаж новых и самых современных моделей грузовиков.

«КАМАЗ» уже в первые годы своей работы начал создавать собственную сеть сервиса по всей стране. К концу восьмидесятых годов в составе ПФ «КАМАЗавтоцентр» было 210 автоцентров, сейчас, после реорганизации и оптимизации состава дилерской и сервисной сети, насчитывается 120 базовых центров. В настоящее время они становятся активно действующими дилерскими центрами по продаже автомобилей и запчастей.

Уже в 1987 году предпринят первый шаг по диверсификации производства: создано производство микролитражных автомобилей «Ока» (сейчас завод микролитражных автомобилей). В 1988 году, по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КАМАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. рублей транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. В этом же году с главного конвейера сошел миллионный грузовик.

25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе производственного объединения. КАМАЗ стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху новых экономических отношений. Как показали дальнейшие события, это был своевременный шаг, во многом способствовавший выживанию предприятия в годы экономического кризиса в стране.

Сегодня в ОАО «КАМАЗ» имеются мощности для выпуска 50 тысяч грузовых автомобилей и столько же дизельных двигателей в год. «КАМАЗ» — это второй по объемам производимой продукции автомобильный завод России и второе по значению предприятие Республики Татарстан, обеспечивающее около полвины поступлений в бюджет города Набережные Челны и более 8% — в бюджет республики. С судьбой предприятия напрямую связано благополучие более 50 тысяч человек и их семей.

«КАМАЗ»: год от года расти!

Одной из первых производственно-технических служб «КАМАЗа» стало управление главного конструктора. Формирование его персонала началось еще в марте 1970 года. Новые разработки должны были заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн. Первые модели автопоездов, седельных тягачей и самосвалов базировались на шасси КАМАЗ-5320. Начиная с 1977 года в УГК ежегодно разрабатывалась по меньшей мере одна новая модель большегруза. Так, в 1980–1982 годах появилось семейство полноприводных автомобилей и машин повышенной проходимости. В эти же годы создано второе поколение неполноприводных КАМАЗов. Отдельной главой в истории развитии продукта предприятия стало семейство армейских автомобилей «Мустанг» (КАМАЗ-4350, -5350 и -6350), которое в наши дни подвергнуто коренной модернизации и включает в себя уже 9 основных моделей и около 80 единиц спецтехники на их базе. Семейство магистральных автомобилей ведет свою родословную с 1988 года.

Сейчас диапазон грузоподъемности камазовских шасси существенно расширился, причем, как «вниз» — до 3 т, так и «вверх» — до 30 т. За последние годы выведена на рынок серия новинок — седельные и бортовые тягачи, полноприводные автомобили, низкорамные малотоннажные грузовики, автобусы «НефАЗ» на шасси КАМАЗ, двигатели для различных отраслей народного хозяйства и др. Сразу же после кризиса в конце прошлого века началось освоение в производстве семейства автомобилей с осевой нагрузкой 9 тонн на базе модели КАМАЗ-65115, семейство полноприводных автомобилей с осевой нагрузкой 6–8 тонн на основе тягача КАМАЗ-43118. В начале нашего века модельный ряд КАМАЗов пополнили автомобили повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 10–13 тонн на базе самосвала КАМАЗ-6520. Семейство городских развозных автомобилей (КАМАЗ-4308 и 4307) — еще один весомый результат труда конструкторов за последние годы. Всего «КАМАЗ» производит более 30 основных моделей и 300 модификаций и комплектаций на их основе.

Первым в России «КАМАЗ» преодолел две первые ступени экологических стандартов «Евро», недавно сертифицированы три модели двигателей КАМАЗ по требованиям «Евро-3» и получено официальное разрешение на их серийный выпуск.

В 2004 году магистральные седельные тягачи КАМАЗ начали совершать регулярные рейсы в страны Европейского Союза. Участвуя в год 35-летия в трансконтинентальном автопробеге «Лиссабон — Владивосток» на своих машинах и представив на престижном Ганноверском автосалоне автомобили европейского уровня, «КАМАЗ» уверенно заявил о своей способности и намерении ступить и на перенасыщенный разнообразной техникой рынок стран ЕС. Для этого ОАО «КАМАЗ» активно участвует в процессах интеграции и кооперации, происходящих в мировом автомобилестроении. В конструкции новых моделей грузовиков КАМАЗ используются автомобильные компоненты как собственного или российского производства, так и изготовленные общепризнанными мировыми производителями.

Амбициозные планы компании подтверждаются еще и тем, что вот уже три года подряд команда «КАМАЗ-Мастер» одерживает блестящие победы на самом представительном международном ралли «Париж — Дакар». Сегодня, в день своего 35-летия, «КАМАЗ» вновь провожает своих спортсменов на очередной «Дакар». 20 января «КАМАЗ-мастер» возьмет старт в новое ралли с главной площади страны — Красной.