Ниша для малыша

14 Ноября 2003

Сборка малыша КАМАЗ-4308 сегодня началась в сдаточном корпусе автомобильного завода. Бытового псевдонима (вроде «Газели» или «Бычка») его разработчики еще не придумали, но за освоение производства взялись очень активно. В ноябре планируется собрать двадцать пять машин, в декабре — еще столько же.

С просьбой рассказать о новой продукции поподробнее мы обратились к главному конструктору по автомобилям КАМАЗ Анатолию ЖАБИНУ.

- Анатолий Николаевич, каковы основные технические параметры новой машины и на какого покупателя она рассчитана?

- Эта машина разработана нами в двух вариантах: фургонном и бортовом, грузоподъемностью соответственно 5 и 5,5 тонны. Эксплуатировать ее предполагается прежде всего в городских условиях, что не является ограничением и для других потребителей. Поэтому основное требование к двигателю — экологичность. Мы остановили свой выбор на двигателе «Камминз» уровня «Евро-2».

Кабина модернизирована: изменился интерьер — разработаны новые панель приборов, рулевое колесо. Выполнены все основные требования по безопасности и эргономике салона, таким образом, предусмотрено все для удобства эксплуатации машины водителем. Объем кабины при этом остался прежним.

Рама — собственной разработки и изготовления. Она на порядок проще тех, которые сегодня производят на ПРЗ для грузовиков повышенной грузоподъемности. Прессоворамщики взялись за ее изготовление, тем более что у нее очень технологичная конструкция, а попросту говоря, это два прямых лонжерона, связанные несколькими поперечинами.

Задний ведущий мост и передняя ось также собственной разработки с унифицированными деталями. За основу взята главная передача переднего ведущего моста модели 4310. Повторюсь, новая машина рассчитана на городского покупателя. Дело в том, что «Газели» и «Бычки» (грузоподъемность соответственно 1,5 и 3 тонны) уже заняли определенную часть этого рынка. Но известно, что грузовики нашего класса также пользуются спросом. В эту нишу чуть раньше нас проник «МАЗ-4370» (грузоподъемность до 4,5 тонны), но у нас-то потенциал побольше. Поэтому руководством ОАО «КАМАЗ» принято решение срочно начать производство новых машин, дабы закрепить за собой этот сегмент рынка. На мой взгляд, очень своевременный шаг, он отвечает запросам рынка.

- Но для того, чтобы те первые двадцать пять машин, которые будут собраны в ноябре, кому-то продать, их ведь нужно сертифицировать?

- Безусловно. Сертификационные испытания, которые проходила наша машина в Москве, почти завершены — сейчас идет оформление документации.

В целом же испытания длились более года, в том числе и эксплуатационные, в Казани. Их результаты мы фиксировали, и при подготовке к сертификации были учтены все замечания, пожелания и рекомендации эксплуатационников.

Более того, эти двадцать пять машин ждут конкретные заказчики. То есть мы намерены адресно выставлять на рынок первые партии нашей продукции. Делается это с целью поддержки регулярной связи с заказчиками, которые должны будут присылать нам сведения о работе нашей машины, изменениях технических параметров, отклонениях от них как по отдельным узлам и агрегатам, так и по всему грузовику в целом. Мы намерены работать над повышением качества нашей продукции.

Другая причина отслеживания работы первой опытно-промышленной партии новых грузовиков — это сокращение сроков опытно-конструкторских работ (ОКР) и набор информации по их эксплуатационным качествам, чтобы в перспективе выставить на рынок машины, максимально адаптированные под запросы заказчика.

- Анатолий Николаевич, а насколько готовы производственники к началу освоения деталей и узлов данного грузовика? Не придется ли решать глобальные задачи по перестройке производства, как в годы начала сборки первых машин повышенной грузоподъемности?

- Думаю, что не придется. Во-первых, потому что данная машина конструкционно значительно проще любой из той гаммы большегрузов, которые сегодня собираются на главном конвейере. Разумеется, отдельные узлы и детали еще изготавливаются по обходным техпроцессам, идет процесс освоения. Но он не будет таким сложным и болезненным, как в случае с новыми большегрузами. Кроме того, в этом автомобиле максимально использованы узлы, производство которых освоено или было когда-то законсервировано. Плюс к тому мы стараемся внедрить здесь все те новшества, которые наработали за годы освоения современных большегрузов.

- Не может получиться так, что рынок не примет нашу продукцию по каким-либо причинам?

- Такого произойти не должно, хотя бы потому, что сами заказчики подталкивают наше производство. Они ждут машину, готовы ее купить.

Прогнозировать рынок — дело неблагодарное. Но известно, что в эту рыночную нишу наша машина от отечественных автопроизводителей вошла первой. На мой взгляд, это залог того, что данная продукция будет максимально востребована на российском рынке. Наша задача — ускорить освоение серийного производства новых машин.