ОАО «КАМАЗ»: взгляд, устремлённый в будущее

14 Сентября 2010

Сегодня генеральный директор ОАО «КАМАЗ», председатель совета некоммерческого партнёрства «Объединение автопроизводителей России» Сергей Когогин выступил в Нижнем Новгороде на межрегиональной партийной конференции «Единой России» «Стратегия социально-экономического развития Приволжья до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы».

Доклад Сергея Когогина был посвящён мерам по поддержке и развитию отечественного автомобилестроения в Приволжском федеральном округе.

Автомобильная промышленность – одна из базовых отраслей экономики ПВФО. Основные предприятия расположены в пяти республиках и областях округа и образуют так называемый «Поволжский автомобильный кластер». Кроме них автомобильный потенциал округа определяется также наличием около 300 производителей автомобильных компонентов. Утверждённая Правительством РФ Стратегия развития российской автомобильной промышленности до 2020 года ставит перед предприятиями отрасли цель создания сильной, конкурентоспособной отрасли экономики и выведения её производства на новый качественный уровень.

В связи с этим Сергей Когогин выделил три основных задачи: увеличение масштабов бизнеса, повышение конкурентоспособности и преодоление технологического отставания, повышение кадрового потенциала. Он изложил подходы и опыт работы «КАМАЗа» и других автомобильных компаний ПВФО в решении этих задач.

В частности, касаясь сферы инфраструктурных и кадровых вопросов, в качестве примеров успешного решения указанных проблем руководитель «КАМАЗа» назвал партнёрство с образовательными учреждениями региона путём создания научно-образовательного кластера «КАМАЗ-КГТУ», Поволжского кластерного университета «Автомобилестроение», корпоративных университетов «КАМАЗа», «АвтоВАЗа» и ГАЗа, а также индустриального парка «Мастер» на производственных площадях «КАМАЗа».

В сфере развития современной компонентой базы Сергей Когогин отметил, что на территорию региона пришли иностранные компании из числа ведущих мировых производителей комплектующих изделий для автомобилей. На «КАМАЗе» созданы и работают СП с такими известными фирмами как Zahnrad Fabrik, Cummins, Knorr Bremse и Federal Mogul. Генеральный директор «КАМАЗа» подчеркнул, что развитие автокомпонентных производств создаёт мультипликативный эффект в смежных отраслях с коэффициентом 2,0-2,5.

Партнёрство с мировыми производителями является залогом создания российскими предприятиями новых высокотехнологичных автомобилей, способных успешно конкурировать с продукцией ведущих зарубежных производителей.

В качестве примера стратегии развития, основанной на инновационном обновлении выпускаемого модельного ряда за счёт создания СП по ключевым компонентам Сергей Когогин назвал стратегию долгосрочного развития ОАО «КАМАЗ». Эта стратегия предусматривает выпуск до 2013 года существующего в настоящее время модельного ряда с использованием современных компонентов. При этом основные усилия будут направлены на увеличение надёжности и качества автомобилей без существенного повышения цен на них. Начиная с 2014 года, планируется выпуск автомобилей КАМАЗ нового поколения, обладающих принципиально новыми техническими характеристиками и потребительскими свойствами, соответствующими требованию мировых стандартов. И сегодня инвестиционная программа «КАМАЗа» сфокусирована на 8 основных проектах, реализация которых является залогом достижения поставленных целей и обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия в ближайшие несколько лет.

По мнению Сергея Когогина, при решении задач по созданию в РФ современных автомобильных производств государственная поддержка должна быть направлена на создание экономических стимулов как для производства, так и для спроса на высокотехнологичную, современную автотехнику. Поставленные государственной стратегией цели должны достигаться за счёт стимулирования обновления автомобильного парка, спроса на более экологичную технику российского производства, локализации производства на СП с иностранными компаниями, сохранения ключевых компетенций российских автопроизводителей.