Падёт ли рекорд Карела Лопраиса?

13 Января 2011

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин сообщает из города Чилесито (Аргентина):

– Спортивный директор Дакара Давид Кастера сказал перед стартом ралли: «Во время разведки маршрута мне больше всего понравились ландшафты, как будто сошедшие с экранов вестернов. Я думаю, участники ралли поймут, о чём я говорю, когда прибудут в местечко Чилесито, что на северо-западе Аргентины. Предгорья Анд создают ощущение присутствия на Диком Западе». С ним трудно не согласиться. Горы на фоне чистейшего синего неба… Красота здешних мест неописуема.

Ну что ж, если мы на Диком Западе, то у нас имеются два ковбоя или, как их называют в Южной Америке, гаучо: Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров.

Караван ралли покинул Чили и пересёк Анды через перевал Пасо-Сан-Франсиско, находящийся на высоте более 4500 тысяч метров. Горная болезнь гарантирована доброй половине участников ралли. На узких, грунтовых дорогах возможны пробки, именно поэтому с вечера 11 января организаторы закрыли проезд через перевал для всех автомобилей сопровождения – до тех пор, пока горную цепь не пересечёт последний «боевой» экипаж. А таковых к старту 10-го этапа осталось 228 (103 мотоцикла, 16 квадроциклов, 65 автомобилей и 44 грузовика).

На второй контрольной точке (это 115-й километр спецучастка), «синяя армада» (такое название закрепилось на ралли за КАМАЗами) довольно стабильна. Заставляют беспокоиться казахстанцы. Но позже выясняется, что после 20-минутной остановки экипаж Артура Ардавичуса на КАМАЗе продолжает движение.

У Владимира Чагина сегодня день без приключений. Победив на этапе, он снова вышел в лидеры и теперь реально угрожает побить рекорд знаменитого чеха Карела Лопраиса, уже завершившего свою карьеру гонщика, по числу общих побед на «Дакарах». У обоих пока – по шесть чемпионских титулов.

Экипажу Кабирова пришлось останавливаться дважды: в первый раз чтобы остудить двигатель, а второй раз – для замены колеса. Третий сегодня – Марсель ван Влит, четвёртый Пеп Вила, пятый Ильгизар Мардеев. Эдуард Николаев, имевший по ходу гонки несколько мелких технических проблем – шестой. Механик экипажа Владимир Рыбаков рассказывает, что вначале на одном из затяжных подъёмов перегрелся двигатель, вдобавок от высокой температуры расплавилась пневмотрубка ведущая к тормозам.

«Пришлось остановиться, остудить двигатель, – говорит Владимир, – затем всё же въехали на дюну и оказались перед песчаной воронкой, в которой сидел джип. Очень трудно было его объехать по краю, но Эдуарду это удалось сделать. Остановились, чтобы отремонтировать пневмотрубку и, видимо, когда съезжали с дюны, прокололи колесо. К счастью, мимо ехал Ильгизар Мардеев. С его помощью заменили колесо за 12 минут».

Классификация после десяти этапов

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 38:56:38 0:00:00
2 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 39:14:05 0:17:27
3 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 41:40:44 2:44:06
4 507 Франц Эхтер, Детлеф Руф, Артур Кляйн (все – Германия) MAN 43:53:04 4:56:26
5 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 44:02:48 5:06:10
8 537 Артур Ардавичюс, Денис Березовский, Жанат Жалимбетов (все – Казахстан) КАМАЗ 49:16:43 10:20:05

Предлагаем вашему вниманию интервью с главными героями гонки «Дакар-2011».

Владимир Чагин: «Это мой стандартный темп»

11 января, Копьяпо. Владимир Чагин деловит и сосредоточен. Коротко отдаёт указания механикам, тщательно осматривает автомобиль, советуется с коллегами. Свободного времени у пилота команды «КАМАЗ-мастер» практически нет, но все же удается задать ему несколько вопросов о последнем чилийском этапе гонки Дакар.

- Владимир, вчера Вы были пятым в абсолютном зачете, а сегодня не так быстры. Что случилось?

- Пришлось заниматься заменой колеса. Притом странно, что прокол случился не на камнях, а в дюнах, в песке. В дюнах никогда мы колёса не меняли. Заменили переднее правое колесо. 10 минут потеряли. Затем проблема была – оборвало трубку пневмогидроусилителя сцепления. Сначала думали, что, что-то серьёзное. Я уже подумал, что нам грозит сход, очень понервничал – сцепления нет, кончилось. Вышли из машины, начали искать – шипит воздух, причина понятна, начали быстро делать. 4 минуты простояли. А километров за 30 до финиша пропало электричество, и не работала система накачки шин. Давление было всего 2 атмосферы. Пришлось до финиша ехать медленно на низком давлении.

- Давайте сравним ситуацию в классе внедорожников, где есть Сайнс и Ал-Аттия у Фольксвагена, и ситуацию в грузовом зачёте, где есть два камазовца – Чагин и Кабиров. Сайнс и Ал-Аттия соревнуются не на шутку, даже не осторожничают. А как у вас? Может быть, было бы интереснее, если между вами была бескомпромиссная борьба?

- У нас сейчас хорошая ситуация. Есть надежда, что три наши машины будут «призовыми». Сейчас нужно эту ситуацию сохранить. Конкуренция между первыми двумя экипажами, безусловно, есть, но она аккуратная и сдержанная.

- Нужен командный результат?

- Естественно. Важно, чтобы ни один из лидирующих экипажей не вылетел из первой тройки.

- Я вчера такое наблюдение сделал, сравнил после этапа Вашу резину и резину Фирдауса Кабирова. Ваша - в клочья растрепана - понятно, что пятое место в абсолюте и 30 минут отрыва от ближайшего соперника легко не даются. А у Фирдауса Кабирова сравнительно несильно повреждена. Не слишком ли Вы рискуете на трассе?

- Нет, я еду в своем стандартном темпе, в котором ездил всегда. Конечно, чем быстрее темп, тем больше износ шин. Пример Артура Ардавичуса – другая крайность. Молодец, очень аккуратно едет для дебюта, спокойно и у него меньше износ колёс. Сейчас я держу мой стандартный темп. А неудачи, которые преследуют, они никак этим не вызваны. Я всегда так ездил и, если буду соревноваться, то буду ездить именно так. Где-то раньше везло, но вот сейчас, похоже, догоняет (смеётся).

Фирдаус Кабиров: «В этом году трасса Дакара сложнее»

11 января, Копьяпо. На последнем чилийском бивуаке беседуем с Фирдаусом Кабировым, экипаж которого был первым на этапе Копьапо-Копьяпо.

- Фирдаус, с каким настроением Вы покидаете Чили?

- С чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы на чилийских этапах (улыбается). Основная часть гонки в этом году приходится наверно на Чили. Не знаю, что будет ещё впереди, нам предстоит проехать 3 этапа в Аргентине. Но по сравнению с первой аргентинской частью гонки чилийская часть была, конечно, решающей для многих участников. Потому-то собственно и осталось менее половины от стартовавших в Буэнос-Айресе участников. Все сходы происходили, в основном, на чилийской земле. Если в предыдущие годы участники с таким важным видом говорили, что, мол, слабовата трасса Дакара по сравнению с африканским маршрутом, то, пожалуйста, в этом году организаторы сделали трассу посложнее. И пески, и каменистые пространства более сложные. Одно исключение – навигации было мало. Возможности поориентироваться в этом году нам еще не предоставили ни разу. Посмотрим, как будет в Аргентине.

- Вообще-то основное ориентирование в песках наверно происходит, а песков-то впереди вроде бы и не осталось?

- Не совсем так, просто в песках много точек, а вот на больших открытых пространствах бывает мало точек и много перекрёстков. Чем меньше точек GPS, тем будет больше возможности заблудиться, уехать не туда. А в здешних песках точки довольно часто были расставлены, буквально через каждые 5 километров. Тут уже даже если спутаешь дорогу, на точку подрежешь и выйдешь на маршрут.

- Этап Антофагаста-Копьяпо был одним из самых сложных. Многие участники приехали в лагерь только к утру. А Вам удается отдыхать между спецучастками? Высыпаетесь, как самочувствие?

- Ранний финиш, или финиш без опоздания, естественно, даёт отдохнуть. Учитывая, что нам самим техникой заниматься не приходится, силы у нас есть. Состав механиков достаточный, чтобы отремонтировать практически любую поломку. Сегодня, к примеру, приехали рано и даже успели суп приготовить и покушать.