Путин спасает отечественный автопром

19 Декабря 2008

Сегодня Премьер-министр РФ Владимир Путин провёл на «КАМАЗе» совещание по стабилизации и оздоровлению ситуации в автомобильной промышленности страны.

Перед совещанием он посетил научно-технический центр «КАМАЗа». Премьеру продемонстрировали образцы новых гражданских автомобилей КАМАЗ, а также — тягачи, самосвалы, виды военной бронированной техники, предназначенной для организации связи и разведывательных операций в войсках.

Владимир Путин разговаривал с рабочими, интересовался условиями труда, настроением, попросил рассказать о том, что их беспокоит в настоящий момент. В ответ он услышал, что беспокоит одна проблема — как преодолеть кризис, а условия труда были и остаются нормальными. Двух рабочих — слесаря Вазыха Абдулганиева и токаря Гадельхана Хамматова — Премьер-министр РФ пригласил поучаствовать в совещании, проходившем в генеральной дирекции «КАМАЗа».

Открывая совещание, глава федерального правительства изложил комплекс основных мер по поддержке отечественного автопрома.

«Автомобильная промышленность, — отметил он, — один из ключевых секторов российской экономики. Глобальный кризис ударил по всему мировому автомобилестроению. Ведущие автопроизводители, которые десятилетиями „задавали моду“ на мировом рынке, находятся на грани банкротства. По последним данным, в ноябре продажи новых автомашин снизились в Великобритании на 37%, Испании — на 49%, Японии — на 18%».

«К сожалению, — продолжил Путин, — не стал исключением и отечественный автопром. В ноябре выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов более чем на 50% по сравнению с ноябрем прошлого года».

Основная причина проблем, с которыми столкнулся автопром, по словам премьера, — резкий спад спроса. И населения и коммерческих покупателей. «В сложившихся условиях действия правительства должны быть направлены на смягчение этой негативной тенденции», — сказал Путин.

Он подчеркнул, что правительство примет меры по ограничению так называемого «прямого импорта». Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории России зарубежными автомобильными концернами, то они являются полноценными отечественными производителями.

Глава правительства отметил, что «бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и крупнейших частных компаний должны пойти на закупку продукции отечественного производства».

Далее Владимир Путин, члены его кабинета и представители федеральных министерств подробно изложили предложения и разработанные в Правительстве РФ мероприятия, рассчитанные на весь период выхода из экономического кризиса.

Важнейшей задачей остаётся восстановление потребительской активности населения. Для этого предлагается субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей. Речь идёт об автомобилях, выпущенных на территории России и относящихся к сегменту наиболее массового спроса. По его словам, правительство будет полностью компенсировать РЖД стоимость перевозки на Дальний Восток произведённых в РФ новых автомобилей.

"Значительное количество автомобилей ежегодно закупается для государственных нужд — сказал Владимир Путин. — В 2009 году государство должно увеличить эти закупки. Тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Минобороны, МЧС, требует дальнейшего обновления. На эти цели предлагаю дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти 12,5 млрд. рублей. Причём эти деньги должны распределяться равномерно между всеми представителями машиностроительной отрасли. На закупку отечественной автомобильной техники будет дополнительно направлено до 40 млрд. рублей.

Владимир Путин сказал также о необходимости обеспечить новыми автомобилями коммунальное хозяйство и образовательные учреждения страны. Закупки будут производиться непосредственно у предприятий, где имеется ясность относительно их производственных программ. Причём, минуя посреднические структуры.

Большой интерес участников совещания вызвало выступление генерального директора ОАО «КАМАЗ», председателя Совета некоммерческого партнёрства «Объединение автопроизводителей России» Сергея Когогина.

По мнению гендиректора «КАМАЗа», главное в нынешней ситуации — стимулировать спрос на автотранспорт. Для производителей коммерческого транспорта, и для «КАМАЗа» в частности, необходимы инфраструктурные проекты. «Транснефть», к примеру, приобрела 800 грузовиков на строительство нефтепровода. Сергей Когогин просил Премьер-министра поддержать строительство дорог, иной инфраструктуры.

Руководитель «КАМАЗа» также считает, что необходимо ограничить действия в России недобросовестных поставщиков — в первую очередь работающих с китайскими производителями, которые ввозят в страну технику, не соответствующую элементарным требованиям по безопасности. "Повышение таможенных пошлин на импортную технику — это то, что мы ожидали больше года, и эти меры, конечно, положительно сказались на «КАМАЗе», — подчеркнул Сергей Когогин.

Гендиректор «КАМАЗа» обратил внимание Владимира Путина на сложную и затянутую систему предоставления госгарантий предприятиям. По мнению Сергея Когогина, в современных условиях систему нужно упростить.

Что касается занятости на «КАМАЗе», то, как отметил гендиректор предприятия, уже принимается ряд мер, и в дальнейшем руководство завода будет уделять особое внимание вопросам сохранения персонала.

«Если из этого кризиса мы не сумеем выйти более мощными, современными, стабильными, то к 2013–2015 году мы будем неконкурентоспособными, — убеждён Сергей Когогин. — И в этой ситуации нам необходимы более дешевые кредитные ресурсы, которые позволят российским автозаводам реализовывать инвестиционные программы».