Ралли Телефоника - Дакар 2004: 13 этап Бамако-Айоун-Эль-Атроус

15 Января 2004

Чех Карел Лопраиз на «ТАТРЕ» стал победителем 13 этапа ралли «ТЕЛЕФОНИКА-ДАКАР 2004». 4 мин. 56 сек. ему уступила «ТАТРА» бразильца Де Азеведы. 12 мин. 30 сек. — «КАМАЗ» Ильгизара Мардеева.

14 января спортивный караван ралли, сделав огромную петлю по западной Сахаре, окольцевавшую Мавританию, Мали, Буркина Фасо резко повернул на север и вновь устремился вглубь мавританской территории. К затерянному в самой глубине классической саванны Ходх Эль- Гарби селению Айоун Эль- Атроус, которое неспроста называют концом света. 478 километров скоростного спецучастка 13 этапа ралли — абсолютно белая страница в истории дакаровских гонок, сколь новая, столь и неизведанная. Этот маршрут выводит гонщиков на огромные пространства мавританской сахели — полупустыни. Песчаная, обильно сдобренная там и сям острыми камнями, петляющая среди густых зарослей трасса стала главной головной болью и пилотов и штурманов.

«КАМАЗ» Фирдауса Кабирова, как победитель предыдущего этапа, выехал на старт еще затемно, в 5 час. 13 мин., тринадцатым в абсолютном зачете ралли. (Что-то много раз повторяется сегодня цифра «13»: 13 мин., 13 этап, 13-ый в стартовом списке…). Спустя две минуты вдогонку за ним устремилась «ТАТРА» Де Азеведы. Через пять минут плотно стартовала вторая группа лидеров в классе грузовиков — «ДАФ» Де Роя, «ТАТРА» Карела Лопраиза, «КАМАЗ» Владимира Чагина. Тактика камазовской команды, подтвержденная Семеном Якубовым перед стартом осталась неизменной: «Фирдаус Кабиров должен максимально взвинтить темп, чтобы создать более весомый задел для закрепления на третьем месте. А экипажу Владимира Чагина, лидеру гонки в классе грузовиков, нужно проехать так, чтобы если не выиграть, то и не проиграть много. А это сделать будет очень сложно, так как впереди три последних длинных и трудных этапа и наши главные соперники,-особо акцентировал наставник камазовской команды,- в первую очередь Де Азеведо и К. Лопраиз на „ТАТРАХ“, Де Рой на „ДАФЕ“, разумеется, проявят все свое мастерство, чтобы изменить в свою пользу турнирную таблицу». И действительно, спортивная картина дня, явившаяся в часах, минутах и секундах, отмеченных на контрольных точках маршрута была насыщена сегодня особой экспрессией и динамикой.

139 километр спецучастка, первая контрольная точка. Лучшее время показывает «КАМАЗ» В. Чагина. Вслед за ним в пятерку лидеров этапа пробиваются «ТАТРА» Лопраиза, «ДАЙМЛЕР» Паккани (!), «МАН» Райфа, «ХИНО» Сугавары… Шестой результат у «ТАТРЫ» Де Азеведо, одиннадцатый у «ДАФА» Де Роя, девятнадцатый у «КАМАЗА» Ф. Кабирова ! Вот такой непонятный и интригующий расклад.

286 километр, вторая контрольная точка. Лучшее время у «ТАТРЫ» Лопраиза, около 5 минут ему проигрывает «ТАТРА» Де Азеведы, 12 мин.- «МАН» Вила, … почти 20 минут-"КАМАЗ" Чагина, 34 минуты «КАМАЗ» Кабирова, 37 минут «ДАФ» Де Роя. Отставание Чагина и Де Роя можно частично объяснить — с вертолета организаторов передали информацию о том, что они меняли пробитые колеса. А вот «КАМАЗ» Кабирова более двух часов вобще находился вне «зрения радаров» гонки.

… И только после финиша удалось полностью восстановить всю предельно напряженную и нервную ситуацию на пути гонщиков к Айоун Эль- Атроусу, который издавна называют концом света. На бивуак все три наших гоночных грузовика прибыли практически одновременно Разбитые фары, зеркала, козырьки над кабинами, покореженные бока, бамперы, внешние дуги безопасности — все говорило само за себя. «Мы, наверное часто повторяем, — говорит Фирдаус Кабиров,- что каждый год эта гонка становится все сложней и сложней. Но это действительно так. Не случайно перед днем отдыха отменили два предыдущих этапа. Если бы этого не сделали, сегодня в строю не осталось бы и трети участников. Нынешний этап — тому подтверждение. Саванна, жара, трасса практически непроходимая для грузовиков — ободрали все бока. Но скорости возрастают с каждым годом Конкуренция становится все жестче и жестче, и мы не можем ехать медленнее, только в максимальном темпе.

- Ты стартовал первым и „пролетев“ 100 километров опережал Де Азеведу на 10 минут…

- Да, но затем пробили одно колесо, через двадцать километров второе. 28 минут ушли на их замену. Потратили очень много сил, километров 150 приходили в себя…Я уже давно заметил, что выигрываешь всегда мало и тяжело, а проигрываешь много. Но начнем все сначала. Борьба за третье место обострилась до предела: и наш экипаж, и Лопраиз, и Де Рой — все сохраняют шансы. Будем бороться до последней минуты гонки. Главное восстановить физические силы, с моральным духом у нас все нормально».

До дня отдыха камазовцы практически не пробили ни одного колеса, а сегодня сразу три: два на грузовике Кабирова, одно — на чагинском. Эта участь миновала грузовик Ильгизара Мардеева, который сегодня, впервые в жизни стал призером труднейшего этапа ралли. «Нынешняя трасса для грузовика-настоящий слалом. „КАМАЗ“ как какой-то огромный железный дровосек коряжится в зарослях и прорубает просеку. Наш экипаж рад, что сегодня все сложилось так удачно. Но задача у нас единственная — сделать все, чтобы два боевых коня — Чагина и Кабирова — стали призерами ралли».

Иногда думаю — как рождаются легенды? Берешь два-три факта, делаешь для них соответствующую идейную обертку и в нужное время преподносишь для хорошо подготовленной публики. Часто приходилось самому и писать и с гордостью говорить — легендарная команда «КАМАЗ-мастер», и самое главное никогда в этом не сомневаться. Это ощущение не приходит просто так, оно отшлифовано столькими фактами и событиями, каждое из которых в отдельности, а тем более в такой логической цепочке как дакаровское ралли и ложится в основу легенды, связанной с нашей командой. Вот уже который день, как лидер гонки в классе грузовиков — экипаж «КАМАЗА» № 414 в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды Семена Якубова, механика Сергея Савостина ведёт самоотверженную борьбу с лучшими экипажами, представляющими интересы крупнейших автомобильных корпораций мира. Мы их уже побеждали на Дакарах, но в каждом последующем, раз за разом, приходится подтверждать свое право лидера. И весь вопрос — какой ценой? Завтра экипаж выйдет на старт очередного этапа. А сегодня ночью им еще предстоит курс лечения — всем троим таблетки и уколы от болей в спине. Механику Сергею Савостину- дополнительные процедуры: вот уже пятый день он выезжает на трассу со сломанным от сильнейшего удара на марафонском этапе ребром. У «КАМАЗА» вышла из строя рулевая тяга и не выдержал передний мост, у Сергея — ребро. «Мы выигрываем, и это не дается просто так. Все за счет скорости, за счет возрастающих перегрузок. Не машина, а госпиталь на колесах». Последние слова Семена Якубова можно бы было принять за удачный каламбур. И очень бы хотелось. Но, увы…

До финиша ралли осталось менее двух тысяч километров. Первое место в классе грузовиков, несмотря на сегодняшние перепетии остается за камазовским экипажем Владимира Чагина. Экипаж бразильца Де Азеведо на «ТАТРЕ» отстает от челнинских гонщиков на 44 мин. 20 сек., чеха Карела Лопраиза, также на «ТАТРЕ»- на 1час 47 мин. 42сек. «КАМАЗ» Фирдауса Кабирова занимает четвертое место, уступая лидеру 2 час. 2 мин. 24 сек. Замыкает пятерку лидеров «ДАФ» голландца Де Роя, проигрывающий Чагину 2час.5 мин. 27 сек. Шестую позицию занимает «КАМАЗ» Ильгизара Мардеева, который отделяют от лучшего результата 4 час. 30 мин. 10 сек.

Алексей Шилободин, 14 января, Айоун Эль-Атроус, Мавритания.

Результаты 13-го этапа: Бамако-Айоун-Эль-Атроус

Лиазон: 230 км
Спецучасток: 478 км
Лиазон: 26 км
Итого: 734 км

Поз. Номер команды/команда Грузовик Время Отстал
от лидера
1 415 Лопраиз/Калина/ Татра 7h 39' 43 00' 00
2 412 Де Азеведо/Томечек/ Татра 7h 44' 39 04' 56
3 423 Мардеев/Гиря/ КАМАЗ 7h 52' 13 12' 30
4 414 Чагин/Якубов/ КАМАЗ 7h 54' 35 14' 52
5 442 Стейси/Ван Женужтен/ ДАФ 7h 58' 49 19' 06
6 400 Сугавара/Сузуки/ Хино 7h 59' 12 19' 29
7 407 Паччани/Бреви/ Даймлер 8h 00' 22 20' 39
8 426 Вила/Торалардона/ Ман 8h 02' 09 22' 26
9 457 Рейф/Пихльбауэр/ Ман 8h 06' 24 26' 41
10 410 Кабиров/Беляев/ КАМАЗ 8h 08' 09 28' 26
11 417 Де Рой/Колсол/ ДАФ 8h 08' 41 28' 58