Рекорды «Дакара» с казахским отливом

1 Февраля 2011

Очередной «Дакар», лучшая, самая трудная и наиболее престижная внедорожная автомобильная гонка современности, стал частицей истории спорта. Но о некоторых её рекордах стоит поговорить отдельно.

Четыре экипажа российской команды и казахстанский экипаж на своих КАМАЗах добились выдающегося результата, оккупировав пять строчек в десятке лучших по итогам этого сложнейшего по предварительной подготовке и тяжелейшего по условиям прохождения – двухнедельного марафонского заезда на скорость по полному бездорожью.

Успех камазовских экипажей – четыре первых места – был максимально возможным, но ожидаемым. Всё-таки – это сборная России с 20-летним стажем. Но вот настоящим откровением «Дакара-2011» стало выступление единственных чистых дебютантов в классе грузовиков – казахстанского экипажа в составе пилота Артура Ардавичуса, штурмана Дениса Березовского и механика Жаната Жалимбетова.

Пока, наверное, казахстанским любителям спорта, средствам массовой информации и функционерам спорта трудно оценить всю значимость достижения своих соотечественников в январе 2011 года в пампах, пустынях и горах Аргентины и Чили. И это понятно: большое видится только на расстоянии и когда есть что и с чем сравнивать. Итоговое восьмое место экипажа на КАМАЗе № 537 «с первого захода» – это ведь тоже из числа дакаровских рекордов в классе грузовиков! Трое казахстанских мужчин при поддержке своих многоопытных друзей и коллег по спорту из Татарстана совершили небывалое. Их соотечественникам ещё предстоит это осознать!

За 33 года проведения «Дакаров» – сначала в Африке, а теперь уже третий раз подряд в Латинской Америке, – казалось бы, выработалось «железное правило»: при первой пробе сил в этой гонке можно рассчитывать только на то, чтобы добраться до финиша труднейшего марафона. Хоть как-нибудь, пусть даже с большим количеством временных штрафов за опоздания на бивуаки этапов, за другие нарушения правил и регламента, но обязательно доехать до последней черты ралли – только об этом мечтают обычно дебютанты. У многих гонщиков на реализацию этой мечты уходят годы, а то и вся спортивная карьера. Такой это «неблагодарный» вид спорта…

Начали казахстанцы очень осторожно, с 47-го места на первом этапе. Видно было, как давит на их плечи, сковывает руки-ноги и тормозит разум груз ответственности за большую страну, которую они впервые хотели сделать «дакаровской державой». Однако сбросили ребята весь этот балласт на удивление быстро. Места в середине второго десятка, занятые на следующих четырёх этапах, сразу обратили на них внимание и специалистов, и соперников. К камазовской армии болельщиков по всей России и даже в некоторых странах Европы (несколько тысяч откликов по каждому этапу на сайте команды «КАМАЗ-мастер»!) присоединились казахстанские фанаты спорта.

Шестой этап перед единственным днём отдыха стал весьма суровым испытанием перед гонщиками. Поломки, аварии, застревание машины в песках случались во всех классах техники. Многие экипажи так и остались ночевать в пустыне. А вот казахстанский экипаж рванул до седьмого места на этапе и тут же вошёл в десятку лучших по итогам шести гоночных дней. И больше он уже не покидал группу сильнейших. Интересно было наблюдать острую борьбу на финишных этапах между казахстанскими дебютантами ралли и видавшими виды голландцами на немецком грузовике MAN под предводительством Марселя ван Влита, третьего призёра «Дакара-2010»!

И вскоре все поздравляли и гонщиков «Астаны», и всех казахстанцев с открытием новой страницы в истории автоспорта на их Родине! На раллийной карте мира появилась ещё одна страна, автогонщики которой уверенно «отстреляли» все этапы «Дакара» и сразу же попали «в десятку»!

В коллекции «КАМАЗ-мастера» – десятки «бедуинов» различного роста и веса. Теперь нужно добиваться того, чтобы эти символы и призы будущих «Дакара» попадали и в зал спортивной славы команды «Астана». Камазовцы хорошо знают: для этого нужно пройти немало ступенек. А это значит: надо работать, работать и ещё раз работать.

Прекрасно понимают это и первые казахстанские покорители «Дакара», прошедшие школу команды «КАМАЗ-мастер»: предстоит ещё много раз успешно «слетать» в «автомобильный космос» планеты, чтобы соотечественники начали произносить их фамилии, например, рядом с именем первого казахского космонавта и обладателя звания Народный Герой («Халык Каһарманы») Тохтара Аубакирова. Быстрого результата и признания «Дакар» не обещает никому, а вот кучу проблем и приключений – хоть на каждом этапе любой гонки по бездорожью. Это нужно понимать и тем, кто собирается материально и морально помогать команде «Астана» и её экипажу в его стремлении к высоким вершинам мастерства в автоспорте.