Сквозь кризис с минимальными потерями

30 Октября 2009

Крупнейший в России, СНГ и Восточной Европе производитель тяжёлых грузовиков ОАО «КАМАЗ» опубликовал отчётность по стандартам МСФО по итогам первого полугодия 2009 года.

Выручка группы по МСФО за первое полугодие 2009 года составила 25,43 млрд. руб., что на 50% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Убыток составил 1,84 млрд. руб. против прибыли 4,2 млрд. руб. годом ранее. На первый взгляд поводов для оптимизма немного, однако эксперты считают по-другому.

«На фоне недавней публикации отчётности крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗа» – [отчётность «КАМАЗа»] оказалась довольно позитивной», – говорится в обзоре «Банка Москвы». Специалисты отмечают, что «АвтоВАЗ» получил за полугодие 19,4 миллиарда рублей убытка, при этом выручка «КАМАЗа» – 25,4 миллиарда рублей – вдвое меньше, а российский рынок легковых автомобилей за полугодие упал лишь на 49 процентов, тогда как грузовых – на 70 процентов. Общий долг ОАО «КАМАЗ» по состоянию на конец июня составил 21,04 миллиарда рублей по сравнению с 22,40 миллиарда в начале года. Краткосрочный долг уменьшился до 17,1 миллиарда с 18,9 миллиарда рублей. «Результаты «КамАЗа» низкие, как и ожидалось, – говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, – но с учётом серьёзного провала на рынке грузовиков, начавшегося ещё в четвёртом квартале 2008 года, всё могло быть намного хуже».

Несмотря на падение продаж и кризисную ситуацию в отрасли, ОАО «КАМАЗ» удалось с начала года выработать неплохой иммунитет, считает эксперт «Банка Москвы» Михаил Лямин. Так, проведение антикризисных мероприятий позволило компании снизить себестоимость на 45,8% (до 22,08 млрд. руб.), а административные и коммерческие расходы сократились на 41% (до 1,85 млрд. руб.). К тому же показанный убыток в основном «бумажный», компания сформировала резервы по дебиторской задолженности на 1,5 млрд. руб. При этом «КАМАЗ» не стал скупиться на инвестиции, сохранив расходы на уровне прошлого года. «Это позитивно, ведь остановка модернизации сама по себе опасна для российского автопрома», — утверждает эксперт.

Кроме того, в июне предприятие потратило 225 млн. руб. на покупку 51-процентной доли в индийской Tatra Vectra ltd., которая в следующем году наладит в Индии выпуск камазовских машин (планируемая мощность производства – 5 тыс. штук ежегодно). Эти траты оправданны, считают эксперты. Но при условии, что компания в дальнейшем не будет иметь проблем с привлечением заёмных средств. С этим «КАМАЗ» сейчас справляется: госбанки уже выдали ему около 7,2 млрд. руб. под госгарантии, а до конца года Внешэкономбанк может выделить еще 2,5 млрд. руб.

«По данным самого ОАО «КАМАЗ», в первом полугодии было реализовано 10 635 грузовиков. Но, несмотря на загрузку производственных мощностей ниже 50%, «КАМАЗ» сумел показать практически нулевую рентабельность по EBITDA», – добавляет эксперт ФК «Открытие» Кирилл Таченников.

Однако при всей устойчивости положения ОАО «КАМАЗ» безоблачным его не назовёшь. Как уже говорилось выше, по итогам полугодия общий долг компании составил 21 млрд. руб., и на его краткосрочную часть приходится более 80%. Расходы на обслуживание долга по итогам полугодия выросли в 6,5 раз до 1,8 млрд. руб. Как сообщает агентство «Интерфакс», наибольший краткосрочный долг предприятия сосредоточен у Commerzbank – на 5,39 млрд. руб. и Сбербанка – 3,7 млрд. руб. Среди долгосрочных обязательств компании – долг Минфину РФ в размере 1,02 млрд. руб., в залоге по которому 51% акций дочерней компании «КАМАЗ-Металлургия». Но и это – не повод для паники. Благодаря оптимизации запасов и расчётов со сторонними организациями по итогам полугодия операционный денежный поток компании составил 4,9 млрд. руб., которых более чем достаточно для обслуживания долга и расчётов с кредиторами, – отмечает Финам.ру.

Яндекс.Метрика